Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по формированию сенсорных эталонов
план-конспект занятия (2 класс)

 Конспект коррекционно-развивающего занятия

по формированию сенсорных эталонов

Лексическая тема: Осень

Цель: Формирование представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

Образовательные

  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости, в схеме собственного тела;
  • обобщить знания о плоскостных геометрических фигурах;
  • учить группировать предметы по форме;
  • расширять представление об окружающем: фрукты, овощи;
  • учить находить предметы по заданным ориентирам-схемам.
  • закреплять сложение и вычитание без перехода через десяток.

Коррекционно – развивающие

  • Продолжать учить анализировать логическую закономерность;
  • развивать творческое воображение и элементы конструктивного мышления.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей познавательную активность;
  • воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Форма работы: индивидуальное занятие

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности.

Предметные:

  • находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логически ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  • решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
  • структурирование знаний (сенсорные эталоны).

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • продолжить формирование знаний о сенсорных эталонах; понятиях плоскость, объем.

Регулятивные УУД:

  • умение сохранять заданную цель;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого.

Оборудование: предметные картинки (цветок, листок, грибок), знак СТОП, балансир, иллюстрация «Деревня», танграм 2 комплекта, компьютер, набор блоков Дьеныша, карточки-схемы, карточки с изображением геометрических фигур, муляжи овощей и фруктов, корзина.

Ход занятия

Организационный момент:

Максим, здравствуй!

Как у тебя настроение? Как ты себя чувствуешь?

Ответ ребенка

 Это очень здорово, что ты себя хорошо чувствуешь? Значит сил и энергии много, а они нам понадобятся. Сегодня на занятии мы с тобой отправимся в деревню, где поможем бабушке с дедушкой убрать урожай.

Когда убирают урожай? Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?

Ответ ребенка

Осень. Осенняя пора - время для уборки урожая.

Путь в деревню не близкий, хорошо бы не заблудиться! Давай запоминать дорожку, оставляя подсказки.

Основная часть:

  1. Задание продолжи ряд: гриб, цветок, листок. Предлагаю ребенку выложить на полу импровизированную дорожку из карточек, соблюдая порядок, при этом называя изображения.

Максим, посмотри, а вот и первый гриб, а за ним цветок, следующий-листок, интересно, что потом?   

Молодец, обратную дорогу домой точно найдем по нашим ориентирам.

Перед нами пригорок, деревня уже близко, осталось только перейти. Странно, знак – Стоп. Надпись на знаке гласит: эта деревня не обычная, а Кибер-деревня, хочешь у нас погостить, попробуй! Вводи пароль.

  1. Задание: маршрут на балансире.

Максим, я буду называть действия, а ты выполнять. (Правой ногой встань на зеленый треугольник, левой ногой встань на фигуру в левом нижнем углу и т.д)

Молодец, через гору прошли, вот и деревня. (На доске изображение деревни, на парте, огороженный забором, домик с бабушкой и дедушкой). Бабушки с дедушкой не видно, наверное они очень устали и пошли отдохнуть.

  1. Задание танграм. Просим ребенка собрать робота по образцу.

Максим, давай мы пока присядем за парту. Смотри, как ты думаешь, кто это?

Ответ ребенка

 Это робот-помощник. Он помогает по хозяйству в деревне, и скорее всего не справляется, соберем ему друга, такого же робота.  

Здорово, теперь работа слаженней и дружнее пойдет, вдвойне быстрее.

  1. Задание на соотнесение схем.

 Вот и бабушка с дедушкой. А во дворе у них на грядках сидят фигуры вместо овощей, и в саду – фигуры.  Интересно, почему урожай – геометрические фигуры. Кажется понятно, это же не простая деревня, и овощи  с фруктами – не простые. Максим, давай посмотрим внимательно на бабушкину памятку, какие овощи и фрукты обозначают схемы, и соберем их в корзинку. (Предлагаю ребенку выбирать схемы с изображением только овощей и фруктов и только нашей полосы, по схеме определять необходимую геометрическую фигуру).

Молодец, помощник. Целую корзинку урожая собрал.

  1. Физкультминутка

Надо бы размяться, прогуляться с ёжиком. (Танец – По лесу ежик шел.)

  1. Игра в приложении Мерсибо в разделе математика - «Бабушкино варенье»

Чем еще бабушке помочь? Сейчас узнаем у нее.

  1. Задание: формы предметов.

