Методическое пособие «Реализация робототехники в дополнительном образовании «Машины — помощники»
методическая разработка
Актуальность
В концепции государственной программы определены задачи, одна из которых направлена на приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. В процессе этих изменений происходит трансформация ценностей, целей, содержания, методов образования. Процесс обучения приобретает все более новаторский и творческий характер, нацеленный на развитие успешной личности, адаптированной к современны условиям. В современном обществе важным компонентом становится способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, к техническому изобретательству.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Неотъемлемой частью современного общества стали информационные технологии.
Сегодня необходимость вести образовательную деятельность с детьми в естественнонаучном направлении; востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок основ инженерного мышления послужили основой для этой разработки.
Сегодня ребёнку интересны игры нового поколения, игры, которые дают возможность ребёнку удовлетворить творческие и технические интересы.
Поэтому игры с Лего – конструктором становятся наиболее актуальными в наше время.
Педагогические наблюдения показали, что дети проявляют интерес к движущимся игрушкам и играм с конструктором Лего. Они самостоятельно создают среду для обыгрывания движущихся моделей. Родители поддерживают интерес детей к созданию поделок из Лего - конструктора.
Ориентируясь на интересы детей и запросы современного общества, мы определили приоритетное направление нашей работы - техническое развитие детей дошкольного возраста.
В научных трудах С. А. Филиппова, А. С. Кремлёва, К. А. Зименко, А. С. Боргуль подтверждается значимость технического развития современного ребёнка, и рассматриваются способы и формы обучения детей лего - конструированию, программированию, созданию движущихся моделей.
Данные источники послужили основой разработки парциальной программы «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству».
Концептуальной основой дополнительного образования является утверждение о том, что игра – это основной вид деятельности ребёнка. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых. Поэтому в программе основным видом деятельности является игра с конструктором Лего.
Программа «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству» содержит методические разработки с игровыми занятиями, объединенные определенной тематикой, например: «Гоночные машины», «Цветочный город», «Роботы», «Строительные машины», «Машины-помощники» и др.
Методическая разработка «Машины-помощники» содержит материал совместной образовательной деятельности по теме «Зима».
Новизна
Дети самостоятельно познают технологию сборки и программирования действующих моделей робототехники с использованием конструктора LEGO EDUCATION 9886
Цель методической разработки: Создание условий для эффективного развития технического потенциала дошкольников.
Задачи:
• Изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками;
• Обучать Лего - конструированию и созданию моделей транспорта;
• Развивать пространственные представления, логику, мышление;
• Развивать самостоятельность при работе с программой;
• Способствовать развитию познавательных потребностей и творческих способностей;
• Формировать умение работать в командах;
• Развивать коммуникативные умения в процессе защиты своей постройки.
Цикл занятий объединен одной темой, решая проблемную ситуацию, у ребят появляется возможность помочь жителям города, на который обрушился снегопад. Все это способствует реализации системно - деятельностного подхода в обучении.
Занятия имеют развивающий эффект за счёт применения новых технологий и методов, таких как:
• Решение проблемных ситуаций;
• Игры-эксперименты;
• Моделирование;
• ТРИЗ - игры;
• Поисковые задания;
• Деятельностный метод;
• Технология «Ситуация»;
• Создание ситуации успеха.
Каждое занятие включает в себя основные теоретические сведения о конструирование и программирование различных моделей.
Обучение с LEGO® Education состоит из 4 этапов:
• Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается презентация.
• Конструирование. Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
• В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, оценивают возможностей модели, проводят презентации.
• В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Направленность
Методическая разработка «Машины - помощники» направлена на развитие познавательной активности у детей и развитие предпосылок информационной и технологической культуры.
Необходимые условия
В соответствии с требованиями ФГОС образовательное пространство оснащено конструкторами LEGO EDUCATION 9886, схемами, моделями, компьютерами, мультимедийной установкой, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, возможность самовыражения детей.
