Рабочая программа кружка дополнительного образования - Робототехника
рабочая программа (4 класс)
Авторская методическая разработка учителя информатики и педагога дополнительного образования Роговского Алексея Анатольевича. Рабочая программа для планиования и проведения занятий с обучающимися начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16 РП ДО Роговской_А_А_Робототехника | 74.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки города Москвы Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа в Капотне» (ГБОУ Школа в Капотне) 109649, г. Москва, ул. 5-й квартал Капотни, д. 29 | |
т/факс 8-495-355-00-00, e-mail: kapotnya@edu.mos.ru ОГРН 1037700077403 | kapotnya.mskobr.ru ИНН/КПП 7723138571/772301001 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «РОБОТОТЕХНИКА» предусматривает развитие способностей детей к наглядному моделированию. LEGO WEDO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре. Конструкторами Lego, охватывает почти все возраста детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях. Дети в начальной школе, используя наборы Lego Wedo, могут не только создавать различные конструкции, но и создавать для них простейшие программы, выполняя которые конструктор становится не просто стационарной игрушкой, а настоящим исполнителем, который управляется человеком. И уже от фантазии учащихся будет зависеть, какие задачи научится выполнять их «игрушка», в каких ситуациях она сможет превратиться в помощника человека.
Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся 1,2,3,4 классов и рассчитана на 31 час. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора Legо, овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),навык взаимодействия в группе.
Актуальность
Актуальность данной программы состоит в том, что робототехника в школе представляет учащимся технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети и подростки лучше понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают. При проведении занятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально используется на каждом занятии.
Реализация этой программы в рамках начальной школы помогает развитию коммуникативных навыков учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания.
При реализации Программы используются следующие методы: вербальные, наглядные, практические, частично-поисковые. Применение данных методов в образовательном процессе способствует повышению интереса обучающихся к работе по данной Программе, способствует расширению кругозора, формированию навыков самостоятельной работы, работы с различными источниками информации.
Отличительные особенности данной Программы от уже существующих
Предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями товарищей, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп).
Цель Программы
Формирование практических умений и навыков в области робототехники, развитие мотивации личности обучающегося к познанию и техническому творчеству, воспитание инициативы и творческой самостоятельности.
Задачи Программы:
Обучающие
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления;
- ознакомление с окружающей действительностью;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;
- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
Развивающие
- способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
- способствовать развитию внимания, памяти;
- способствовать развитию навыков разговорной речи;
- способствовать развитию логического мышления.
Воспитательные
- способствовать воспитанию ответственности, уважения к труду;
- способствовать воспитанию патриотизма, активной гражданской позиции;
- способствовать воспитанию чувства гордости за достижения отечественной науки и техники.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Категория обучающихся
Возраст обучающихся: 6-10 лет.
В объединение принимаются обучающиеся в возрасте 6-10 лет без ограничений по уровню подготовки.
Условия формирования групп: допускаются разновозрастные группы в пределах одного уровня образования общеобразовательной школы.
Наполняемость учебной группы:
1-й класс – 10 чел.
2-й класс – 10 чел.
3-й класс – 10 чел.
4-й класс – 10 чел.
Срок реализации Программы: 4 года по 38 часу в год.
Методы организации и осуществления занятий
1. Перцептивный акцент:
а) словесные методы (рассказ, беседа, инструктаж, чтение справочной литературы);
б) наглядные методы (демонстрации мультимедийных презентаций, фотографии);
в) практические методы (упражнения, задачи).
2. Гностический аспект:
а) иллюстративно- объяснительные методы;
б) репродуктивные методы;
в) проблемные методы (методы проблемного изложения) дается часть готового знания;
г) эвристические (частично-поисковые) большая возможность выбора вариантов;
д) исследовательские – дети сами открывают и исследуют знания.
3. Логический аспект:
а) индуктивные методы, дедуктивные методы, продуктивный;
б) конкретные и абстрактные методы, синтез и анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация, т.е. методы как мыслительные операции.
4. Управленческий аспект:
а) методы учебной работы под руководством учителя;
б) методы самостоятельной учебной работы учащихся.
Особенности организации учебного процесса
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий.
