рабочая программа внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
рабочая программа
рабочая программа НОО "Сто дорог - одна моя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noo_vd_sto_dorog_-_odna_moya.docx | 53.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования
МБОУ «Гимназия №12»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №12»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия№12»
_______________Е.В. Неведрова
«СТО ДОРОГ – ОДНА МОЯ»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по направлению «социальное»
для учащихся 2-3 классы
(ПРОЕКТ)
СОГЛАСОВАНО: Педагогический совет от «___» _______2020, протокол №__ | РАССМОТРЕНО: Научно-методический совет, «___» _______2020, протокол №__ |
Ленинск - Кузнецкий
2020
Основные разработчики программы:
Васильева Л.А., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
Луценко И.В., почетный работник общего образования РФ, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №12»
Программа курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» по направлению «социальное» предназначена для учащихся 2-3 классов. Направлена на формирование у учащихся знаний о профессии инженер.
Сто дорог – одна моя: Программа курса внеурочной деятельности по направлению «социальное» для учащихся 2-3 классов / Л.А. Васильева, И.В. Луценко. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Гимназия №12», 2020. – 13 с.
Ленинск-Кузнецкий,
МБОУ «Гимназия №12»,
2020
Пояснительная записка
Мы живем в «век высоких технологий», требующих от человечества специалистов технического профиля в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека. на современном рынке труда возникла необходимость в профессиях, которые требуют умения и навыки работы с инновационными программируемыми устройствами на производстве. Таким образом в России возникла проблема в недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. В связи с этим назрела необходимость вести популяризацию профессий инженера. Поэтому в программу внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя» были внесены темы по изучению профессии инженера.
Цель программы: формирование у учащихся знаний о профессии инженер.
Задачи программы:
- Познакомить учащихся с разнообразием мира профессий, в том числе с профессией инженер.
- Развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся.
- Воспитывать трудолюбие, старательность, аккуратность, настойчивость в доведении дела до конца, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.
Принципы построения программы:
- Доступность материала, соответствие возрастным особенностям детей.
- Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
- Личностно-ориентированный подход к детям.
- Изучение интересов и потребностей детей.
- Практическое участие и наглядное оформление.
- Творческий и индивидуальный подход.
Содержание программы разбито на блоки. Каждый блок знакомит учащихся с определенной специализацией профессии. Так, в первый год обучения происходит знакомство с такими специальностями, как инженер связи, инженер технолог, горный инженер. Во второй год обучения учащиеся знакомятся с профессией инженер по охране труда, инженер по пожарной безопасности, инженер по производству, инженер эколог.
В каждом блоке знакомство с профессией осуществляется по следующему алгоритму:
- знакомство с профессией (историей возникновения, содержанием труда, качествами, которыми должен обладать человек данной профессии, плюсами и минусами профессии);
- экскурсии на предприятие;
- виртуальные экскурсии;
- творческая мастерская «Рисуем профессию»;
- сбор материала и защита проекта;
- викторина «Что мы узнали о профессии?»
Формы занятий:
- встречи
- виртуальные экскурсии
- экскурсии
- игры
- практикум
- упражнения
- викторины
- проекты
- конкурсы
- опыты
Программа реализуется в рамках плана внеурочной деятельности по направлению «социальное». Программа рассчитана на 2 года обучения (1 час в неделю).
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи познавательной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха познавательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
10) умение работать в материальной и информационной.
- Содержание
2 класс
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
Занятие 1 Тема: Вводное занятие «В мире профессий». Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Игра «Угадай профессию!» | Беседа, анкетирование, игры, проблемные ситуации | Проблемно-ценностное общение, игровая |
Занятие 2 Тема: «Зачем человек трудится?» Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Беседа, игра, проблемная ситуация | Проблемно-ценностное общение, игровая |
Занятие 3 Тема: «Чем пахнут ремесла | Беседа, дискуссия «Почему бездельник не пахнет никак?», чтение произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | Проблемно-ценностное общение, познавательная |
Занятие 4 Тема: «Банк современных профессий». Встреча с представителями Центра занятости | Беседа, игра, конкурс загадок, анкетирование, | Познавательная, игровая |
Занятие 5 Тема: «Знакомство с профессией инженер». Кто такой инженер? Проблемная ситуация: каким должен быть инженер? Роль профессии инженер на рынке труда. Инженерные виды деятельности. | Беседа, проблемная ситуация | Познавательная, проблемно-ценностное общение |
Занятие 6 Тема: «Профессия «Инженер связи». Знакомство с профессией | Беседа | Познавательная |
Занятие 7 Тема: «Встреча с представителем компании «Ростелеком». | Встреча с представителем профессий | Досугово-развлекательная |
Занятие 8 Тема: «Виртуальная экскурсия в СУЭК-Кузбасс». Презентация «Инженер связи». | Виртуальная экскурсия, ролевая игра | Познавательная, игровая |
Занятие 9 Тема: «Экскурсия на Главпочтамт города». Встреча с работниками Главпочтамта города. | Экскурсия, интервьюирование | Досугово-развлекательная |
Занятие 10 Тема: «Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков | Художественное творчество |
Занятие 11 Тема: «Подготовка к защите индивидуального проекта». | Сбор материала | Познавательная |
Занятие 12 - 13 Тема: «Защита индивидуальных проектов» | Защита проекта | Социальное творчество |