Для игр с продуктами конструирования предполагается использование многофункциональных макетов, планшетов, наборов мелких игрушек.
Предполагаемый результат
В результате работы предполагается:
Дети:
• будут иметь представления о работе специального транспорта в зимний период;
• научатся создавать действующие модели машин на основе конструктора LEGO EDUCATION 9886 по программируемой схеме;
• научатся самостоятельно организовывать игры с продуктами своей деятельности.
Родители: станут активными участниками совместной образовательной деятельности в системе ЛЕГО – конструирования и робототехники.
Воспроизводимость
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что представленные теоретические и практические материалы могут быть использованы в работе педагога дополнительного образования.
Литература
Основная образовательная программа ЦЦОД «IT-Куб.Вурнары»
Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», пособие для педагогов-дефектологов - Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.razrabotka_2023.docx | 31.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Вурнарский сельскохозяйственный техникум»
Министерства образования Чувашской Республики
Методическое пособие
«Реализация робототехники в дополнительном образовании «Машины — помощники»
К.С. Трофимова,
педагог дополнительного образования
Вурнары 2023 г
Актуальность
В концепции государственной программы определены задачи, одна из которых направлена на приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. В процессе этих изменений происходит трансформация ценностей, целей, содержания, методов образования. Процесс обучения приобретает все более новаторский и творческий характер, нацеленный на развитие успешной личности, адаптированной к современны условиям. В современном обществе важным компонентом становится способность к пониманию вопросов, связанных с техникой, к техническому изобретательству.
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Неотъемлемой частью современного общества стали информационные технологии.
Сегодня необходимость вести образовательную деятельность с детьми в естественнонаучном направлении; востребованность развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок основ инженерного мышления послужили основой для этой разработки.
Сегодня ребёнку интересны игры нового поколения, игры, которые дают возможность ребёнку удовлетворить творческие и технические интересы.
Поэтому игры с Лего – конструктором становятся наиболее актуальными в наше время.
Педагогические наблюдения показали, что дети проявляют интерес к движущимся игрушкам и играм с конструктором Лего. Они самостоятельно создают среду для обыгрывания движущихся моделей. Родители поддерживают интерес детей к созданию поделок из Лего - конструктора.
Ориентируясь на интересы детей и запросы современного общества, мы определили приоритетное направление нашей работы - техническое развитие детей дошкольного возраста.
В научных трудах С. А. Филиппова, А. С. Кремлёва, К. А. Зименко, А. С. Боргуль подтверждается значимость технического развития современного ребёнка, и рассматриваются способы и формы обучения детей лего - конструированию, программированию, созданию движущихся моделей.
Данные источники послужили основой разработки парциальной программы «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству».
Концептуальной основой дополнительного образования является утверждение о том, что игра – это основной вид деятельности ребёнка. В игре ребёнок развивается, познаёт окружающий мир, учится взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых. Поэтому в программе основным видом деятельности является игра с конструктором Лего.
Программа «LEGO-конструктор-первый шаг к техническому творчеству» содержит методические разработки с игровыми занятиями, объединенные определенной тематикой, например: «Гоночные машины», «Цветочный город», «Роботы», «Строительные машины», «Машины-помощники» и др.
Методическая разработка «Машины-помощники» содержит материал совместной образовательной деятельности по теме «Зима».
Новизна
Дети самостоятельно познают технологию сборки и программирования действующих моделей робототехники с использованием конструктора LEGO EDUCATION 9886
Цель методической разработки: Создание условий для эффективного развития технического потенциала дошкольников.
Задачи:
• Изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками;
• Обучать Лего - конструированию и созданию моделей транспорта;
• Развивать пространственные представления, логику, мышление;
• Развивать самостоятельность при работе с программой;
• Способствовать развитию познавательных потребностей и творческих способностей;
• Формировать умение работать в командах;
• Развивать коммуникативные умения в процессе защиты своей постройки.
