Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Азбука дороги"
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_dorogi.docx46.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО на ШМО.                                                                УТВЕРЖДАЮ.

Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г.                                        Директор школы

                                                                                _______________

СОГЛАСОВАНО.                                                                 М.В. Колпачкова

Зам. директора по ВР                                                        «___» ___ 20 ___ г.

__________________

 Н.А. Гвозденкова

«___» ___ 20 ___ г.

Рабочая программа секции

«Азбука дороги»

(спортивно-оздоровительное направление)

2 класс

на 2016 - 2017 учебный год

                                                                         

           Руководитель : Громова С.А.

          учитель начальных  классов,

          высшая кв. категория

Перенка,2016


Наименование учреждения  

МБОУ «Перенская средняя школа»

Где, когда и кем утверждена программа: на заседании педагогического совета

Название программы

«Азбука дороги»

Возраст детей, на которых рассчитана составленная программа

1-4 классы

Сроки реализации программы

4 года

Ф.И.О., должность автора (авторов)

Чернышова И.И., Громова СА, Старостенкова О.С., Медведева  Н.В. учителя начальных классов

Название населённого пункта, в котором реализуется программа

д. Перенка

Год разработки программы  

2015

Пояснительная записка

Направленность программы: спортивно-оздоровительное направление 

Актуальность и новизна.   В современном мире дорога представляет серьёзную опасность  для детей. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Новизна программы заключается в том,  что при её реализации будут использованы современные педагогические технологии.

Цель программы  - формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи программы: 

  • выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
  • формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
  • воспитание грамотных участников дорожного движения,
  • формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
  • привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Возраст детей, участвующих в реализации программы -  1-4 класс

Сроки реализации (общая продолжительность, этапы)-  4 года

Краткое обоснование ценностных ориентиров способствуют:

умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям; эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом; трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей); физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

 Режим занятий – 1час в неделю

Формы занятий: беседы, познавательные викторины, экскурсии, познавательные игры, соревнование, практическая работа, наблюдение, просмотр видеофильмов, эстафета исследовательская работа, учебный проект

Ожидаемые результаты  (личностные, метапредметные)

Личностные результаты

1 уровень приобретение ребенком социальных знаний о культурном и безопасном поведении на дороге, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к необходимости соблюдения правил дорожного движения, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие детей между собой на уровне группы, класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

3 уровень получение детьми опыта самостоятельного общественного действия, в том числе, передача полученных знаний более младшим ребятам, родителям и другим участникам дорожного движения, участие в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых ему людей, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.

Осознанное правильное поведение детей на дорогах снижает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Познавательные УУД

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Общее количество часов

в том числе

теории

практики

1.

Ориентировка в окружающем мире

8

7

1

2.

Ты — пешеход

11

7

4

3.

Ты — пассажир

15

9

6

 

34

23

11

Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Азбука дороги» для 2 класса (34часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1

Ориентировка в окружающем мире 

Повторение правил ДД по материалам 1 класса.

Почему на улице опасно.

1

07.09

2

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

1

14.09

3

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

1

21.09

4

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).

1

28.09

5

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).

1

05.10

6

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).

1

12.10

7

Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения

1

19.10

8

Целевая прогулка «Скорость движения транспортного средства»

1

26.10

9

Ты- пассажир

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Рисуем транспортные средства

1

02.11

10

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай).

1

16.11

11

Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

1

23.11

12

Сочинение «Автомобиль – друг или враг?»

1

30.11

13

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

1

07.12

14

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село, поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

1

14.12

15

Творческая работа «Улицы моего родного края»

1

21.12

16

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

1

28.12

17

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

1

11.01

18

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей.

1

18.01

19

Где можно и где нельзя играть. Ты – велосипедист.

1

25.01

20

Целевая прогулка «Правила юного пешехода»

1

01.02

21

Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям)

1

08.02

22

Разбор маршрутов следования учащихся по улицам с интенсивным движением. Блиц-опрос

1

15.02

23

Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

1

22.02

24

Ты – пешеход 

Знаки дорожного движения: «Светофорное регулирование», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка».

1

01.03

25

Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «Дорожные работы», «Дети», «Движение прямо, направо, налево…».

1

15.03

26

Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Рисуем дорожные знаки

1

22.03

27

Викторина «Дорожные знаки в загадках и стихах».

1

05.04

28

Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

1

12.04

29

Целевая прогулка «Остановки транспортного средства»

1

19.04

30

Ты – пассажир

Пассажиром быть не просто.

1

26.04

31

Пассажиром быть не просто.

1

03.05

32

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

1

10.05

33

Проектная работа «Безопасность на дорогах»

1

17.05

34

Тест «Знаешь ли ты правила ДД»

1

24.05

Всего

34

 

Содержание изучаемого курса

Ориентировка в окружающем мире (48 ч.)

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,

объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии (близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,

поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход (12 ч.)

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо, направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир (8ч.)

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не высовываться из окна.

Мониторинговая карта

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты:

ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции

Прогнозируемый воспитательный результат -

знают правила дорожного движения,  культурного и безопасном поведении на дороге

(1 уровень)

Тест

«Знаешь ли ты правила ДД»

позитивное отношение к необходимости соблюдения правил дорожного движения, ценностное отношение к социальной реальности в целом.

(2 уровень)

Анкетирование

Соблюдают правила дорожного движения, культурного и безопасного поведения на дорогах, делятся  положительным опытом с другими участниками ДД (младшими школьниками, родителями)

( 3 уровень)

Наблюдение

Воспитательный эффект

Формирование устойчивой личностно-ориентированной позиции в отношении безопасного поведения на дорогах

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

«Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

 Выделение существенных признаков (2 класс).

Логические закономерности (3 класс).

Исследование словесно - логического мышления (4 класс).

Прогнозируемый эффект

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания

Регулятивные УУД:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;;

Методика

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

«Рисование по точкам (1 класс)

Корректурная проба (2- 4 класс)

Прогнозируемый эффект

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Методика  «Рукавичка»

(1 класс)

«Дорога к дому»

(2-3класс)

Методика «Кто прав?» (4 класс)

Прогнозируемый эффект

Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия

Методическое обеспечение

Информационное обеспечение:

1. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 2009.

2. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,2005 .

3. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

4.Г.Н.Шевченко.Основы безопасности жизнедеятельности.Волглград,2003г

5. Материалы газеты «Добрая дорога детства»

Алгоритмы деятельности: учёт особенностей учащихся класса,  подготовка дидактических карточек, наглядного материала, раздаточного материала,  теста, диагностических методик

Контрольно-измерительные материалы: тест, методики

Список учащихся

1_________________________________________________________

2_________________________________________________________

3_________________________________________________________

4_________________________________________________________

5_________________________________________________________

6_________________________________________________________

7_________________________________________________________

8 ________________________________________________________

9_________________________________________________________

10________________________________________________________

11________________________________________________________

12________________________________________________________

13________________________________________________________

14________________________________________________________

15________________________________________________________

16________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дорогам безопасности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука дороги" 1 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю. Поможет учителю планировать занятия по правилам дорожного движения в 1х классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дороге безопасности" для 1 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "По дороге безопасности" для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса...

Опыт реализации рабочей программы внеурочной деятельности "Сто дорог - одна моя"

В статье представлен опыт работы по реализации программы курса внеурочной деятельности «Сто дорог – одна моя», на занятиях которых учащиеся знакомятся с инженерными профессиями. В ст...