Рабочая программа внеурочной деятельности "Дороги добра"
календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Дорог добра" 1-2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.d._dorogi_dobra.docx | 647.58 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Дороги добра» для 1 – 4 классов на 2020 – 2024 учебные года составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года). Актуальность темы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.
В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,- писал Н.И. Пирогов.
Современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Модернизация страны начинается с воспитания личности, способной ее осуществить.
Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников духовно-нравственных основ личности через представление о добре и зле.
Задачи:
- Развить нравственное самосознание личности – способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- Сформировать знание о базовых национальных ценностях, традициях;
- Сформировать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Познакомить с правилами поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе;
- Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 135 часов за 4 года обучения, 1 класс - 33 часа в год (1 час в неделю), 2- 4 классы по 34 часа в год (1час в неделю)
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседа, рисование, проектная методика, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии, виртуальные экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования).
Организация работы в основном – коллективная, индивидуальная, групповая, используются теоретические и практические занятия.
Ожидаемые результаты:
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), повышение роли институтов гражданского общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, приобретение опыта совместной деятельности; получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения, посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Результат освоения программы: у младших школьников формируются духовно-нравственные основы личности, т.к. готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимания смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать; осознание себя гражданином России на основе принятие общих национальных нравственных ценностей; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Формами подведения итогов будет проведение итоговых мероприятий по каждому разделу.
- Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
1.1.4 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых моментов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация взаимопомощи между учащимися, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка познавательной деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых проектов, дающей школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения проблемы, навык оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Содержание программы
1 класс:
- Я и моя школа – Рассмотрение правил поведения в классе и школе. Помощь в адаптации к школе, знакомство с ней;
- Я и моя Родина – Воспитание любви к Родине. Получение первоначальных знаний о ней, о ее достопримечательностях и людях;
- Я и моя семья – воспитание гордости за свою семью, составление родословной;
- Давайте жить дружно! – формирование знаний о добре и зле, о дружбе, взаимопонимании, милосердии; Приобщение к традиционным праздникам.
- Никто не забыт, ничто не забыто! - сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни.
Модуль «Школьный урок» - п. 1.1.1 – 1.1.7
2 класс:
- Я и мой окружающий мир – формирование представлений о месте человека в обществе. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры, знаменитых людей.
- Уроки нравственности - формирование навыков общения и культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности;
- Мы –маленькие Россияне – Приобщение к истории и жизни общества, приобретение собственного опыта общественных действий.
Модуль «Школьный урок» - п. 1.1.1 – 1.1.7
3 класс:
- Волшебные страницы - расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике; обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- Уроки вежливости - развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики. Формирование объективной самооценки и постановка детьми нравственной задачи перед собой.
Определение добрых поступков. Рассмотрение мотивов добрых поступков. Выявление истинно добрых поступков.
Модуль «Школьный урок» - п. 1.1.1 – 1.1.7
4 класс:
- Познай себя - исследование собственных качеств личности. Формирование объективной самооценки и постановка нравственной задачи перед собой; Попытка определения детьми собственного смысла жизни; Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета, основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
- Культура поведения - проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи. Этикет. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
- В мире добра - Определение понятий «добро» и «зло»; жадность и щедрость; обида, месть, зависть; создание этического кодекса класса; создание «Энциклопедии чувств».