Занятие 14 Тема: «Викторина «Что мы узнали о профессии?». | Викторина, игра | Игровая, досугово-развлекательная |
Занятие 15 Тема: «Профессия «Инженер-технолог». Знакомство с профессией. Роль профессии инженер-технолог на рынке труда. | Беседа | Познавательная |
Занятие 16 Тема: «Экскурсия на ООО «ЛК Хлебокомбинат». | Экскурсия. Встреча, интервью с работниками Хлебокомбината | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 17 Тема: Виртуальная экскурсия на швейную фабрику ООО «Сибстиль». | Виртуальная экскурсия, просмотр информационного фильма, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 18 Тема: Встреча с представителем СУЭК-Кузбасс. | Встреча с представителем профессий, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 19 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков | Художественное творчество |
Занятие 20 Тема: Подготовка к защите индивидуального проекта. | Сбор информации | Познавательная |
Занятие 21 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проекта | Социальное творчество |
Занятие 22 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?». | Викторина | Познавательная, игровая |
Занятие 23 Тема: Профессия «Горный инженер». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр видеороликов | Познавательная |
Занятие 24 Тема: Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть». | Встреча с представителем профессий, интервьюирование | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 25 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия, встреча, интервью с работниками СУЭК-Кузбасс, беседа. | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 26 Тема: Экскурсия на ОАО «Шахта им С.М. Кирова» | Экскурсия, встреча, интервью с работниками ОАО «Шахта им. С.М. Кирова». | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 27 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков | Художественное творчество |
Занятие 28 Тема: Подготовка к защите индивидуального проекта. | Сбор и обработка материала | Познавательная |
Занятие 29 - 30 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проекта | Социальное творчество |
Занятие 31 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?». | Викторина | Познавательная, игровая |
Занятие 32 Тема: Познавательно-развлекательная программа «Труд в почете любой! Мир профессий большой!». | Конкурсы, загадки, викторины, ролевые игры | Игровая, досугово-развлекательная |
Занятие 33 Тема: Подготовка к коллективному проекту. | Сбор информации | Познавательная |
Занятие 34 Тема: Итоговое занятие. Защита коллективного проекта | Защита проекта | Социальное творчество |
3 класс
Содержание курса | Формы | Виды деятельности |
Занятие 1 Тема: Вводное занятие «Что мы знаем о профессии инженер | Беседа, игры, викторина, загадки | Познавательная, игровая |
Занятие 2 Тема: Профессия «Инженер по охране труда». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр видеоматериалов | Познавательная |
Занятие 3 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия, беседа, встреча, интервью с работниками СУЭК-Кузбасс. | Досугово-развлекательная |
Занятие 4 Тема: Виртуальная экскурсия в ООО «ЛКС». | Виртуальная экскурсия, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 5 Тема: Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть | Встреча с представителем профессии, круглый стол, дискуссия | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 6 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков, викторины | Художественное творчество, игровая |
Занятие 7 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проектов | Социальное творчество |
Занятие 8 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?» | Викторина. игры | Досугово-развлекательная, игровая |
Занятие 9 Тема: Профессия «Инженер по пожарной безопасности». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр видеороликов | Познавательная |
Занятие 10 Тема: Экскурсия в ФГУП ВГСЧ. | Экскурсия, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 11 Тема: Экскурсия в Пожарную часть № 1. | Экскурсия, интервью | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 12 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия, интервью, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 13 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков, викторины | Художественное творчество |
Занятие 14 Тема: Подготовка к защите проектов. | Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях. | Познавательная, игровая |
Занятие 15 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проектов | Социальное творчество |
Занятие 16 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?». | Викторина. игры | Досугово-развлекательная, игровая |
Занятие 17 Тема: Профессия «Инженер-эколог». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр мультфильмов, видеороликов, беседа | Познавательная |
Занятие 18 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 19 Тема: Экскурсия в Администрацию города. | Экскурсия, беседа, интервью | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 20 Тема: Встреча с представителем профессии. Дискуссия о должностных обязанностях инженера-эколога. Качества личности в профессии. | Встреча с представителем профессии, дискуссия о должностных обязанностях инженера-эколога, круглый стол | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 21 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков, викторины | Художественное творчество, игровая |
Занятие 22 Тема: Подготовка к защите проектов. | Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях. | Познавательная |
Занятие 23 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проектов | Социальное творчество |
Занятие 24 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?» | Викторина. игры | Игровая |
Занятие 25 Тема: Профессия «Инженер по производству». Знакомство с профессией. | Беседа, просмотр видеоматериалов | Познавательная |
