Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ
план-конспект занятия (4 класс)

Кадуцкая Татьяна Михайловна

Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с понятием «память».
  2. Проведение упражнений на развитие памяти с использованием оборудования психомоторной комнаты.

Необходимые материалы и оборудование: карточки с изображенными на них предметами, листы бумаги А4, игровое пособие «Компримо», три таблицы с цифрами, игровое пособие «Подбери пару».  

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Психолог: «Наверняка ты все же имеешь представление о том, что такое память человека. Ведь сложно даже представить саму жизнь, если бы у человеческой психики не было этой функции. Собственно, нас и не интересовало бы ничего, мы бы и не знали, как нас зовут. Да, что там, нас бы просто не было: человек бы элементарно не помнил, что для выживания нужно кушать, например.

Если же пытаться дать определение, этому виду человеческой умственной деятельности, то, как говорят психологи, память – это функция психики, позволяющая человеку запоминать, сохранять, накапливать информацию, а в дальнейшем воспроизводить и забывать опыт окружающих или его собственный индивидуальный опыт.

Для поддержания и развития физического здоровья, здоровья тела, мы совершаем массу операций: делаем гимнастику, едим витамины, проделываем различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело подольше оставалось здоровым и жизнеспособным. А что мы делаем для нашей памяти? Как мы ее развиваем? Как заботимся о ней? Память нужно тренировать. Этому и будут посвящены наши занятия».

2. Основная часть. Включает в себя 2 занятия:

Занятие 1.

Упражнение 1. «Запомни 10 слов».

Психолог зачитывает 10 любых слов (например, весна, голубь, дорога, качели, самолет, виноград, радио, костюм, метро, календарь) и просит учащегося повторить их.

Упражнение 2. «Разложи по местам».

Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода, шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Психолог просит учащегося разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую  сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках.

Данная работа развивает логическое, непосредственное запоминание.

Упражнение 3. Метод пиктограмм (предложен А. Р. Лурия).

Психолог называет слова и словосочетания. Во время прослушивания слова ребенку необходимо делать набросок-пиктограмму, как-то связанную с называемым словом. Картинка должна быть маленькой, схематичной, не содержать в себе букв или цифр.

Через полчаса ребенку необходимо открыть данную страницу и, опираясь на свои рисунки, он должен вспомнить те слова и словосочетания, которые называл ему психолог.

Упражнение 4. «Развитие непроизвольной слуховой памяти».

Психологом зачитываются следующие пары слов:

 

  • Сладкий – кислый.
  • Светлый – смуглый
  • Веселый – грустный
  • Солнечный – пасмурный
  • Сухой – сырой
  • Сильный – слабый
  • Высокий – низкий
  • Ласковый – строгий
  • Сложный – простой
  • Тесный - просторный

 

Учащемуся необходимо запомнить эти пары слов. Затем психолог зачитывает только первое слово из каждой пары, а учащийся должен назвать второе, противоположное ему слово.

Упражнение 5. Игровое пособие «Компримо».

Данная игра способствует развитию памяти, концентрации внимания, общей моторики, чувства равновесия, коммуникативного взаимодействия.

В комплект игрового пособия входят 10 мягких кирпичей из вспененной резины пяти типов жесткости, со съемными чехлами из прочной плотной ткани особой фактуры, мягкой на ощупь и не позволяющей кирпичам скользить на гладком полу. Данное игровое пособие можно использовать следующим образом:

«Ищем пару». Кирпичи складывают в два столбика так, чтобы в каждой находились кирпичи разной жесткости. Психолог берет из левого столбика кирпич и кладет его перед собой, нажимает на него рукой и предлагает ребенку сделать то же самое. Потом берет кирпич из правого столбика, нажимает на него рукой и делает вывод о его жесткости. Затем психолог предлагает ребенку самому сравнить жесткость обоих кирпичей. Если кирпичи одинаковой жесткости, то пару откладывают в левую сторону. Если же кирпичи разные, то из правого столбика первому кирпичу находят пару. Когда новая пара найдена, ее откладывают в левую сторону. Таким образом подбирают все пары кирпичей. После этого проводится контроль ошибок.

Занятие 2.

Проективная методика «Дерево». Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Упражнение 1. Установление ведущего типа памяти.

