рабочая программа внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
рабочая программа

Васильева Лариса Александровна

рабочая программа НОО "Сто дорог - одна моя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noo_vd_sto_dorog_-_odna_moya.docx53.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования

МБОУ «Гимназия №12»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «Гимназия№12»

 _______________Е.В. Неведрова

 

«СТО ДОРОГ – ОДНА МОЯ»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

по направлению «социальное»

для учащихся 2-3 классы

(ПРОЕКТ)

СОГЛАСОВАНО:

Педагогический совет

от «___» _______2020, протокол №__

РАССМОТРЕНО:

Научно-методический совет,

 «___» _______2020, протокол №__

Ленинск - Кузнецкий

2020

Основные разработчики программы:

Васильева Л.А., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

Луценко И.В., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»

Программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» по направлению «социальное» предназначена для учащихся 2-3 классов. Направлена на формирование у учащихся знаний о профессии инженер.

Сто дорог – одна моя: Программа курса внеурочной деятельности по направлению «социальное» для учащихся 2-3 классов    / Л.А. Васильева, И.В. Луценко. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2020. – 13 с.

Ленинск-Кузнецкий,

МБОУ «Гимназия №12»,

2020

Пояснительная записка

Мы живем в «век высоких технологий», требующих от человечества специалистов технического профиля в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. на современном рынке труда возникла необходимость в профессиях, которые требуют умения и навыки работы с инновационными программируемыми устройствами на производстве. Таким образом в России возникла проблема в недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. В связи с этим назрела необходимость вести популяризацию профессий инженера. Поэтому в программу внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» были внесены темы по изучению профессии инженера.

Цель программы: формирование у учащихся знаний о профессии инженер.

Задачи программы:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием мира профессий, в том числе с профессией инженер.
  2. Развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся.
  3. Воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Принципы построения программы:

  • Доступность материала, соответствие возрастным особенностям детей.
  • Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
  • Личностно-ориентированный подход к детям.
  • Изучение интересов и потребностей детей.
  • Практическое участие и наглядное оформление.
  • Творческий и индивидуальный подход.

Содержание программы разбито на блоки. Каждый блок знакомит учащихся с определенной специализацией профессии.  Так, в первый год обучения происходит знакомство с такими специальностями, как инженер связи, инженер технолог, горный инженер. Во второй год обучения учащиеся знакомятся с профессией инженер по охране труда, инженер по пожарной безопасности, инженер по производству, инженер эколог.

В каждом блоке знакомство с профессией осуществляется по следующему алгоритму:

  • знакомство с профессией (историей возникновения, содержанием труда, качествами, которыми должен обладать человек данной профессии, плюсами и минусами профессии);
  • экскурсии на предприятие;
  • виртуальные экскурсии;
  • творческая мастерская «Рисуем профессию»;
  • сбор материала и защита проекта;
  • викторина «Что мы узнали о профессии?»

Формы занятий:

  • встречи
  • виртуальные экскурсии
  • экскурсии
  • игры
  • практикум
  • упражнения
  • викторины
  • проекты
  • конкурсы
  • опыты

Программа реализуется в рамках плана внеурочной деятельности по направлению «социальное». Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю).

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  2. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  3. формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи познавательной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) умение работать в материальной и информационной.

  1. Содержание

2 класс

Содержание курса

Формы

Виды деятельности

Занятие 1

Тема: Вводное занятие «В мире профессий». Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Игра «Угадай профессию!»

Беседа, анкетирование, игры, проблемные ситуации

Проблемно-ценностное общение, игровая

Занятие 2

Тема: «Зачем человек трудится?» Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Беседа, игра, проблемная ситуация

Проблемно-ценностное общение, игровая

Занятие 3

Тема: «Чем пахнут ремесла

Беседа, дискуссия «Почему бездельник не пахнет никак?», чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»

Проблемно-ценностное общение, познавательная

Занятие 4

Тема: «Банк современных профессий». Встреча с представителями Центра занятости

Беседа, игра, конкурс загадок, анкетирование,

Познавательная, игровая

Занятие 5

Тема: «Знакомство с профессией инженер». Кто такой инженер? Проблемная ситуация: каким должен быть инженер? Роль профессии инженер на рынке труда. Инженерные виды деятельности.