- Учебно-тематический план
1 класс – 33 часа
№ п/п | Дата | Тема урока | Краткое содержание занятия | Кол-во часов | Организационная форма занятия | Планируемый результат |
I раздел. Я и школа | ||||||
1 | «Первый раз в первый класс». | Учащиеся с помощью учителя формулируют правила поведения в школе. Проигрывают проблемные ситуации и анализируют. Игры на сплочение и на знакомство. | 1 час | Урок - игра | Узнают правила поведения в школе. Применение полученных знаний в проблемных ситуациях. | |
2 – 3 | «Моя школа» | Учитель проводит экскурсию по школе, знакомит с директором, с помещениями школы, с музеем школы. Выбор актива класса, распределение обязанностей. | 2 часа | Экскурсия | Познакомятся с особенностями расположения основных структурных подразделений школы | |
4 – 5 | Веди себя правильно! | Оформление собственной выставки рисунков «Правило поведение в столовой, в гардеробе, на перемене, на уроке. Защита собственных идей изображенных на рисунке. | 2 часа | Проект | Реализация проекта, применение полученных знаний на собственный опыт. | |
II раздел. Я и моя Родина | ||||||
6 | «Мы рядом!» | Проведение акции для пожилых людей. | 1 час | Прогулка, акция | Формируется уважительное отношение к пожилым людям. | |
7 | Моя Родина | Раскрывают главные вопросы: Что такое Родина? Анализируют пословицы (Родная земля в горести мила; Всякому мила своя сторона; Одна у человека родная мать, одна и Родина; Родина начинается с семьи; Родная сторона - мать, а чужая – мачеха; | 1 час | Презентация, беседа, дискуссия | ||
8 | Россия – Родина моя. | Знакомство с символами государства – герб, флаг, гимн России. | 1 час | Беседа, конкурс рисунков | Знакомятся с символикой государства. | |
9 – 11 | Родной край – частица России | Знакомство с флагом и гербом России. Достопримечательности родного края. | 3 часа | Виртуальная экскурсия | Знакомятся с гербом и флагом, с его достопримечательностями. | |
III раздел. Я и моя семья | ||||||
12 – 13 | Мама, папа, я – дружная семья | Отправляемся в поход вместе с родителями. | 2 часа | Поход, игра | Приобщение родителей к досугу учащихся. | |
14 – 15 | Моя родословная | Создание собственной родословной, приобщить к деятельности родителей. Рассказать о своей родословной. | 2 часа | Проект | Познакомятся с историей и жизнью своей семьи. | |
IV раздел. Давайте жить дружно! | ||||||
16 – 17 | В начале было слово… | Драгоценный дар слова. Слово, как ценность. Какие слова душу согревают, Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь. | 2 часа | Презентация, дискуссия | Формирование знаний о слове, о его ценности и значении. | |
18 – 19 | Доброе слово | Поиск и создание собственной копилки добрых слов. Значение добрых слов. Проигрывание проблемных ситуаций и выход из них. | 2 часа | Практическое занятие, дискуссия | Знакомство с добрыми словами и их применением. Формирование собственного опыта применение добрых слов. | |
20 – 21 | Добро и зло | Анализ положительных и отрицательных персонажей. | 2 часа | Практическое занятие | Формирование знаний и собственной точки зрения о добре и зле. | |
22 – 23 | Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | Выявление что такое «хорошо» и «плохо» на примере литературных произведений. | 2 часа | Практическое занятие | Формирование собственного мнения о данных понятиях. | |
24 – 25 | Что значит дружить? | Что такое дружба? Есть ли у тебя настоящий друг? Составляют рассказ о своем друге и иллюстрацию. Проведение игры на сплочение. Просит вспомнить в каких произведениях рассказывается о настоящей дружбе и по каким признакам это видно. | 2 часа | Дискуссия, беседа, | Формирование знаний о настоящей дружбе. Анализ собственной дружбы | |
26 – 27 | Взаимопонимание | Что это? На чем основано взаимопонимание? Как оно влияет на отношение людей? Есть ли у вас в семье, в классе, с друзьями взаимопонимание? | 2 часа | Презентация, диалог | Узнают, что такое взаимопонимание | |
28 – 29 | Что такое милосердие? | Формулировка понятия. Решение педагогических ситуаций в игре. В каких произведениях прослеживалось милосердие? | 2 часа | Диалог, практическое занятие | Узнают, что такое милосердие. | |
V раздел. Никто не забыт, ничто не забыто | ||||||
30 | Наши герои | Обучающиеся рассказывают о своих дедах, бабушках учувствовавших в Великой Отечественной войне. Создание уголка «Наши герои» | 1 час | Практическое занятие, рассказ | Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни. | |