Дедушка, на прощание, припас нам корзинку гостинцев с овощами и фруктами, но взять их можно, только отгадав их форму. Я буду тебе показывать карточки фигур, а ты называй.

(Круг. А что бывает круглым? Какой овощ? А фрукт? И т.д.)

 

Заключительная часть:

Хорошая прогулка до деревни получилась, давай возвращаться домой, где наша дорожка?

Понравилось занятие? Что запомнил?

Ответ ребенка

Спасибо за занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_2023.doc46.5 КБ
Microsoft Office document icon refleksivnaya_pedagogicheskaya_zapiska.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект коррекционно-развивающего занятия

по формированию сенсорных эталонов

Лексическая тема: Осень

Цель: Формирование представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

Образовательные

  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости, в схеме собственного тела;
  • обобщить знания о плоскостных геометрических фигурах;
  • учить группировать предметы по форме;
  • расширять представление об окружающем: фрукты, овощи;
  • учить находить предметы по заданным ориентирам-схемам.
  • закреплять сложение и вычитание без перехода через десяток.

Коррекционно – развивающие

  • Продолжать учить анализировать логическую закономерность;
  • развивать творческое воображение и элементы конструктивного мышления.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей познавательную активность;
  • воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Форма работы: индивидуальное занятие

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности.

Предметные:

  • находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логически ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  • решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
  • структурирование знаний (сенсорные эталоны).

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • продолжить формирование знаний о сенсорных эталонах; понятиях плоскость, объем.

Регулятивные УУД:

  • умение сохранять заданную цель;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого.

Оборудование: предметные картинки (цветок, листок, грибок), знак СТОП, балансир, иллюстрация «Деревня», танграм 2 комплекта, компьютер, набор блоков Дьеныша, карточки-схемы, карточки с изображением геометрических фигур, муляжи овощей и фруктов, корзина.

Ход занятия

Организационный момент:

Максим, здравствуй!

Как у тебя настроение? Как ты себя чувствуешь?

Ответ ребенка

 Это очень здорово, что ты себя хорошо чувствуешь? Значит сил и энергии много, а они нам понадобятся. Сегодня на занятии мы с тобой отправимся в деревню, где поможем бабушке с дедушкой убрать урожай.

Когда убирают урожай? Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?

Ответ ребенка

Осень. Осенняя пора - время для уборки урожая.

Путь в деревню не близкий, хорошо бы не заблудиться! Давай запоминать дорожку, оставляя подсказки.

Основная часть:

  1. Задание продолжи ряд: гриб, цветок, листок. Предлагаю ребенку выложить на полу импровизированную дорожку из карточек, соблюдая порядок, при этом называя изображения.

Максим, посмотри, а вот и первый гриб, а за ним цветок, следующий-листок, интересно, что потом?  

Молодец, обратную дорогу домой точно найдем по нашим ориентирам.

Перед нами пригорок, деревня уже близко, осталось только перейти. Странно, знак – Стоп. Надпись на знаке гласит: эта деревня не обычная, а Кибер-деревня, хочешь у нас погостить, попробуй! Вводи пароль.

  1. Задание: маршрут на балансире.

Максим, я буду называть действия, а ты выполнять. (Правой ногой встань на зеленый треугольник, левой ногой встань на фигуру в левом нижнем углу и т.д)

Молодец, через гору прошли, вот и деревня. (На доске изображение деревни, на парте, огороженный забором, домик с бабушкой и дедушкой). Бабушки с дедушкой не видно, наверное они очень устали и пошли отдохнуть.

  1. Задание танграм. Просим ребенка собрать робота по образцу.

Максим, давай мы пока присядем за парту. Смотри, как ты думаешь, кто это?

Ответ ребенка

 Это робот-помощник. Он помогает по хозяйству в деревне, и скорее всего не справляется, соберем ему друга, такого же робота.  

Здорово, теперь работа слаженней и дружнее пойдет, вдвойне быстрее.

  1. Задание на соотнесение схем.

 Вот и бабушка с дедушкой. А во дворе у них на грядках сидят фигуры вместо овощей, и в саду – фигуры.  Интересно, почему урожай – геометрические фигуры. Кажется понятно, это же не простая деревня, и овощи  с фруктами – не простые. Максим, давай посмотрим внимательно на бабушкину памятку, какие овощи и фрукты обозначают схемы, и соберем их в корзинку. (Предлагаю ребенку выбирать схемы с изображением только овощей и фруктов и только нашей полосы, по схеме определять необходимую геометрическую фигуру).