Беседа, проблемная ситуация

Познавательная, проблемно-ценностное общение

Занятие 6

Тема: «Профессия «Инженер связи». Знакомство с профессией

Беседа

Познавательная

Занятие 7

Тема: «Встреча с представителем компании «Ростелеком».

Встреча с представителем профессий

Досугово-развлекательная

Занятие 8

Тема: «Виртуальная экскурсия в СУЭК-Кузбасс». Презентация «Инженер связи».

Виртуальная экскурсия, ролевая игра

Познавательная, игровая

Занятие 9

Тема: «Экскурсия на Главпочтамт города». Встреча с работниками Главпочтамта города.

Экскурсия, интервьюирование

Досугово-развлекательная

Занятие 10

Тема: «Творческая мастерская «Рисуем профессию».

Конкурс рисунков

Художественное творчество

Занятие 11

Тема: «Подготовка к защите индивидуального проекта».

Сбор материала

Познавательная

Занятие 12 - 13

Тема: «Защита индивидуальных проектов»

Защита проекта

Социальное творчество

Занятие 14

Тема: «Викторина «Что мы узнали о профессии?».

Викторина, игра

Игровая, досугово-развлекательная

Занятие 15

Тема: «Профессия «Инженер-технолог». Знакомство с профессией. Роль профессии инженер-технолог на рынке труда.

Беседа

Познавательная

Занятие 16

Тема: «Экскурсия на ООО «ЛК Хлебокомбинат».

Экскурсия. Встреча, интервью с работниками Хлебокомбината

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 17

Тема: Виртуальная экскурсия на швейную фабрику ООО «Сибстиль».

Виртуальная экскурсия, просмотр информационного фильма, беседа

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 18

Тема: Встреча с представителем СУЭК-Кузбасс.

Встреча с представителем профессий, беседа

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 19

Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию».

Конкурс рисунков

Художественное творчество

Занятие 20

Тема: Подготовка к защите индивидуального проекта.

Сбор информации

Познавательная

Занятие 21

Тема: Защита индивидуальных проектов.

Защита проекта

Социальное творчество

Занятие 22

Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?».

Викторина

Познавательная, игровая

Занятие 23

Тема: Профессия «Горный инженер». Знакомство с профессией.

Беседа, просмотр видеороликов

Познавательная

Занятие 24

Тема: Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть».

Встреча с представителем профессий, интервьюирование

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 25

Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс.

Экскурсия, встреча, интервью с работниками СУЭК-Кузбасс, беседа.

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 26

Тема: Экскурсия на ОАО «Шахта им С.М. Кирова»

Экскурсия, встреча, интервью с работниками ОАО «Шахта им. С.М. Кирова».

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 27

Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию».

Конкурс рисунков

Художественное творчество

Занятие 28

Тема: Подготовка к защите индивидуального проекта.

Сбор и обработка материала

Познавательная

Занятие 29 - 30

Тема: Защита индивидуальных проектов.

Защита проекта

Социальное творчество

Занятие 31

Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?».

Викторина

Познавательная, игровая

Занятие 32

Тема: Познавательно-развлекательная программа «Труд в почете любой! Мир профессий большой!».

Конкурсы, загадки, викторины, ролевые игры

Игровая, досугово-развлекательная

Занятие 33

Тема: Подготовка к коллективному проекту.

Сбор информации

Познавательная

Занятие 34

Тема: Итоговое занятие. Защита коллективного проекта

Защита проекта

Социальное творчество

3 класс

Содержание курса

Формы

Виды деятельности

Занятие 1

Тема: Вводное занятие «Что мы знаем о профессии инженер

Беседа, игры, викторина, загадки

Познавательная, игровая

Занятие 2

Тема: Профессия «Инженер по охране труда». Знакомство с профессией.

Беседа, просмотр видеоматериалов

Познавательная

Занятие 3

Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс.