31 | Открытка для ветеранов | Создание открытки для ветеранов. | 1 час | Практическое занятие, беседа. | Сформируется нравственное самосознание личности, осознание ценности человеческой жизни. | |
31 – 33 | Здравствуй, лето! | Знакомство с правилами поведения на летних каникулах. Поход совместно с родителями в театр на сказку. | 2 часа | Практическое занятие | Приобщение к культуре. |
2 класс – 34 часа
№ п/п | Дата | Тема | Краткое содержание занятия | Кол-во часов | Организационная форма занятия | Планируемый результат |
I раздел. Я и мой окружающий мир | ||||||
1 | Мы одноклассники | Проведение игры на сплочение. Составление уголка класса | 1 | Игра, практическая деятельность | Осознание себя частью коллектива, общества. | |
2 | Я, ты, мы. | Проведение игры на сплочение. | 1 | Игра | ||
3 – 4 | Как вести себя на улице и дома? | Составление правил поведения | 2 | Дискуссия, беседа, практическая деятельность | Формирование правил поведения | |
5 – 6 | Как я веду себя в обществе? | Знакомство с правилами поведения в обществе. | 2 | Экскурсия | Освоение правил поведения Посещение библиотеки, применение полученных знаний на опыте. | |
7 | Мастерская художника | Посещение музея | 1 | Экскурсия | Посещение музея изобразительных искусств. Применения полученных ранние знаний о правилах поведения в обществе на практике | |
8 | «Чистый двор» | Уборка пришкольного участка | 1 | Практическая деятельность | Получение опыта общественного действия | |
9 – 10 | Наша гордость | Беседа о жизни и творчестве Маминого- Сибиряка, о его произведениях. Чтение по выбору одного из произведений и его анализ. | 2 | Практическая деятельность, рассказ | Воспитание уважения к труду других людей | |
II раздел. Уроки нравственности | ||||||
11 – 12 | «Ежели вы вежливы». | Что такое вежливость? Вежливы ли вы? Проигрывание педагогических ситуация. | 2 | Рассказ, беседа, практическая деятельность | Усвоение знаний о вежливости | |
13 – 14 | Добрые и не добрые дела. | Что такое добрые и не добрые дела? Как отличить? Рассказывают о своих добрых делах, которые они совершили. | 2 | Рассказ, презентация | Усвоение знаний о разнице между добрыми и не добрыми поступками | |
15 – 16 | Уважение и терпимость | Применение на собственный опыт в педагогической ситуации. Приводят примеры из собственной жизни | 2 | Практическая деятельность | Усвоение знаний о уважении и терпимости | |
17 – 18 | Правда и ложь | Что такое правда? Что такое ложь? Приведение примеров из литературных произведений и из жизни. Разбор ситуаций | 2 | Диалог, практическая деятельность | Усвоение знаний о правде и лжи. | |
III раздел. Мы - маленькие Россияне | ||||||
19 | «Хочу на папу быть похожим». | 1 | Игра | Усвоение портрета настоящего мужчины. | ||
20 | Праздник посвященный 23 февраля для пап, дедушек | Что такое праздник 23 февраля? | 1 | Праздник | Поздравление пап, дедушек, мальчиков. Сформированы знания о праздниках. | |
21 | Праздник посвященный 8 Марта | Что такое праздник 8 марта? | 1 | Праздник | Поздравление мам, бабушек, девочек с праздником. Сформированы знания о праздниках. | |
22 – 23 | Планета просит помощи. | Конкурс рисунков посвященные Дню Земли | 2 | Практическая деятельность | Осознание проблемы загрязнения окружающей среды. | |
24 | Смелость. Мужество. Храбрость. | Что такое смелость? Что такое мужество? Что такое храбрость? | 1 | Анализ литературных героев | Узнают, что такое мужество, смелость, храбрость на примере литературных героев. | |
25 | «Кто такой герой?» | Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 | Презентация, просмотр видеофильмов | Узнают, что такое мужество на чужом примере. | |
26 | Мы помним, мы гордимся. | Защита проектов «Война в моей Семье» | 1 | Рассказ, беседа | Защищают собственные проекты | |
27 | Встреча с ветеранами | Кто такие ветераны? | 1 | Рассказ, беседа | Сформируется уважительное отношение к старшим, их труду и подвигам. Получат опыт общения со старшими. | |
28 – 29 | «Ради мира на земле» | Конкурс рисунков | 2 | Практическая деятельность | Создание собственной выставки. Формируются нравственные качества | |
30 – 31 | «Мир человеческих отношений» | 2 | Викторина, беседа | Научатся применять полученные ранее знания на практике. | ||
32 – 33 | Правила поведения в театре | Знакомство с правилами поведения в обществе. | 2 | Рассказ, беседа | Закрепляются полученные ранее знания о правилах поведения в общественных местах. | |
34 | «Мама, папа, я – дружная семья» | 1 | Практическое занятие | Научится примерять на себе роли актеров, сопереживать внутреннему диалогу с героями. |
- Методическое обеспечение.
- Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 2015 год,5-е издание, ISBN: 9785433501157;
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Педагогика. М., 2009
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Н.Н. Носов. «Большая книга рассказов», Издательство: Махаон, 2015 г., ISBN: 978-5-389-01904-1
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
- Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
- Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 2013, ISBN: 978-5-86776-026-7;
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
Приложение
Притча «Прощение»
Однажды старец вел разговор со своим учеником - солдатом, наставляя его на верный и истинный путь мудреца. Говорили на этот раз они о важном для человека умении – смирять гнев в сердце своем, не позволяя опускаться до низшего - до мести другому человеку. Внимательно выслушав старца, солдату пришлось признаться, что он не смог ещё ни разу простить своему врагу то горе, которое тот причинил ему:
- Есть у меня один враг, - сказал ученик, - и в глубине души своей, я хотел бы его простить, видит Бог... Я очень старался, но вырвать жало гнева из моего сердца я не могу никак. - Я знаю, как помочь тебе, Солдат, - сказал старик, доставая из-под печи треснувший глиняный кувшин, - возьми в руки этот кувшин и сделай с ним то, что ты хочешь сделать с врагом своим.
Солдат взял в руки старый кувшин, неуверенно оглядел его, повертел его в руках, но так и не решился разбить его. Тогда мудрый учитель сказал:
- Этот глиняный кувшин – всего лишь вещь, это ведь не человек, так что не бойся поступить с ним сейчас именно так, как тебе хотелось бы поступить со своим злейшим врагом.
Солдат поднял кувшин высоко над головой и со всей силой, со всей яростью швырнул его об пол - кувшин разлетелся на мелкие черепки.
Старец посмотрел на пол, усеянный осколками разбитого сосуда, и сказал:
- Смотри же, что получилось, солдат: разбив кувшин, ты не избавился от него, а лишь превратил во множество осколков, о которые даже ты сам или твое окружение могут порезать ноги. Последуй моему совету: каждый раз, не находя сил уничтожить гнев в своём сердце, вспомни об этих осколках и об их количестве, а еще лучше - старайся делать всё для того, чтобы не допускать появления трещин там, где их не должно быть.
Притча «Сон про энциклопедию чувств»
- «Распишитесь за бандероль» - сказал почтальон, подлетев к моему раскрытому окну. Едва я дотронулся до протянутой мне квитанции, как моя подпись засияла синим цветом в положенном месте.
- «Спасибо» - сказал мне почтальон и растворился. На моём подоконнике лежала коробка, перевязанная золотистой лентой.
В коробке я обнаружил толстую книгу, на которой, переливаясь всеми цветами радуги сверкало название «Всеобщая энциклопедия чувств».
