Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_1-_4_1.docx | 89.41 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _______О.И.Майстренко «___» ___________ 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ Краснооктябрьская СОШ _______ А.К.Саломатин «_____»_________2022 г. |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
1 - 4 КЛАСС
Составители: методическое
объединение учителей
начальных классов
2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей третьеклассников для занятий используются сюжеты художественных и научно-познавательных текстов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Центральным понятием в данном курсе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная грамотность». Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Изучение данного курса начинается в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности- письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом
Известны недостатки в обучении младших школьников (по результатам ВПР в 4 классе, результатов участия российских школьников в международных исследованиях PIRLS, TIMS):
– недостаточно владеют смысловым чтением;
– не справляются с задачами на интерпретацию информации;
– затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения;
– не умеют высказывать предположения, строить доказательства.
Поэтому авторы программы предлагают начинать формирование навыков функциональной грамотности именно в начальных классах.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Цель изучения курса: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно- научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Для достижения основной цели курса предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- находить и извлекать информацию из различных текстов;
- привлекать извлечённую из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе изучения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т. д
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным и бескорыстным поступкам.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа курса «Функциональная грамотность» разработана на три года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 102 часа (34 часа в каждом классе). Весь курс состоит из 4 блоков : − читательская грамотность (по 8 часов в каждом классе) ; − математическая грамотность (по 8 часов в каждом классе); − компьютерная грамотность (по 8 часов в каждом классе); − грамотность в естественных науках (по 8 часов в каждом классе)..
Содержание программы
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно- научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно- научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно- научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно- научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-вочасов | Дата | Виды деятельности | Формапроведения занятия | Электронные(цифровые)образовательные ресурсы | |
1.Блок «Читательская грамотность» | |||||||
1 | Виталий Бианки. Лис и мышонок | 1 | 8.09 | Игровая | Игра | Портал ИСРО РАО | |
2 | Русская народная сказка. Мороз и заяц | 1 | 15.09 | Познавательная | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
3 | Владимир Сутеев. Живые грибы | 1 | 22.09 | Научно-познавательная | Викторина | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); | |
4 | Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко | 1 | 29.09 | Игровая | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
5 | Михаил Пляцковский. Урок дружбы | 1 | 6.10 | Познавательная | Дискуссия | Портал ИСРО РАО | |
6 | Грузинская сказка. Лев и заяц | 1 | 13.10 | Деятельность общения | Парная работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
7 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать | 1 | 20.10 | Познавательная | Беседа с обсуждением | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
8 | Евгений Пермяк. Четыре брата | 1 | 27.10 | Игровая | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
Итогопоразделу | 8 | ||||||
2.Блок «Математическая грамотность» | |||||||
9 | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца | 1 | 3.11 | Познавательная | Игра | Портал ИСРО РАО | |
10 | Про козу, козлят и капусту | 1 | 10.11 | Учебная | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
11 | Про петушка и жерновцы | 1 | 17.11 | Познавательная | Парная работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
12 | Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки | 1 | 24.11 | Познавательная | Работа в группах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
13 | Про наливные яблочки | 1 | 1.12 | Учебная | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
14 | Про Машу и трёх медведей | 1 | 8.12 | Игровая | Игра | Портал ИСРО РАО | |
15 | Про старика, старуху, волка и лисичку | 1 | 15.12 | Познавательная | Беседа с обсуждением | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
16 | Про медведя, лису и мишкин мёд | 1 | 22.12 | Учебная | Викторина | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
Итого по разделу | 8 | ||||||
3.Блок «Финансовая грамотность» | |||||||
17 | За покупками | 1 | 29.12 | Игровая | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
18 | Находчивый Колобок | 1 | 12.01 | Игровая | Квиз | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | |
19 | День рождения Мухи-Цокотухи | 1 | 19.01 | Игровая | Работа в группах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
20 | Буратино и карманные деньги | 1 | 26.01 | Познавательная | Работа в парах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
21 | Кот Василий продаёт молоко | 1 | 2.02 | Деятельность общения | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
22 | Лесной банк | 1 | 9.02 | Познавательная | Беседа | Портал ИСРО РАО | |
23 | Как мужик и медведь прибыль делили | 1 | 16.02 | Познавательная | Беседа с обсуждением | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
24 | Как мужик золото менял | 1 | 2.03 | Учебная | Работа в парах | Портал ИСРО РАО | |
Итого по разделу | 8 | ||||||
3.Блок «Естественно- научная грамотность» | |||||||
25 | Как Иванушка хотел попить водицы | 1 | 16.03 | Научно-познавательная | Проведение опыта | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
26 | Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик | 1 | 23.03 | Познавательная | Работа в парах | Портал ИСРО РАО | |
27 | Про репку и другие корнеплоды | 1 | 30.03 | Игровая | Викторина | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
28 | Плывёт, плывёт кораблик | 1 | 13.04 | Научно-познавательная | Беседа с обсуждением | Портал ИСРО РАО | |
29 | Про Снегурочку и превращения воды | 1 | 20.04 | Игровая | Проведение опыта | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
30 | Как делили апельсин | 1 | 27.04 | Научно-познавательная | Беседа | Портал ИСРО РАО | |
31 | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду | 1 | 4.05 | Игровая | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
32 | Иванова соль | 1 | 11.05 | Познавательная | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
33 | Владимир Сутеев. Яблоко. | 1 | 18.05 | Игровая | Игра | Портал ИСРО РАО | |
Итого по разделу | 9 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 2 КЛАССА