Существует 4 типа памяти: слуховая, зрительная, моторно-слуховая и зрительно-слухо-моторная память.

Слуховая память. Психолог зачитывает несколько слов, а учащийся старается их запомнить.

Зрительная память. В данном случае учащийся  про себя (глазами) зачитывает слова и старается запомнить. Затем слова закрываются листком бумаги, и учащийся называет слова, которые он запомнил.

Память моторно-слуховая. Учащийся слушает слова, которые называет ему психолог, повторяет их шепотом и «записывает» в воздухе пальцем.

Зрительно-слухо-моторная память. Психолог произносит слова, учащийся читает их глазами и повторяет шепотом каждое слово.

Результаты по каждому типу памяти заносятся в следующую таблицу:

Слуховая память

Зрительная память

Моторно-слуховая память

Зрительно-слухо-моторная память

 

 

 

 

 

Упражнение 2. «Запомни цифры».

Психолог заготавливает три таблицы:

 

№ 1

2 4

7 9 6

6 0 5 3

8 1 2 6 4

5 7 3 9 2 8

№ 2

7 8

4 1 9

5 2 6 1

9 0 7 1 3

8 5 2 0 7 4

№ 3

3 8

1 7 6

5 0 9 2

7 3 4 9 1

6 1 5 4 0 8

 

Вначале психолог показывает цифры первого ряда таблицы №1. Остальные цифры закрыты. Просит ребенка повторить вслух. Если ответ верный, то психолог показывает цифры второго ряда и т. д., пока учащийся не сделает ошибки. Затем переходят к таблице №2 и №3.

Упражнение 3. Исследование процесса заучивания. Изображение «кривой» памяти.

Психолог зачитывает список из 10 слов (лиса, санки, весна, ласточка, коса, капуста, маска, слон, салют, сосна). Учащийся старается запомнить слова в любом порядке. После каждого прочтения результат заносится в таблицу. Процедура повторяется 4 раза.

1-я запись

2-я запись

3-я запись

4-я запись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После выполнения упражнения можно составить график – «кривую заучивания». Для этого отложите по абсциссе номера записей, по ординате – количество воспроизведенных слов. В норме количество удержанных в памяти слов должно постоянно возрастать и достигать 9 – 10 слов после последнего предъявления.

 

 

 

 

 

                                            0                                   

Упражнение 4. Игровое пособие «Подбери пару».

Данная игра способствует развитию тактильного восприятия, памяти, речи, концентрации внимания, способностей различения геометрических форм, навыков устного счета.

В состав игрового пособия входят шесть комплектов тактильных элементов с названиями: «Песок», «Геометрические формы», «Точки», «Решетки», «Гладкая текстура», «Различные поверхности». Пары отличаются друг от друга своими тактильными свойствами. Данное игровое пособие можно использовать следующим образом:

«Найди такой же». Сначала психолог знакомит ребенка с комплектами, начиная с самого простого с точки зрения тактильного опознавания поверхностей. Он предлагает ребенку разложить элементы комплекта на шесть соответствующих пар, ощупывая при этом поверхность каждого элемента.

Потом, взяв один из комплектов, психолог помещает по одному элементу из каждой пары на внутреннюю сторону крышки, а затем прячет их, задвинув крышку.

Ребенку предлагается, ощупывая спрятанные элементы, подобрать каждому пару из оставшихся элементов, и расположить их в соответствующем порядке. Для контроля ошибок достаточно вынуть крышку и взглянуть на ее внутреннюю сторону.

Таким образом, можно проработать каждый из комплектов. Опознавание пары элементов проводится поочередно одной рукой или одновременно двумя руками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_ovz.docx24.12 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Звериноголовская СОШ им.

Дважды Героя Советского  Союза Г.П.Кравченко»

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

 педагог-психолог

Кадуцкая Т.М.

С. Звериноголовское 2017

Конспект занятий

по теме: «Память»

ФИО (полностью)

        Кадуцкая Татьяна Михайловна.

Место работы

МКОУ «Звериноголовская СОШ им.

Дважды Героя Советского  Союза Г.П.Кравченко»

Должность

Педагог-психолог

Категория обучающихся

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Тема занятий

Память


        
Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с понятием «память».
  2. Проведение упражнений на развитие памяти с использованием оборудования психомоторной комнаты.