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Методы стимулирования и мотивации деятельности
1.Методы стимулирования мотива интереса к занятиям:
познавательные задачи, учебные дискуссии, опора на неожиданность, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т.д.
2.Методы стимулирования мотивов долга, сознательности, ответственности, настойчивости: убеждение, требование, приучение, упражнение, поощрение.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Беседа по ТБ. Кирпичики ЛЕГО: цвет, форма, размер. | 1 | 1 | - |
2 | Узор из кирпичиков ЛЕГО. Бабочка. Орнамент. | 3 | 1 | 2 |
3 | Я – строитель. Строим стены и башни. Мосты. | 2 | - | 2 |
4 | В мире животных. Игра, кто больше придумает. | 2 | - | 2 |
5 | Транспорт. Разные схемы колесных пар. | 4 | - | 4 |
6 | Скоро, скоро Новый год! подготовка работ к конкурсу. | 3 | - | 3 |
7 | Мой класс и моя школа. Новогодний конкурс. | 2 | - | 2 |
8 | Сказочные герои. | 2 | - | 2 |
9 | Военная техника (подготовка к конкурсу 23 февраля). | 2 | - | 2 |
10 | Наши праздники Конкурс День защитников Отечества. | 2 | - | 2 |
11 | Улица полна неожиданностей. | 3 | - | 3 |
12 | Дорога в космос Подготовка к конкурсу. Конкурс. | 3 | - | 3 |
13 | Первые механизмы. Строительная площадка. | 3 | - | 3 |
14 | Город будущего. Машины, механизмы. | 3 | - | 3 |
15 | Урок - праздник «Мы любим Лего». | 3 | - | 3 |
ИТОГО: | 38 | 2 | 36 |
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 2 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Техника безопасности при работе с компьютером. Названия и назначения всех деталей конструктора. | 1 | 1 | - |
2 | Программирование. Мощность мотора. Звуки. Надпись. Фон. | 1 | - | 1 |
3 | Блок «Цикл». | 1 | - | 1 |
4 | Мотор и ось. | 1 | - | 1 |
5 | Зубчатые колёса. | 1 | - | 1 |
6 | Датчик наклона и расстояния. | 1 | - | 1 |
7 | Червячная зубчатая передача. | 1 | - | 1 |
8 | Кулачок. | 1 | - | 1 |
9 | Рычаг. | 1 | - | 1 |
10 | Шкивы и ремни. | 1 | - | 1 |
11 | Модель «Танцующие птицы». Ременные передачи. | 1 | - | 1 |
12 | Модель «Умная вертушка». Влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. | 2 | - | 2 |
13 | Модель«Обезьянка-барабанщица» Изучение принципа действия рычагов и кулачков. Подготовка работ к конкурсу. Новый год. | 3 | - | 3 |
14 | Модель «Голодный аллигатор. Конкурс работ. Новый год. | 3 | - | 3 |
15 | Модель «Рычащий лев» | 3 | - | 3 |
16 | Модель«Порхающая птица». Подготовка к конкурсу День защитника Отечества | 3 | - | 3 |
17 | Конкурс День защитника Отечества Самостоятельно разрабатываем схему модели «Канатная дорога» | 3 | - | 3 |
18 | Самостоятельно разрабатываем схему модели «Лягушка». | 4 | - | 4 |
19 | На встречу к звездам. Подготовка к конкурсу. Конкурс. Самостоятельно разрабатываем схему модели «Дом и машина» | 3 | - | 3 |
20 | Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов | 3 | - | 3 |
ИТОГО: | 38 | 1 | 37 |
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 3 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером. Повторение схем механических передач. | 1 | 1 | - |
2 | Модель«Нападающий» | 2 | - | 2 |
3 | Модель «Вратарь». | 2 | - | 2 |
4 | Модель«Ликующие болельщики» | 2 | - | 2 |
5 | Модель«Спасение самолёта» | 2 | - | 2 |
6 | Модель«Непотопляемый парусник» | 2 | - | 2 |
7 | Модель«Спасение от великана» | 2 | - | 2 |
8 | Зубчатые колёса. Зубчатое зацепление. Зубчатое вращение. | 1 | - | 1 |
9 | Зубчатые передачи в быту. Модель «Глаза клоуна». | 1 | - | 1 |
10 | Скорость вращения зубчатых колёс разных размеров. Модель «Карусель» | 1 | - | 1 |
11 | Рычаги. Точка опоры. Ось вращения. | 1 | - | 1 |
12 | Модель «Ручной миксер». Подготовка работ к конкурсу | 2 | - | 2 |
13 | Творческий конкурс «Парад игрушек» | 2 | - | 2 |
14 | Модель «Детская площадка» | 2 | - | 2 |
15 | Модель «Весёлый человек!» | 2 | - | 2 |
16 | Творческий проект «Измеритель скорости ветра». Подготовка к конкурсу День защитника Отечества. | 2 | - | 2 |
17 | конкурс День защитника Отечества Модель "Колесо обозрения. | 3 | - | 3 |
18 | Модель "Строительный кран". | 4 | - | 4 |
