Рабочая программа внеурочной деятельности «Дорогою добра»
рабочая программа (2 класс)
Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogoyu_dobra_2_klassa.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Черногорск
|
.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
Направление: духовно-нравственное
Класс 2а
Симкина Наталья Германовна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 1
г.Черногорск,
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Дорогою добра», составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями). Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. №189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); Положение о рабочих программах внеурочной деятельности.
Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И.Пирогов.
Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.
Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
Задачи:
- развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
- сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей.
- познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
- раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Общая характеристика курса.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов.
Организация работы в основном – коллективная, индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.
У младших школьников формируются духовно-нравственные основы личности, т.к. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Формами подведения итогов будет проведение итоговых мероприятий по каждому разделу.
Срок реализации. Программа «Дорогою добра» рассчитана на 1 год, 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 35 мин.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), повышение роли институтов гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, приобретение опыта совместной деятельности; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате освоения предметного содержания курса у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать нравственную проблему.
Учиться планировать свою деятельность во внеурочное время.
Высказывать свою версию разрешения проблемы, пытаться предлагать способ её проверки.
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленных задач.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других людей.
Вступать в беседу во внеурочной деятельности.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание курса внеурочной деятельности
Темы занятий | Формы организации | Виды деятельности |
Я и мой окружающий мир – формирование представлений о месте человека в обществе. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры, знаменитых людей. | Коллективная, индивидуальная. Работа в парах, группах | Урок-игра, проект. Презентация, беседа, дискуссия, прогулка, конкурс рисунков, виртуальная. |
Уроки нравственности - формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности; | Коллективная, индивидуальная, акция. Работа в парах, группах | Презентация, беседа, дискуссия, прогулка, конкурс рисунков, виртуальная. |
Мы –маленькие Россияне – Приобщение к истории и жизни общества, приобретение собственного опыта общественных действий. | Коллективная, индивидуальная. Работа в парах, группах | Презентация, дискуссия, Практическое занятие, диалог, праздник.Игра, проект. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
11. | Я и мой окружающий мир | 15 |
22. | Уроки нравственности | 4 |
33. | Мы –маленькие Россияне | 15 |
4 | Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование по «Дорогою добра »
2 класс а 2018-2019 учебный год
№ п/п | Раздел, тема, краткое содержание занятия | Количество часов | Дата | Примечание | ||
I раздел. Я и мой окружающий мир | ||||||
1 | Тема: Мы одноклассники Проведение игры на сплочение Составление уголка класса | 1 | ||||
2 | Игра: Я, ты, мы. | 1 | ||||
3 | Тема: Как вести себя на улице и дома? Составление правил поведения | 1 | ||||
4 | Тема: «Чистый двор» Уборка пришкольного участка | 1 | ||||
5 | Тема: «Посещение школьного музея» | 1 | ||||
6 | Тема: «Посмотрите в глаза старикам» (к дню пожилого человека) Создание подарков для пожилых людей; Праздник для бабушек и дедушек; Конкурс стихотворений; | 2 | ||||
7 | Тема: Как я веду себя в обществе? Знакомство с правилами поведения в обществе. Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | ||||
8 | Тема: Наша гордость Беседа о жизни и творчестве Маминого- Сибиряка, о его произведениях. Чтение по выбору одного из произведений. | 1 | ||||
9 | Тема: Наша гордость – город Черногорск | 2 | ||||
10 | Тема: Наша гордость Труженики нашего города Чтение по выбору одного из его произведений | 2 | ||||
11 | Тема: Наша гордость Беседа о жизни и творчестве П.П.Бажова; Чтение по выбору одного из его произведений. | 1 | ||||
12 | Создание уголка посвященного творчеству Маминого - Сибиряка и Бажова, Создание рисунков по прочитанным произведениям. | 1 | ||||
II раздел. Уроки нравственности | ||||||
13 | Тема: «Ежели вы вежливы». Что такое вежливость? Вежливы ли вы? Проигрывание педагогических ситуация. | 1 | ||||
14 | Тема: Добрые и не добрые дела. Что такое добрые и не добрые дела? Как отличить? Рассказывают о своих добрых делах, которые они совершили. | 1 | ||||
15 | Тема: Уважение и терпимость Применение на собственный опыт в педагогической ситуации. Приводят примеры из собственной жизни | 1 | ||||
16 | Тема: Правда и ложь Что такое правда? Что такое ложь? Приведение примеров из литературных произведений и из жизни. Разбор ситуаций | 1 | ||||
III раздел. Маленькие Россияне | ||||||
17 | Игровая программа «Хочу на папу быть похожим». | 1 | ||||
18 | Праздник посвященный 23 февраля для пап, дедушек. | 1 | ||||
19 | Тема: Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли | 1 | ||||
20 | Праздничный вечер к 8 Марта «На завалинке». | 1 | ||||
21 | Тема: Смелость. Мужество. Храбрость. Анализ литературных героев | 1 | ||||
22 | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 2 | . | |||
23 | Тема: «Кто такой герой?» Что такое героизм? Как он проявляется? | 1 | ||||
24 | Тема: Мы помним, мы гордимся Защита проектов « Война в моей Семье» | 2 | ||||
25 | Стихи о войне | 1 | ||||
26 | Конкурс рисунков «Ради мира на земле» | 1 | ||||
27 | «Мир человеческих отношений» | 1 | ||||
28 | Правила поведения в театре | 1 | ||||
29 | Тема: «Мама, папа, я – дружная семья» Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 2 класс...
Программа внеурочной деятельности "Дорога добра"
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Дорогою добра» составлена на основе авторской программы «Дорогою добра», составители: Крылова Е. Г., Плетнёва Ю. В., Николаева И.В....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир Добрых Дел" 1-4 класс
Программа дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности по направлению профориентиции и этикета общения....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорогою добра"
Программа рассчитана на 135 часов и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеучебных занятий с учащимися (1час в неделю), так и возможно...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ в начальных классах в рамках программы внеурочной деятельности «Дорогой доброго здоровья» ТЕМА: «ЗДОРОВЬЕ-это здорово!»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дороги добра"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Дорог добра" 1-2 класс...