Молодец, помощник. Целую корзинку урожая собрал.

  1. Физкультминутка

Надо бы размяться, прогуляться с ёжиком. (Танец – По лесу ежик шел.)

  1. Игра в приложении Мерсибо в разделе математика - «Бабушкино варенье»

Чем еще бабушке помочь? Сейчас узнаем у нее.

  1. Задание: формы предметов.

Дедушка, на прощание, припас нам корзинку гостинцев с овощами и фруктами, но взять их можно, только отгадав их форму. Я буду тебе показывать карточки фигур, а ты называй.

(Круг. А что бывает круглым? Какой овощ? А фрукт? И т.д.)

Заключительная часть:

Хорошая прогулка до деревни получилась, давай возвращаться домой, где наша дорожка?

Понравилось занятие? Что запомнил?

Ответ ребенка

Спасибо за занятие.



Предварительный просмотр:

Рефлексивная педагогическая записка учителя-дефектолога

 МОУ Фоминской СШ Диуновой Т.Н.

Данное коррекционно-развивающее занятие по формированию сенсорных эталонов входит в рабочую программу коррекционного курса «Дефектологические занятия» для обучающихся 2 класса с ОВЗ (вариант 7.2).

Лексическая тема: Осень.

Цель: Формирование представлений о сенсорных эталонах.

Задачи:

Образовательные

  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости, в схеме собственного тела;
  • обобщить знания о плоскостных геометрических фигурах;
  • учить группировать предметы по форме;
  • расширять представление об окружающем: фрукты, овощи;
  • учить находить предметы по заданным ориентирам-схемам.
  • закреплять сложение и вычитание без перехода через десяток.

Коррекционно – развивающие

  • Продолжать учить анализировать логическую закономерность;
  • развивать творческое воображение и элементы конструктивного мышления.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей познавательную активность;
  • воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности.

Форма работы: индивидуальное занятие

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности.

Предметные:

  • находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логически ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  • решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
  • структурирование знаний (сенсорные эталоны).

Метапредметные

Познавательные УУД:

  • продолжить формирование знаний о сенсорных эталонах; понятиях плоскость, объем.

Регулятивные УУД:

  • умение сохранять заданную цель;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого.

Оборудование: предметные картинки (цветок, листок, грибок), знак СТОП, балансир, иллюстрация «Деревня», танграм 2 комплекта, компьютер, набор блоков Дьеныша, карточки-схемы, карточки с изображением геометрических фигур, муляжи овощей и фруктов, корзина.

Учебный материал соответствует задачам занятия. В структуре занятия четко прослеживается три части – вводная, основная и заключительная. Организационный момент: было организовано приветствие – вовлечение в сказку. Сказка настраивает на позитивное отношение к занятию, помогает творчески решать созданные проблемные ситуации. Были поставлены наводящие вопросы по теме занятия. Совместно с ребенком была озвучена тема. В Основной части предлагались задания, требующие четкого выполнения инструкции, самоконтроля, такие как танграм, работа с карточками-схемами, решение примеров. В заключении использован сюрпризный момент с корзиной гостинцев, создана проблемная ситуация для подведения итога. Этапы занятия логически последовательны и взаимосвязаны между собой. Время занятия распределено целесообразно. 

Цель образовательного процесса была также достигнута при использовании всех групп методов: наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Использование компьютерных технологий на занятии дало возможность для целостного восприятия материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Здоровьесберегающие технологии: проведена физкультминутка, задание на балансире.

Учащийся на занятии был активен, внимателен, работоспособен, удерживал словесную инструкцию, работал в заданном темпе.

С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик». С воспитательной точки зрения занятие способствовало формированию у ребенка положительного интереса к учебной деятельности. 

Поставленные задачи были достигнуты, занятие продуктивно, эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.Задачи: Знакомство учащихся с понятием «память».Проведение упражнений на развитие памя...

План - конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему "Цвет и форма"

План - конспект включает в себя технлогическую карту урока с индивидуальными заданиями...

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

Конспект занятийпо теме: «Память» ФИО (полностью)         Кадуцкая Татьяна Михайловна.  Место работыМКОУ «Звериноголовская СОШ ...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Цель коррекционно-развивающего направления: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.Можно выделить два направления коррекционно-ра...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее занятие учителя дефектологана тему "Развитие мышления"...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Мой гнев»

Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми младшего школьного возраста....