Воспитание нравственных и эстетических чувств у обучающихся с ОВЗ посредством применения инновационных коррекционных технологий( арттерапии, сказкотерапии и т п )
статья (4 класс)
Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных умственной отсталостью; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачами являются:
- расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
- развитие самостоятельности, самоконтроля;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
- коррекция отклоняющегося поведения;
- развитие эмоциональной и моторной адекватности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskaya_vospitannost_tema_po_samoobrazovaniyu_5_klass.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Марьина Ольга Сергеевна, учитель первой категории, МСОУ Запрудненская школа-интернат, тема по самообразованию, 2023-24 учебный год
Тема: « Воспитание нравственных и эстетических чувств у обучающихся с ОВЗ посредством применения инновационных коррекционных технологий( арттерапии, сказкотерапии и т п )
Макси-ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ:
Предупреждение и устранение отклонений в поведении, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольности психических процессов, обусловленных умственной отсталостью; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.
Задачами являются:
- расширение и углубление знаний детей об окружающем мире;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие чувства коллективизма, ответственности друг за друга, формирование опыта нравственного поведения;
- развитие самостоятельности, самоконтроля;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;
- коррекция отклоняющегося поведения;
- развитие эмоциональной и моторной адекватности.
Мини-задачи:
1)способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психологического и физического развития детей постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.
2)формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную культуру, личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно- эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям.
3)развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания ( удовольствия, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.
4)содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, художественного рукоделия, ручного творчества).
Эстетическая воспитанность предполагает:
1) Эмоциональное отношение ко всему окружающему.
2) Осмысливание содержания и средств выражения прекрасного.
3) Наличие эстетических и нравственных суждений.
4) Стремление к самостоятельному художественному творчеству.
Одно из главных мест в эстетическом воспитании принадлежит изобразительному искусству. Цель занятий по изобразительному искусству детьми с ограниченными возможностями здоровья – формирование умения воспринимать содержание картин в целом, анализировать отдельные изображённые на ней объекты, а также развитие логического мышления и речи, воспитание интереса к произведениям живописи.
Как самостоятельный вид художественной деятельности, рисование играет большую роль в эстетическом воспитании детей. Основная задача рисования в коррекционной школе – исправление недостатков развития умственно отсталых детей. Следует учесть, что способность к рисованию у учащихся коррекционной школы значительно ниже, чем у их сверстников массовой школе: предметное изображение у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья появляется значительно позднее. Для их рисунков характерны уподобление одних предметов другими, особенно, если они имеют исходную форму, диспропорции в изображении, ассиметричность, использование графических стереотипов, примитивизм. Рисунки этих детей часто бывают невыразительными, не передают движений людей, животных; воспроизведение пространственных отношений сопровождаются ошибками; отличаются нарушениями цветоразличения.
Изобразительная деятельность детей становится более осознанной и целенаправленной, если в процессе работы над рисунком они выполняют ряд интеллектуальных операций. Так, воспитатель, давая ученику, листок для рисования или принимая рисунок, просит его рассказать, что и в какой последовательности будет или было нарисовано.
Тема эстетики – это вечная тема, она была, есть и будет! Такие чувства, как доброта, любовь, воспитываются именно на прекрасном, а это благотворно влияет на психику ребёнка, делает его более уравновешенным и спокойным.
На протяжении многих и многих столетий сказки и занимательные истории люди рассказывали детям. Из поколения в поколение дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действовавших там героев хорошее от плохого.
Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и сильными героями и свирепыми чудовищами. Мир этот близок и понятен для любознательной детской головки, он говорит на языке, почти недоступном взрослому рассудку, считающему, что сказки искажают реальную жизнь. Дети же без устали готовы слушать сказочные истории, герои которых отважно сражаются с великанами и чудовищами — с миром взрослых.
Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни. Они открывают детям мир, помогают легче справляться с житейскими неурядицами, травмирующими психику. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению. Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем узнает из сказок и историй, а затем различным образом применяет это знание, защищаясь от множества стрессов, которые обрушивает на него действительность.
В диалоге с взрослым ребенок ощущает себя в равноправной партнерской позиции – не декларируемой, а психологически реальной. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений Автора и Адресата, побывав по инициативе взрослого во всех возможных коммуникативных позициях (несущих к тому же, педагогическую и терапевтическую нагрузку).
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Интерес к сказке существует давно. О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С.Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно – образного и наглядно – действенного постижения мира человеческих отношений.
Понимание и проживание через сказку содержания свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребёнку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.
Идея сказкотерапии в её общенародном понимании примерно такова: терапевт, зрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предлагает и (или) внушает метафорическое решение этой проблемы. Также сказка может быть использована и для того, чтобы:
1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;
3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что – то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;
5) сказка несёт свободу;
6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.
В работе с детьми используются элементы АРТ-терапии, когда ребёнок рисует сюжет прочитанной сказочной истории, придумывает продолжение или обсуждает с товарищами поведение героев.
Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений.
Арт-терапия позволяет вывести переживания ребёнка во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить творческие способности, удовлетворить потребность в творчестве. Арт-терапия облегчает психотравмирующие ситуации. Она использует невербальные каналы взаимодействия, воздействует непосредственно на эмоции человека.
Цели и задачи, которые решаются с помощью арт-терапии в работе с особыми детьми:
- поднятие самооценки,
- расширение стереотипов,
- освоение различных художественных материалов и средств выражения с их использованием,
- развитие навыков работы с изобразительным материалом,
- развитие сенсорики,
- развитие схемы и образа тела,
- развитие моторики,
- решение пространственных задач,
- развитие речи,
- работа со страхом, тревогой, агрессией,
- решение проблем поведения,
- проявление инициативы и стимуляция выбора.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно сделать следующие выводы: Сказкотерапия и арт-терапия – это не просто направления, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур, это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями. В процессе разнообразных занятий воспитанники черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу, таким образом, происходит коррекция личности, расширение эмоционально – поведенческих реакций. На занятиях черпаются представления о справедливости и несправедливости.
В работе с воспитанниками, данная программа направлена на развитие у детей личностных качеств, самоконтроля, эмпатии, преодоление дезадаптации, тревожности, страхов, а также расширение знаний об окружающем и своем внутреннем мире. Использование сказкотернапии и арт-терапии особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья в силу их особенностей: незрелости эмоционально-волевой сферы, отклонений в поведении, расторможенности, гипервозбудимости, слабости мотивации и самоконтроля.
Алгоритм работы с использованием элементов АРТ-терапии и сказкотерапии:
- Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные упражнения.
- Повторение. Ведущий задает детям вопрос о том, что они помнят из прошлого занятия.
- Расширение. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки, придумать свое окончание сказки, нарисовать понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).
- Закрепление. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. Обсуждение придуманного (нарисованного детьми)
- Интеграция. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.
- Резюмирование. Ведущий подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.
- Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.
Основные блоки занятий:
Домашние животные. Видеотренинг с элементами Арт-терапии «Кошка, которая гуляла сама по себе» Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с помощью трафарета. Обсуждение нарисованных рисунков.
Дикие животные.Видеотренинг «Лиса и заяц». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование продолжения сказки с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Видеотренинг с элементами Арт-терапии «Ёжик должен быть колючим». Расширение. Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.
Сказка «Упрямый слоненок». Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев с помощью трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.
Овощи. Фрукты.Сказкотерапия «Репка. Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение выполненных рисунков.
Видеотренинг «Чиполлино». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование продолжения сказки с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.
Сказкотерапия «Соломенная Шляпа». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков.
Одежда. Обувь. Головные уборы.Сказкотерапия «Новое платье короля». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения с использованием трафаретов. Картинная галерея. Резюмирование. Видеотренинг «Возвращение блудного попугая». Просмотр сказки. Обсуждение сюжета. Рисование по сказке с использованием трафаретов. Картинная галерея. Резюмирование.
Человек.Сказкотерапия с элементами Арт-терапии – «Снегурочка». Чтение сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Видеотренинг «Волшебник Изумрудного города». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков.
Времена года. Сказкотерапия «4 дочери года». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Видеотренинг «Снегурочка». Просмотр сказки. Сочинение продолжения сказки. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Время суток.Сказкотерапия «Неопознанный самолёт». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование. Сказкотерапия «Кто раньше всех встает». Чтение сказки. Обсуждение поведения героев. Сочинение продолжения сказки. Рисование продолжения. Обсуждение нарисованных рисунков.
Члены моей семьи. Видеотренинг «Трое из Простоквашино». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из героев. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Транспорт, его виды. Видеотренинг «Приключения Незнайки и его друзей». Просмотр сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование одного из сюжета с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
Мир увлечений. «Игры, игрушки». Сказкотерапия «Праздник непослушания». Чтение глав из сказки. Обсуждение поведения героев. Рисование понравившегося сюжета с использованием трафаретов. Обсуждение нарисованных рисунков. Резюмирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках посредством применения информационно-компьютерных технологий»
особенности применения ИТК на уроках окружающего мира...
"Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий"
В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта ста...
Повышение качества образования на первой ступени посредством применения современных педагогических технологий
выступление на заседании МО учителей начальных классов...
Повышение познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.
Методический материал с использованием новых образовательных технологий.Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эф...
Развитие нравственных и эстетических чувств на уроках русского языка при работе с фразеологизмами
В языке существуют часто употребляемые устойчивые сочетания слов. Устойчивые сочетания слов называют идиомами (в переводе с греческого idioma – своеобразное выражение) или фразеологизмами, или ф...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....
Развитие речи у обучающихся с интеллектуальными нарушениями посредством применения информационно - коммуникационных технологий.
Одним из важнейших направлений образования в соответствии с Федеральными Государственными образовательными стандартами является создание условий для всестороннего, полноценного развития каждого ребёнк...