Необходимые материалы и оборудование: карточки с изображенными на них предметами, листы бумаги А4, игровое пособие «Компримо», три таблицы с цифрами, игровое пособие «Подбери пару».  

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Психолог: «Наверняка ты все же имеешь представление о том, что такое память человека. Ведь сложно даже представить саму жизнь, если бы у человеческой психики не было этой функции. Собственно, нас и не интересовало бы ничего, мы бы и не знали, как нас зовут. Да, что там, нас бы просто не было: человек бы элементарно не помнил, что для выживания нужно кушать, например.

Если же пытаться дать определение, этому виду человеческой умственной деятельности, то, как говорят психологи, память – это функция психики, позволяющая человеку запоминать, сохранять, накапливать информацию, а в дальнейшем воспроизводить и забывать опыт окружающих или его собственный индивидуальный опыт.

Для поддержания и развития физического здоровья, здоровья тела, мы совершаем массу операций: делаем гимнастику, едим витамины, проделываем различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело подольше оставалось здоровым и жизнеспособным. А что мы делаем для нашей памяти? Как мы ее развиваем? Как заботимся о ней? Память нужно тренировать. Этому и будут посвящены наши занятия».

2. Основная часть. Включает в себя 2 занятия:

Занятие 1.

Упражнение 1. «Запомни 10 слов».

Психолог зачитывает 10 любых слов (например, весна, голубь, дорога, качели, самолет, виноград, радио, костюм, метро, календарь) и просит учащегося повторить их.

Упражнение 2. «Разложи по местам».

Перед ребенком лежат карточки с нарисованными предметами: персик, кастрюля, виноград, пиджак, сковорода, шорты, дыня, графин, носки, рубашка, половник, слива. Психолог просит учащегося разложить данные карточки в три коробки. В одну сложить карточки с изображением фруктов, в другую  сложить карточки с изображением посуды, в третью – карточки с изображением одежды. Через 3-5 минут попросить назвать, какие предметы были нарисованы на карточках.

Данная работа развивает логическое, непосредственное запоминание.

Упражнение 3. Метод пиктограмм (предложен А. Р. Лурия).

Психолог называет слова и словосочетания. Во время прослушивания слова ребенку необходимо делать набросок-пиктограмму, как-то связанную с называемым словом. Картинка должна быть маленькой, схематичной, не содержать в себе букв или цифр.

Через полчаса ребенку необходимо открыть данную страницу и, опираясь на свои рисунки, он должен вспомнить те слова и словосочетания, которые называл ему психолог. 

Упражнение 4. «Развитие непроизвольной слуховой памяти».

Психологом зачитываются следующие пары слов:

  • Сладкий – кислый.
  • Светлый – смуглый
  • Веселый – грустный
  • Солнечный – пасмурный
  • Сухой – сырой
  • Сильный – слабый
  • Высокий – низкий
  • Ласковый – строгий
  • Сложный – простой
  • Тесный - просторный

Учащемуся необходимо запомнить эти пары слов. Затем психолог зачитывает только первое слово из каждой пары, а учащийся должен назвать второе, противоположное ему слово.

Упражнение 5. Игровое пособие «Компримо».

Данная игра способствует развитию памяти, концентрации внимания, общей моторики, чувства равновесия, коммуникативного взаимодействия.

В комплект игрового пособия входят 10 мягких кирпичей из вспененной резины пяти типов жесткости, со съемными чехлами из прочной плотной ткани особой фактуры, мягкой на ощупь и не позволяющей кирпичам скользить на гладком полу. Данное игровое пособие можно использовать следующим образом:

«Ищем пару». Кирпичи складывают в два столбика так, чтобы в каждой находились кирпичи разной жесткости. Психолог берет из левого столбика кирпич и кладет его перед собой, нажимает на него рукой и предлагает ребенку сделать то же самое. Потом берет кирпич из правого столбика, нажимает на него рукой и делает вывод о его жесткости. Затем психолог предлагает ребенку самому сравнить жесткость обоих кирпичей. Если кирпичи одинаковой жесткости, то пару откладывают в левую сторону. Если же кирпичи разные, то из правого столбика первому кирпичу находят пару. Когда новая пара найдена, ее откладывают в левую сторону. Таким образом подбирают все пары кирпичей. После этого проводится контроль ошибок.

