Повышение познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения.
статья на тему
Методический материал с использованием новых образовательных технологий.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_sosh_s.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ с. Озёрки Гнутова Елена Леонидовна
Повышение познавательной деятельности младших
школьников посредством применения
информационно-компьютерных технологий обучения.
«Доска и мел – наши главные инструменты,
но хочется большего…..»
Повышение познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. В современных условиях модернизации образования все активнее используются информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в стороне от этого процесса и начальная школа. Мой педагогический стаж составляет 21 год и передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные. Возможности ИКТ:
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим принципам:
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов. В том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Учитель или ученик могут на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, я уделяю внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитываю возрастные особенности, включаю в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершаю с учащимися виртуальные путешествия в мир природы, наглядно показываю взаимосвязь с другими наукам. Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Анализируя такие уроки, я отмечаю: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала. Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса: - компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся; - использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели. - использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы). Вывод Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, он становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивы, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Заключение Я продолжу активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения. В заключении хотелось бы отметить, что применение мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе, несомненно, развивает познавательную активность младших школьников и тем самым позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Применение новых информационных технологий в начальном образовании позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, что является социально значимым и актуальным в наше время. Являясь руководителем районного методического объединения, я делюсь своим педагогическим опытом на августовских педагогических конференциях, на семинарах, публикую свои разработки на сайте инфоурок. Провела мастер- класс в рамках повышения квалификации в ГОУ СИПКРО по проблеме «Содержательные и методические аспекты учебного проектирования в начальной школе» Я планирую и дальше продолжить изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, делится опытом работы на методических объединениях, конференциях, семинарах, на страницах педагогических изданий. Пример реализации иформационно-коммуникатиных технологий в обучении мне бы хотелось показать на примерах уроков, проведенных мною во2,4 классах (см. приложение). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных технологй в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников. "Дифференциация звуков С-З"
Презентация фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-З"Использование мультимедийных технологий в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников....
Проблемное обучение как средство повышения познавательной деятельности учащихся.
Актуальность методической темы: «Проблемное обучение как средство повышения познавательной деятельности учащихся» заключается в выборе современных методов и технологий обучения младших школьников.Цель...
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования физкультминуток.
Статья на тему: "Активизация познавательной деятельности учащихся посредством использования физкультминуток"....
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством внедрения ИКТ.
В докладе говорится о том, как средства ИКТ влияют на активизацию познавательной деятельности учащихся....
«Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения ИКТ.»
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициат...
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством ИКТ
В статье рассказывается об активизации познавательной деятельности учащихся посредством ИКТ...
Активизация познавательной деятельности учащихся посредством применения ИКТ. Обмен опытом
Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, исследование; создание полож...