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол=во часов | Дата | Виды деятельности | Форма проведения занятия | Электронные ( цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Михаил Пришвин. Беличья память | 1 | 07.09 | Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
2 | Про беличьи запасы | 1 | 15.09 | Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным. | Викторина | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); |
3 | Беличьи деньги | 1 | 21.09 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Дискуссия | Портал ИСРО РАО |
4 | Про белочку и погоду | 1 | 28.09 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
5 | И. Соколов-Микитов. В берлоге | 1 | 05.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самостоят. работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
6 | Медвежье потомство | 1 | 12.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа с обсуждением | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
7 | Повреждённые и фальшивые деньги | 1 | 19.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Мозговой штурм | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
8 | Лесные сладкоежки | 1 | 27.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Квиз | Портал ИСРО РАО |
9 | Лев Толстой. Зайцы | 1 | 10.11. | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
10 | Про зайчат и зайчиху | 1 | 17.11 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
11 | Банковская карта | 1 | 24.11 | Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал ИСРО РАО |
12 | Про Зайчишку и овощи | 1 | 01.12 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самост.работа | |
13 | Николай Сладков. Весёлая игра | 1 | 08.12 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре | |
14 | Лисьи забавы | 1 | 15.12 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
15 | Безопасность денег на банковской карте | 1 | 22.12 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. | Парная работа | Портал ИСРО РАО |
16 | Лисьи норы | 1 | 29.12 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал ИСРО РАО |
17 | Обыкновенные кроты | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал ИСРО РАО | |
18 | Про крота | 1 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
19 | Про кредиты | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
20 | Корень – часть растения | 1 | Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: | Самост. работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
21 | Эдуард Шим. Тяжкий труд | 1 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал ИСРО РАО | |
22 | Про ежа | 1 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
23 | Про вклады | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО | |
24 | Занимательные особенности яблока | 1 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа | Портал ИСРО РАО | |
25 | Полевой хомяк | 1 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа, игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
26 | Про полевого хомяка | 1 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Викторина | Портал ИСРО РАО | |
27 | Ловушки для денег | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию .Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
28 | Про хомяка и его запасы | 1 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Самост. работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
29 | Про бобров | 1 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Беседа | Портал ИСРО РАО | |
30 | Бобры-строители | 1 | Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. | Работа в группе | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
31 | Такие разные деньги | 1 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Игра | Портал ИСРО РАО | |
32 | Материал для плотин | 1 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре | Портал ИСРО РАО | |
33 | Позвоночные животные | 1 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 3 КЛАССА
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
РАЗДЕЛ 1. | |||||||
1 | Про дождевого червяка | 1 | 7.09 | Сформировать установку на активное участие в решении задач, осознанием важности образования. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
2 | Дождевые черви | 1 | 14.09 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Викторина | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); | |
3. | Кальций | 1 | 21.09 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Дискуссия | Портал ИСРО РАО | |
4. | Полезный кальций | 1 | 28.09 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
5. | Сколько весит облако | 1 | 5.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самостоят. работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ | |
6. | Про облака | 1 | 12.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа с обсуждением | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
7. | Хлеб – всему голова | 1 | 19.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
8. | Про хлеб и дрожжи | 1 | 26.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал ИСРО РАО | |
9 | Про мел | 1 | 2.11 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
10. | Интересное вещество – мел. | 1 | 9.11 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
11. | Про мыло | 1 | 16.11 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал ИСРО РАО | |
12. | Чем интересно мыло и как оно «работает» | 1 | 23.11 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Групповая работа | ||
13 | История свечи | 1 | 30.11 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре | ||
14. | Про свечи | 1 | 7.12 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
15. | Магнит | 1 | 14.12 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. | Парная работа | Портал ИСРО РАО | |
16. | Волшебный магнит | 1 | 21.12 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал ИСРО РАО | |
17. | Проверочная работа | 1 | 28.12 | Выполнение заданий по заданной инструкции. | Самостоятельная работа | Портал ИСРО РАО | |
18. | Что такое «бюджет» | 1 | 11.01 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
19. | Расходы и доходы бюджета | 1 | 18.01 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
20. | Семейный бюджет | 1 | 25.01 | Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
21. | Планируем семейный бюджет | 1 | 1.02 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. Развитие интереса к сотрудничеству. | Работа в группах | Портал ИСРО РАО | |
22. | Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. | 1 | 8.02 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
23. | Подсчитываем семейный доход | 1 | 15.02 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО | |
24. | Откуда в семье берутся деньги. Пенсия и социальные доходы. | 1 | 22.02 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа | Портал ИСРО РАО | |
25. | Пенсия и пособия | 1 | 1.03 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения значений данных понятий. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа, игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
26. | Откуда в семье берутся деньги? Наследство, клад, выигрыш. | 1 | 15.03 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Групповая работа | Портал ИСРО РАО | |
27. | Подсчитываем случайные нерегулярные доходы | 1 | 22.03 | Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