19 | Космос и человек. Подготовка к конкурсу. Конкурс Модель «Космическая Стиральная Машина» | 3 | - | 3 |
20 | Конструирование собственных моделей. Соревнования роботов. | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 38 | 1 | 37 |
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН 4 КЛАСС
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером | 1 | 1 | - |
2 | Колесо. Ось. Поступательное движение конструкции за счет вращения колёс. | 2 | - | 2 |
3 | Модель «Машина с толкателем» | 2 | - | 2 |
4 | Модель« Тягач с прицепом» | 2 | - | 2 |
5 | Творческий проект «Тележка» | 2 | - | 2 |
6 | Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы. | 2 | - | 2 |
7 | Модель «Мостовой кран» | 2 | - | 2 |
8 | Ременная передача. Модель «Крутящий столик» | 2 | - | 2 |
9 | Творческий проект «Живые картинки» | 2 | - | 2 |
10 | История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению. | 2 | - | 2 |
11 | Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. Подготовка работ к конкурсу | 1 | - | 1 |
12 | 2 | - | 2 | |
13 | Творческий конкурс «Автомобиль будущего» | 4 | - | 4 |
14 | Самостоятельно разрабатываем схему модели "Робот". Подготовка к конкурсу День защитника Отечества | 4 | - | 4 |
15 | Конкурс День защитника Отечества Самостоятельно разрабатываем схему модели «Сабачка». | 4 | - | 4 |
16 | Планетоходы, подготовка к конкурсу. Конкурс, подведение итогов Самостоятельно разрабатываем схему «Марсоход» и «Контрольно-пропускной пункт» | 4 | - | 4 |
ИТОГО: | 38 | 1 | 37 |
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач и расширение кругозора учащихся. Данный курс построен на основе интеграции с окружающим миром и литературным чтением. Учащиеся ещё раз знакомятся с темами по окружающему миру, литературному чтению и уже на новой ступени развития, с постановкой новых учебных задач выполняют работу по моделированию.
Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Это стимулирует развитие познавательных интересов школьников, стремления к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения.
3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Организация учебного процесса
Формы проведения занятий:
- Рассказ.
- Лекция-диалог.
- Практическое занятие.
- Презентация.
- Тренировки в учебном кабинете.
Планируемые (ожидаемые) результаты
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Формировать целостное восприятие окружающего мира.
Развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения. Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.
Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Материально-техническое обеспечение
Наборы Лего - конструкторов:
- основной набор LEGO Education WeDOTM
-9585 Ресурсный набор LEGO Education WeDo
Учебно-методическое и информационное обеспечение Программы
Список литературы:
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
- Программное обеспечение WeDo, ROBOLAB 2.9.
- Интернет-ресурсы.
Нормативные документы
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, от 30 августа 2016 года № 1035, от 31 января 2017 года № 30).
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Мастерилка" 1 класс...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь содержится рабочая программа кружка дополнительного образования для 1 класса, которая проводится во внеурочное время 1 час в неделю и 34 часа в год...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Декоративно-прикладное искусство"
Здесь размещена рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класса( 1час в неделю) кружка "Декоративно- прикладное искусство"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУДРЫЙ СОВЕНОК»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть сп...
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Волшебный мир оригами», срок реализации - 4 года, 1 раз в неделю. возраст 8 - 12 лет....
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»...
Рабочая программа кружка дополнительного образования "Волшебная ниточка"
Программа кружка «Волшебная ниточка» ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер. Программа модифицированная,...