Книга пахла типографской краской, мне тут же захотелось перелистать её страницы. На полях моё внимание привлекли маленькие серые точки, которые мерцали странным светом. Я нажал на одну из мерцавших кнопок…
В одно мгновение всё поменялось в моей жизни. Я отшвырнул книгу! Тяжёлыми шагами мерил я комнату, меня переполняло раздражение. Как мне надоел этот тип, которого я называю своим другом! Как он отравляет мне мою жизнь своими поступками, взглядами, словами. Как мне захотелось показать ему, что все его поступки и слова меня раздражают! Странно только, что я не могу вспомнить его имя и то, как он выглядит. Мне под руку опять попалась энциклопедия, я открыл её на первой же попавшейся странице, зелёная кнопка мигнула, я нажал на неё, совсем об этом не думая. И вдруг во мне всё изменилось! Я увидел лицо человека, о котором совсем недавно думал с раздражением и злостью. А ведь он и не так уж неправ, мой друг, о котором я думал так плохо! Он ведь беспокоится обо мне, желает мне добра, страдает оттого, что я не всегда поступаю верно. Он хочет мне помочь, он ведь так часто поддерживал меня. Значит, это я не прав! Я должен извиниться перед ним, какими бы трудными для меня не были слова прощения. Прости, мой друг! Не держи на меня зла! Как здорово, что ты у меня есть!
Я захлопнул книгу под названием «Всеобщая энциклопедия чувств» и почувствовал облегчение. Мне стало интересно и весело жить. Я побежал к телефону и набрал давно знакомый мне номер…
Я проснулся…
Притча о грубости
В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью. Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия. В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Притча о доброжелательности
Владелец бакалейной лавки был сильно расстроен: словно нарочно, как раз напротив через улицу открылся огромный супермаркет, а значит, бизнесу конец. Из поколения в поколение лавка была скромным, но верным источником дохода, и грозящее ей неминуемое банкротство будет настоящей катастрофой не только для нынешнего ее владельца, но и для всей его семьи.
Мастер сказал ему:
- Если ты боишься конкурента, то его возненавидишь.
- Ненависть и станет твоей погибелью.
- Что же мне делать? - спросил совсем потерявший голову торговец.
- Каждое утро становись перед своей лавкой и благословляй ее, желай ей всяческого процветания. Затем поворачивайся лицом к супермаркету и делай то же самое.
- Что? Благословлять врага, который меня разорит?
- Любое благословение в его адрес вернется к тебе добром. Любое пожелание зла погубит тебя.
Полгода спустя бакалейщик вновь пришел к Мастеру и сообщил - случилось то, чего он боялся: лавку пришлось закрыть. Только теперь он - управляющий супермаркета, и дела идут лучше, чем когда либо.
Притчи про обиды
Притча первая.
Однажды ученик спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и холщовый мешок.
- Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми одну картофелину. Напиши на ней имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи ее в мешок.
- И это всё? — недоумённо спросил ученик.
- Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель.
Ученик согласился. Прошло какое-то время. Мешок ученика пополнился картофелинами и стал достаточно тяжёлым. Его было очень неудобно всегда носить с собой. К тому же тот картофель, который он положил в самом начале, стал портиться. Некоторые клубни проросли, некоторые зацвели и стали издавать неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, мешок слишком тяжёлый, а во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но учитель ответил:
- То же самое происходит и у тебя в душе. Просто ты это сразу не замечаешь. Поступки превращаются в привычки, привычки — в характер, характер рождает пороки. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться, или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот груз.
Притча вторая.
Два монаха встретились через несколько лет после выхода из тюрьмы, где их пытали и мучали надзиратели.
- Ты простил их? – спросил первый монах.
- Я никогда не прощу их! Никогда в жизни! – воскликнул второй.
- Стало быть, они все еще держат тебя в заключении? – подвел итоги первый.
***
Не держите обид, умейте прощать. Не можете прощать – игнорируйте. И будете счастливы.
С пожеланиями вам мудрости,
Интернет-журнал «Фортуна-план»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа добрых дел" 1 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социальному направлению. Курс "Школа добрых дел". 1 класс....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Доброе слово". Духовно-нравственное направление 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Доброе слово"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрый мир"1 класс
Рабочая программа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрая дорога детства"
Социальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Добрые дела моего класса"
РП внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...