28. | На что тратятся семейные деньги? | 1 | 29.03 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
29. | Подсчитываем расходы | 1 | 5.04 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Работа в паре | Портал ИСРО РАО | |
30. | На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи. | 1 | 12.04 | Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. | Работа в группе | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
31. | Расходы на обязательные платежи. | 1 | 19.04 | Выявлять и анализировать финансовую информацию. Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Игра | Портал ИСРО РАО | |
32. | Как сэкономить семейные деньги? | 1 | 26.04 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре | Портал ИСРО РАО | |
33. | Подсчитываем сэкономленные деньги | 1 | 3. и 10.05 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
34. | Проверочная работа | 1 | 17.05 24.05 | Выполнение действий по заданной инструкции | Самостоятельная работа | Портал ИСРО РАО | |
Итого по разделу | 34 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 4 КЛАССА
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
РАЗДЕЛ 1. | |||||||
1. | Старинная женская одежда | 1 | 7.09 | Сформировать установку на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования. | Беседа.Практическая работа. | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
2. | Старинные женские головные уборы | 1 | 14.09 | Развить мотивацию к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным. | Викторина. Практическая работа. | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); | |
3. | Старинная мужская одежда и головные уборы | 1 | 21.09 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Дискуссия. Практическая рабоата. | Портал ИСРО РАО | |
4. | Жилище крестьянской семьи на Руси | 1 | 28.09 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа. Практическая работа. | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
5. | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | 1 | 5.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самостоят. работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
6. | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. | 1 | 12.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа с обсуждением. | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
7. | История посуды на Руси | 1 | 19.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Мозговой штурм | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
8. | Какие деньги были раньше в России | 1 | 26.10 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Квиз | Портал ИСРО РАО | |
9 | Томат | 1 | 2.11 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа. Работа в паре. | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
10. | Болгарский перец | 1 | 9.11 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
11. | Картофель | 1 | 16.11 | Выявлять и анализировать финансовую информацию.Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал ИСРО РАО | |
12. | Баклажан. Семейство Паслёновые | 1 | 23.11 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Самост.работа | ||
13 | Лук | 1 | 30.11 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре | ||
14. | Капуста | 1 | 7.12 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
15. | Горох | 1 | 14.12 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. Оценивать результаты своей деятельности. | Парная работа | Портал ИСРО РАО | |
16. | Грибы | 1 | 21.12 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал ИСРО РАО | |
17. | Творческая работа | 1 | 28.12 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Практическая работа. | Портал ИСРО РАО | |
18. | Потребительская корзина | 1 | 11.01 | Проведение простых исследований и анализ их результатов. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
19. | Потребительская корзина | 1 | 18.01 | Выявлять и анализировать финансовую информацию.Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
20. | Прожиточный минимум | 1 | 25.01 | Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: | Самост. работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
21. | Инфляция | 1 | 1.02 | Развивать активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах | Работа в группах | Портал ИСРО РАО | |
22. | Распродажи, скидки, бонусы | 1 | 8.02 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
23. | Распродажи, скидки, бонусы | 1 | 15.02 | Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Портал ИСРО РАО | |
24. | Благотворительность | 1 | 22.02 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Парная работа | Портал ИСРО РАО | |
25. | Страхование | 1 | 1.03 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа, игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
26. | В бассейне | 1 | 15.03 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Викторина | Портал ИСРО РАО | |
27. | Делаем ремонт | 1 | 22.03 | Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
28. | Делаем ремонт | 1 | 29.03 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Самост. работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
29. | Праздничный торт | 1 | 5.04 | Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. | Беседа. Практическая работа | Портал ИСРО РАО | |
30. | Обустраиваем участок | 1 | 12.04 | Развить активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах. | Работа в группе | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/); | |
31. | Поход в кино | 1 | 19.04 | Выявлять и анализировать финансовую информацию.Использовать информацию из текста для решения практической задачи | Игра | Портал ИСРО РАО | |
32. | Поход в кино | 1 | 26.04 | Развить интерес к сотрудничеству. Приобрести опыт успешного межличностного общения. | Работа в паре.Игра | Портал ИСРО РАО | |
33. | Отправляемся в путешествие | 1 | 3. и 10.05 | Использовать информацию из текста для решения практической задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | Беседа.Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) | |
34. | Составляем словарик по финансовой грамотности | 1 | 17.05 24.05 | Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности. | Игра | Портал ИСРО РАО | |
Итого по разделу | 34 | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)
ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения компьютер преподавателя, мультимедийный проектор, демонстрационный экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
Программа предполагает изучение данного курса в 3 классе, но можно использовать даннный материал и для 2 класса....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2019-2020 г.
Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс
Сегодня нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" 4 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельсти "Основы финансовой грамотности" для 4 классаРассчитана на 34 учебные недели...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Цель программы: создание на практике условий для развития экономического образа мышления путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе форми...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 3 класса
Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению. Освоение содержания опирается на межпр...
КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...