Повышение познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.
статья на тему

Гнутова Елена Леонидовна

Методический материал с использованием новых образовательных технологий.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_sosh_s.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Озёрки  Гнутова Елена Леонидовна

Повышение познавательной деятельности младших

 школьников посредством применения

 информационно-компьютерных технологий обучения.

«Доска и мел – наши главные инструменты,

но хочется большего…..»

  Повышение  познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.
 Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества,  внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии.               Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Одной из наиболее действенных технологий считается  
ИКТ (информационно-компьютерная технология).

В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа.

Мой педагогический стаж составляет 21 год и передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.

  Возможности ИКТ:
1)  Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
5) Обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

http://school4usp.ucoz.ru/Teachers/Articles/101115_NachShkola/Picture_02.png


А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
 

      Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

   
   Благодаря использованию  ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся, особенно при реализации ФГОСа, так как в основе стандарта лежит системно-деятельный подход обучения.
      Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать
основные принципы активизации познавательной деятельности: 
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:

  • создание презентаций к уроку;
  • работа с ресурсами Интернета;
  • использование готовых обучающих программ;
  • разработка и использование собственных авторских программ.

         Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. 

      Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Учитель или ученик могут на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, содержат  изображения, видеоматериалы, тестовые задания.

              Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

    Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, я уделяю внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитываю возрастные особенности, включаю в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершаю с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показываю взаимосвязь с другими наукам.

     Обучающий  эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Анализируя такие уроки, я отмечаю: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.  Уроки с использованием презентационного материала,  мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;

- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели.

- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут.            (Санитарные правила и нормы).

                                                          Вывод

      Таким образом,   труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.

А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

                                                Заключение

Я продолжу активизацию  познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.

В заключении хотелось бы отметить, что применение мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе, несомненно, развивает познавательную активность младших школьников и тем самым позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Применение новых информационных технологий в начальном образовании  позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время.

Являясь руководителем районного методического объединения, я делюсь  своим педагогическим опытом на августовских  педагогических конференциях, на семинарах, публикую свои разработки на сайте инфоурок.

Провела мастер- класс в рамках повышения квалификации в ГОУ СИПКРО по проблеме «Содержательные и методические аспекты учебного проектирования в начальной школе»

Я планирую и дальше продолжить изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, делится опытом работы на методических объединениях, конференциях, семинарах, на страницах педагогических изданий.

Пример   реализации иформационно-коммуникатиных технологий   в обучении  мне бы хотелось показать на примерах  уроков, проведенных мною  во2,4  классах (см. приложение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных технологй в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников. "Дифференциация звуков С-З"

Презентация  фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-З"Использование мультимедийных технологий в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников....

Проблемное обучение как средство повышения познавательной деятельности учащихся.

Актуальность методической темы: «Проблемное обучение как средство повышения познавательной деятельности учащихся» заключается в выборе современных методов и технологий обучения младших школьников.Цель...

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования физкультминуток.

Статья на тему: "Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования физкультминуток"....

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения ИКТ.

В докладе говорится о том, как средства ИКТ влияют на активизацию познавательной деятельности учащихся....

«Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения ИКТ.»

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициат...

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством ИКТ

В статье рассказывается об активизации познавательной деятельности учащихся посредством ИКТ...

Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения ИКТ. Обмен опытом

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, исследование; создание полож...