Цикл занятий объединен одной темой, решая проблемную ситуацию, у ребят появляется возможность помочь жителям города, на который обрушился снегопад. Все это способствует реализации системно - деятельностного подхода в обучении.
Занятия имеют развивающий эффект за счёт применения новых технологий и методов, таких как:
• Решение проблемных ситуаций;
• Игры-эксперименты;
• Моделирование;
• ТРИЗ - игры;
• Поисковые задания;
• Деятельностный метод;
• Технология «Ситуация»;
• Создание ситуации успеха.
Каждое занятие включает в себя основные теоретические сведения о конструирование и программирование различных моделей.
Обучение с LEGO® Education состоит из 4 этапов:
• Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей дети как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается презентация.
• Конструирование. Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа «Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
При желании можно специально отвести время для усовершенствования предложенных моделей, или для создания и программирования своих собственных.
• В разделе «Рефлексия» дети исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, оценивают возможностей модели, проводят презентации.
• В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Направленность
Методическая разработка «Машины - помощники» направлена на развитие познавательной активности у детей и развитие предпосылок информационной и технологической культуры.
Необходимые условия
В соответствии с требованиями ФГОС образовательное пространство оснащено конструкторами LEGO EDUCATION 9886, схемами, моделями, компьютерами, мультимедийной установкой, что обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, возможность самовыражения детей.
Для игр с продуктами конструирования предполагается использование многофункциональных макетов, планшетов, наборов мелких игрушек.
Предполагаемый результат
В результате работы предполагается:
Дети:
• будут иметь представления о работе специального транспорта в зимний период;
• научатся создавать действующие модели машин на основе конструктора LEGO EDUCATION 9886 по программируемой схеме;
• научатся самостоятельно организовывать игры с продуктами своей деятельности.
Родители: станут активными участниками совместной образовательной деятельности в системе ЛЕГО – конструирования и робототехники.
Воспроизводимость
Практическая значимость методической разработки заключается в том, что представленные теоретические и практические материалы могут быть использованы в работе педагога дополнительного образования.
Литература
Основная образовательная программа ЦЦОД «IT-Куб.Вурнары»
Е. В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М. : Творческий центр «Сфера», 2012 г.
Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.
А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
М. С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», пособие для педагогов-дефектологов - Гуманитарный Издательский центр ВЛАДОС
Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по работе в дополнительном образовании
Статья посвящена дополнительному образованию по художественно-эстетическому курсу....
Мастер-класс для детей 8-10 лет "Я машину смастерю - папе с мамой подарю" Педагог дополнительного образования Черкасова И.В.
Изготовление модели автомобиля из бумаги и картона, на мастер - классе представлены необходимые материалы и инструменты для моделирования, даны способы изготовления разверток автомобилей, ...
Методическая разработка по образовательной программе дополнительного образования «Рисование».
В методическойя разработке по образовательной программе дополнительного образования «Рисование». Раздел «Сюжетно-тематическая композиция. Тема «Колядки» рассматрива...
Рабочая программа кружка дополнительного образования - Робототехника
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися нача...
Робототехника в дополнительном образовании младших школьников
Робототехника в начальной школе – это первый шаг погружения младших школьников в удивительный мир технического творчества. С его помощью образовательные и воспитательные задачи решаю...
Методическая разработка занятия по программе дополнительного образования Начальное техническое моделирование. Тема: «изготовление пасхальной композиции из папье-маше: зайчик, корзинка, яйцо на подставке».
Данная методическая разработка будет полезна для занятий декоративно -прикладному творчеству, по программе дополнительного образования "Начальное техническое моделирование". Работа в разделе...
ФИЗИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ И РОБОТОТЕХНИКЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Физический эксперимент является не столько средством наглядности, сколько необходимой базой и инструментом развития способностей обучающихся.Изучение физических законов и явлений на основе постановки ...