Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
календарно-тематическое планирование (2 класс)
Цель программы: создание на практике условий для развития экономического образа мышления путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.1 Нормативная база
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (для I - IV классов),
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115,
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, основного общего образования»,
- Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»»,
7. Уставом МБОУ СОШ №14 г.
8. Учебным планом НОО МБОУ СОШ № 14 г. Железногорска на 2022-2023
учебный год.
9. Положением о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ СОШ
1.2 Цель программы внеурочной деятельности: создание на практике условий для развития экономического образа мышления путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе формирования личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи:
- формировать базовые знания о личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формировать понимание необходимости долгосрочного финансового планирования, установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формировать навыки оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного инвестирования;
- формировать навыки составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучать основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Курс рассчитан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
1.3 Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Планируемые результаты.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;
коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов
Содержание программы для 2 класса
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5. Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия. Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6. На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование. Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
• Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
• Сравнивать покупки по степени необходимости.
• Различать планируемые и непредвиденные расходы.
• Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами. Бюджет- план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок. Компетенции
• Объяснять, как управлять деньгами.
• Сравнивать доходы и расходы.
• Объяснять, как можно экономить.
• Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
• Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
• Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
• Сравнивать разные виды сбережений.
Формы оценивания
Текущая аттестация:
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• мини-исследования;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Итоговая аттестация:
• викторина;
• тест.
Внеурочная деятельность:
• творческая работа;
• проект.
Система оценивания
Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном под ходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
- ситуационная игра,
- образно-ролевые игры,
- исследовательская деятельность,
- урок-практикум,
- дискуссия, обсуждение.
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (2 класс)
№ занятия | Тема занятия | Теоретическая часть | Практическая часть |
1 | Что такое деньги и откуда они взялись. | 1 | |
2 | Что такое деньги и откуда они взялись. Игра «Обмен товарами». | 1 | |
3 | Что такое деньги и откуда они взялись. Решение задач с денежными расчетами | 1 | |
4 | Что такое деньги и откуда они взялись. Тест. | 1 | |
5 | Рассмотрим деньги поближе. Коллекция нумизмата. | 1 | |
6 | Рассмотрим деньги поближе. Постер «Виды товарных денег» | 1 | |
7 | Рассмотрим деньги поближе. Игра - путешествие «Сказочная страна финансов» | 1 | |
8 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок. | ||
9 | Рассмотрим деньги поближе. Тест. | 1 | |
10 | Какие деньги были раньше в России. Деньга, копейка, рубль. | 1 | |
11 | Какие деньги были раньше в России. Первые бумажные деньги. | 1 | |
12 | Какие деньги были раньше в России. Пословицы и поговорки про деньги. Дизайн купюры сказочной страны. | 1 | |
13 | Современные деньги России и других стран. Современные монеты и купюры России. | 1 | |
14 | Современные деньги России и других стран. Банки. Безналичные и электронные деньги. | 1 | |
15 | Современные деньги России и других стран. Пластиковые карты. | 1 | |
16 | Современные деньги России и других стран. Постер «Оборот денег» | 1 | |
17 | Современные деньги России и других стран. Доллар и евро. | 1 | |
18 | Современные деньги России и других стран. Тест. | 1 | |
19 | Откуда в семье деньги. Клады, лотерея, наследство. | 1 | |
20 | Откуда в семье деньги. Заработная плата. Инсценировка сказки «Заработанный рубль» | 1 | |
21 | Откуда в семье деньги. Пенсии, пособия, стипендии. Мини-исследование «Основные доходы в семье» | 1 | |
22 | Откуда в семье деньги. Аренда и проценты в банке, кредиты. Постер «Доходы бывают разные» | 1 | |
23 | Откуда в семье деньги. Тест. | 1 | |
24 | На что тратятся деньги. Необходимые расходы. | 1 | |
25 | На что тратятся деньги. Откладывание денег и непредвиденные расходы. Игра «Магазин» | 1 | |
26 | На что тратятся деньги. Хобби. Вредные привычки. Составление примерной сметы расходов в семье. | 1 | |
27 | Как умно управлять своими деньгами. Расходы и доходы. Считаем деньги. | 1 | |
28 | Как умно управлять своими деньгами. Что такое экономия? Кого называют банкротом? | 1 | |
29 | Как умно управлять своими деньгами. Сочинение сказки о правильном распоряжении деньгами. | 1 | |
30 | Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет» | 1 | |
31 | Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги? | 1 | |
32 | Как делать сбережения. «Путешествие в страну Капиталия» | 1 | |
33 | Как делать сбережения. Игра «Я – предприниматель» | 1 | |
34 | Итоговый урок. Тестирование по курсу. | 1 | |
Итого часов: 34 | 11 | 23 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 3 класс
Программа реализуется через следующие формы занятий: • ситуационная игра, • образно-ролевые игры, • исследовательская деятельность,• урок-практикум,• дискуссия,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружка «Финансовая грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Рабочая программа «Финансовая грамотность» курса внеурочной деятельности социально-гуманитарной направленности изучается в 4 класс 34 часа.Программа разработана в соответствии с требования...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность для 3-4 класса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» для 2-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 2-4 классов разработана на основе авторской программы Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная програм...