Экскурсия, беседа, встреча, интервью с работниками СУЭК-Кузбасс.

Досугово-развлекательная

Занятие 4

Тема: Виртуальная экскурсия в ООО «ЛКС».

Виртуальная экскурсия, беседа

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 5

Тема: Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть

Встреча с представителем профессии, круглый стол, дискуссия

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 6

Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию».

Конкурс рисунков, викторины

Художественное творчество, игровая

Занятие 7

Тема: Защита индивидуальных проектов.

Защита проектов

Социальное творчество

Занятие 8

Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?»

Викторина. игры

Досугово-развлекательная, игровая

Занятие 9 

Тема: Профессия «Инженер по пожарной безопасности». Знакомство с профессией.

Беседа, просмотр видеороликов

Познавательная

Занятие 10

Тема: Экскурсия в ФГУП ВГСЧ.

Экскурсия, беседа

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 11

Тема: Экскурсия в Пожарную часть № 1.

Экскурсия, интервью

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 12

Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс.

Экскурсия, интервью, беседа

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 13

Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию».

Конкурс рисунков, викторины

Художественное творчество

Занятие 14

Тема: Подготовка к защите проектов.

Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях.

Познавательная, игровая

Занятие 15

Тема: Защита индивидуальных проектов.

Защита проектов

Социальное творчество

Занятие 16

Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?».

Викторина. игры

Досугово-развлекательная, игровая

Занятие 17

Тема: Профессия «Инженер-эколог». Знакомство с профессией.

Беседа, просмотр мультфильмов, видеороликов, беседа

Познавательная

Занятие 18

Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс.

Экскурсия, беседа

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 19

Тема: Экскурсия в Администрацию города.

Экскурсия, беседа, интервью

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 20

Тема: Встреча с представителем профессии. Дискуссия о должностных обязанностях инженера-эколога. Качества личности в профессии.

Встреча с представителем профессии, дискуссия о должностных обязанностях инженера-эколога, круглый стол

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 21

Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию».

Конкурс рисунков, викторины

Художественное творчество, игровая

Занятие 22

Тема: Подготовка к защите проектов.

Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях.

Познавательная

Занятие 23

Тема: Защита индивидуальных проектов.

Защита проектов

Социальное творчество

Занятие 24

Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?»

Викторина. игры

Игровая

Занятие 25

Тема: Профессия «Инженер по производству». Знакомство с профессией.

Беседа, просмотр видеоматериалов

Познавательная

Занятие 26

Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс.

Экскурсия

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 27

Тема: Виртуальная экскурсия АО «СУЭК-КУЗБАСС», шахтоуправление «Комсомолец».

Виртуальная экскурсия, просмотр видеороликов, беседа

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 28

Тема: Встреча с представителем АО «Автодор».

Встреча с представителем профессии

Досугово-развлекательная, познавательная

Занятие 29

Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию».

Конкурс рисунков, викторины

Художественное творчество

Занятие 30

Тема: Подготовка к защите проектов.

Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях.

Познавательная, игровая

Занятие 31

Тема: Защита индивидуальных проектов.

Защита проектов

Социальное творчество

Занятие 32

Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?»

Викторина. игры

Игровая

Занятие 33

Тема: Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

Стихи, песни, пословицы, разыгрывание ситуаций. Конкурс загадок, викторины

Досугово-развлекательная, игровая

Занятие 34

Тема: Итоговое занятие. Обобщение полученных знаний.

Защита итогового проекта

Социальное творчество

  1. Тематическое планирование

2 класс (34 часа)

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие «В мире профессий»

1

1

-

2

Зачем человек трудится?

1

1

-

3

«Чем пахнут ремесла?»

1

0,5

0,5

4

Банк современных профессий

1

1

-

5

Знакомство с профессией инженер

1

1

-

6

Профессия «Инженер связи»

1

1

-

7

Встреча с представителем компании «Ростелеком»

1

0,5

0,5

8

Виртуальная экскурсия в СУЭК-Кузбасс

1

0,5

0,5

9

Экскурсия на Главпочтамт города

1

0,5

0,5

10

Творческая мастерская «Рисуем профессию»

1

-

1

11

Подготовка к защите индивидуального проекта

1

0,5

0,5

12

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

13

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

14

Викторина «Что мы узнали о профессии?»