Занятие 26 Тема: Экскурсия в СУЭК-Кузбасс. | Экскурсия | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 27 Тема: Виртуальная экскурсия АО «СУЭК-КУЗБАСС», шахтоуправление «Комсомолец». | Виртуальная экскурсия, просмотр видеороликов, беседа | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 28 Тема: Встреча с представителем АО «Автодор». | Встреча с представителем профессии | Досугово-развлекательная, познавательная |
Занятие 29 Тема: Творческая мастерская «Рисуем профессию». | Конкурс рисунков, викторины | Художественное творчество |
Занятие 30 Тема: Подготовка к защите проектов. | Сбор и уточнение информации о профессиях. Пословицы, загадки, стихи о профессиях. | Познавательная, игровая |
Занятие 31 Тема: Защита индивидуальных проектов. | Защита проектов | Социальное творчество |
Занятие 32 Тема: Викторина «Что мы узнали о профессии?» | Викторина. игры | Игровая |
Занятие 33 Тема: Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | Стихи, песни, пословицы, разыгрывание ситуаций. Конкурс загадок, викторины | Досугово-развлекательная, игровая |
Занятие 34 Тема: Итоговое занятие. Обобщение полученных знаний. | Защита итогового проекта | Социальное творчество |
- Тематическое планирование
2 класс (34 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводное занятие «В мире профессий» | 1 | 1 | - |
2 | Зачем человек трудится? | 1 | 1 | - |
3 | «Чем пахнут ремесла?» | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Банк современных профессий | 1 | 1 | - |
5 | Знакомство с профессией инженер | 1 | 1 | - |
6 | Профессия «Инженер связи» | 1 | 1 | - |
7 | Встреча с представителем компании «Ростелеком» | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Виртуальная экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Экскурсия на Главпочтамт города | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
11 | Подготовка к защите индивидуального проекта | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
13 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
14 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
15 | Профессия «Инженер-технолог» | 1 | 1 | - |
16 | Экскурсия на ООО «ЛК Хлебокомбинат» | 1 | - | 1 |
17 | Виртуальная экскурсия на швейную фабрику ООО «Сибстиль» | 1 | - | 1 |
18 | Встреча с представителем СУЭК-Кузбасс | 1 | - | 1 |
19 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
20 | Подготовка к защите индивидуального проекта | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
22 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
23 | Профессия «Горный инженер» | 1 | 1 | - |
24 | Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть» | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Экскурсия на ОАО «Шахта им С.М. Кирова» | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
28 | Подготовка к защите индивидуального проекта | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
30 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
31 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
32 | Познавательно-развлекательная программа «Труд в почете любой! Мир профессий большой!» | 1 | - | 1 |
33 | Подготовка к коллективному проекту | 1 | 0,5 | 0,5 |
34 | Итоговое занятие. Защита коллективного проекта | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 12,5 | 21,5 |
3 класс (34 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Вводное занятие «Что мы знаем о профессии инженер» | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Профессия «Инженер по охране труда» | 1 | 1 | - |
3 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Виртуальная экскурсия в ООО «ЛКС» | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | Встреча с представителем ООО «Ленинск-Кузнецкая Электросеть» | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
7 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
8 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
9 | Профессия «Инженер по пожарной безопасности» | 1 | 1 | - |
10 | Экскурсия в ФГУП ВГСЧ | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Экскурсия в Пожарную часть № 1 | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
14 | Подготовка к защите проектов | 1 | - | 1 |
15 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
16 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
17 | Профессия «Инженер-эколог» | 1 | 1 | - |
18 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Экскурсия в Администрацию города | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Встреча с представителем профессии | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
22 | Подготовка к защите проектов | 1 | - | 1 |
23 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
24 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
25 | Профессия «Инженер по производству» | 1 | 1 | - |
26 | Экскурсия в СУЭК-Кузбасс | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Виртуальная экскурсия АО «СУЭК-КУЗБАСС», шахтоуправление «Комсомолец» | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Встреча с представителем АО «Автодор» | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Творческая мастерская «Рисуем профессию» | 1 | - | 1 |
30 | Подготовка к защите проектов | 1 | - | 1 |
31 | Защита индивидуальных проектов | 1 | - | 1 |
32 | Викторина «Что мы узнали о профессии?» | 1 | - | 1 |
33 | Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | - | 1 |
34 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 34 | 10,5 | 23,5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Дорогою открытий и добра».
В основу программы внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» (1—4 классы) положены идеи учебного курса «Гражданское образование в начальных классах» (2—4 классы) (авт. Н. Н. Деменева, Т. Я. Ж...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Азбука дороги"
Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»
Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума....
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дороги добра"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Дорог добра" 1-2 класс...
Опыт реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"
В статье представлен опыт работы по реализации программы курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя», на занятиях которых учащиеся знакомятся с инженерными профессиями. В ст...