Занятие 2.

Проективная методика «Дерево». Цель – исследование особенностей личности ребенка.

Упражнение 1. Установление ведущего типа памяти.

Существует 4 типа памяти: слуховая, зрительная, моторно-слуховая и зрительно-слухо-моторная память.

Слуховая память. Психолог зачитывает несколько слов, а учащийся старается их запомнить.

Зрительная память. В данном случае учащийся  про себя (глазами) зачитывает слова и старается запомнить. Затем слова закрываются листком бумаги, и учащийся называет слова, которые он запомнил.

Память моторно-слуховая. Учащийся слушает слова, которые называет ему психолог, повторяет их шепотом и «записывает» в воздухе пальцем.

Зрительно-слухо-моторная память. Психолог произносит слова, учащийся читает их глазами и повторяет шепотом каждое слово.

Результаты по каждому типу памяти заносятся в следующую таблицу:

Слуховая память

Зрительная память

Моторно-слуховая память

Зрительно-слухо-моторная память

Упражнение 2. «Запомни цифры».

Психолог заготавливает три таблицы:

№ 1

2 4

7 9 6

6 0 5 3

8 1 2 6 4

5 7 3 9 2 8

№ 2

7 8

4 1 9

5 2 6 1

9 0 7 1 3

8 5 2 0 7 4

№ 3

3 8

1 7 6

5 0 9 2

7 3 4 9 1

6 1 5 4 0 8

Вначале психолог показывает цифры первого ряда таблицы №1. Остальные цифры закрыты. Просит ребенка повторить вслух. Если ответ верный, то психолог показывает цифры второго ряда и т. д., пока учащийся не сделает ошибки. Затем переходят к таблице №2 и №3.

Упражнение 3. Исследование процесса заучивания. Изображение «кривой» памяти.

Психолог зачитывает список из 10 слов (лиса, санки, весна, ласточка, коса, капуста, маска, слон, салют, сосна). Учащийся старается запомнить слова в любом порядке. После каждого прочтения результат заносится в таблицу. Процедура повторяется 4 раза.

1-я запись

2-я запись

3-я запись

4-я запись

После выполнения упражнения можно составить график – «кривую заучивания». Для этого отложите по абсциссе номера записей, по ординате – количество воспроизведенных слов. В норме количество удержанных в памяти слов должно постоянно возрастать и достигать 9 – 10 слов после последнего предъявления.

        0        

Упражнение 4. Игровое пособие «Подбери пару».

Данная игра способствует развитию тактильного восприятия, памяти, речи, концентрации внимания, способностей различения геометрических форм, навыков устного счета.

В состав игрового пособия входят шесть комплектов тактильных элементов с названиями: «Песок», «Геометрические формы», «Точки», «Решетки», «Гладкая текстура», «Различные поверхности». Пары отличаются друг от друга своими тактильными свойствами. Данное игровое пособие можно использовать следующим образом:

«Найди такой же». Сначала психолог знакомит ребенка с комплектами, начиная с самого простого с точки зрения тактильного опознавания поверхностей. Он предлагает ребенку разложить элементы комплекта на шесть соответствующих пар, ощупывая при этом поверхность каждого элемента.

Потом, взяв один из комплектов, психолог помещает по одному элементу из каждой пары на внутреннюю сторону крышки, а затем прячет их, задвинув крышку.

Ребенку предлагается, ощупывая спрятанные элементы, подобрать каждому пару из оставшихся элементов, и расположить их в соответствующем порядке. Для контроля ошибок достаточно вынуть крышку и взглянуть на ее внутреннюю сторону.

Таким образом, можно проработать каждый из комплектов. Опознавание пары элементов проводится поочередно одной рукой или одновременно двумя руками.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему "Цвет и форма"

План - конспект включает в себя технлогическую карту урока с индивидуальными заданиями...

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ

Конспект занятийпо теме: «Память» ФИО (полностью)         Кадуцкая Татьяна Михайловна.  Место работыМКОУ «Звериноголовская СОШ ...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Цель коррекционно-развивающего направления: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.Можно выделить два направления коррекционно-ра...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее занятие учителя дефектологана тему "Развитие мышления"...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Мой гнев»

Данный материал можно использовать в диагностической и коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы и агрессивного поведения с детьми младшего школьного возраста....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...