1

-

1

15

Профессия «Инженер-технолог»

1

1

-

16

Экскурсия на ООО «ЛК Хлебокомбинат»

1

-

1

17

Виртуальная экскурсия на швейную фабрику ООО «Сибстиль»

1

-

1

18

Встреча с представителем СУЭК-Кузбасс

1

-

1

19

Творческая мастерская «Рисуем профессию»

1

-

1

20

Подготовка к защите индивидуального проекта

1

0,5

0,5

21

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

22

Викторина «Что мы узнали о профессии?»

1

-

1

23

Профессия «Горный инженер»

1

1

-

24

Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть»

1

0,5

0,5

25

Экскурсия в СУЭК-Кузбасс

1

0,5

0,5

26

Экскурсия на ОАО «Шахта им С.М. Кирова»

1

0,5

0,5

27

Творческая мастерская «Рисуем профессию»

1

-

1

28

Подготовка к защите индивидуального проекта

1

0,5

0,5

29

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

30

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

31

Викторина «Что мы узнали о профессии?»

1

-

1

32

Познавательно-развлекательная программа «Труд в почете любой! Мир профессий большой!»

1

-

1

33

Подготовка к коллективному проекту

1

0,5

0,5

34

Итоговое занятие. Защита коллективного проекта

1

-

1

Итого:

34

12,5

21,5

3 класс (34 часа)

Название темы

Кол-во часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие «Что мы знаем о профессии инженер»

1

0,5

0,5

2

Профессия «Инженер по охране труда»

1

1

-

3

Экскурсия в СУЭК-Кузбасс

1

0,5

0,5

4

Виртуальная экскурсия в ООО «ЛКС»

1

0,5

0,5

5

Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть»

1

0,5

0,5

6

Творческая мастерская «Рисуем профессию»

1

-

1

7

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

8

Викторина «Что мы узнали о профессии?»

1

-

1

9

Профессия «Инженер по пожарной безопасности»

1

1

-

10

Экскурсия в ФГУП ВГСЧ

1

0,5

0,5

11

Экскурсия в Пожарную часть № 1

1

0,5

0,5

12

Экскурсия в СУЭК-Кузбасс

1

0,5

0,5

13

Творческая мастерская «Рисуем профессию»

1

-

1

14

Подготовка к защите проектов

1

-

1

15

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

16

Викторина «Что мы узнали о профессии?»

1

-

1

17

Профессия «Инженер-эколог»

1

1

-

18

Экскурсия в СУЭК-Кузбасс

1

0,5

0,5

19

Экскурсия в Администрацию города

1

0,5

0,5

20

Встреча с представителем профессии

1

0,5

0,5

21

Творческая мастерская «Рисуем профессию»

1

-

1

22

Подготовка к защите проектов

1

-

1

23

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

24

Викторина «Что мы узнали о профессии?»

1

-

1

25

Профессия «Инженер по производству»

1

1

-

26

Экскурсия в СУЭК-Кузбасс

1

0,5

0,5

27

Виртуальная экскурсия АО «СУЭК-КУЗБАСС», шахтоуправление «Комсомолец»

1

0,5

0,5

28

Встреча с представителем АО «Автодор»

1

0,5

0,5

29

Творческая мастерская «Рисуем профессию»

1

-

1

30

Подготовка к защите проектов

1

-

1

31

Защита индивидуальных проектов

1

-

1

32

Викторина «Что мы узнали о профессии?»

1

-

1

33

Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!»

1

-

1

34

Итоговое занятие

1

-

1

Итого:

34

10,5

23,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».

В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"

Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Азбука дороги"

Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»

Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума....

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дороги добра"

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Дорог добра" 1-2 класс...

Опыт реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"

В статье представлен опыт работы по реализации программы курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя», на занятиях которых учащиеся знакомятся с инженерными профессиями. В ст...