Технологическая карта дефектологического занятия по теме: "Развитие элементов логического мышления"
учебно-методический материал (1 класс)

Кийски Екатерина Александровна

Предлагаю вашему внимаю технологическую карту с дидактическими материалами к дефектологическому занятию по теме: "Развитие элементов логического мышления", на котором мы с обучающимися также повторили знания о лесных животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_1ad.docx25.2 КБ
Файл prezentatsiya_medvezhonok.docx2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 7

Красносельского района Санкт-Петербурга

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО ТЕМЕ:

«Развитие элементов логического мышления»

Предмет: коррекционно-развивающее занятие с дефектологом

Класс (группа обучающихся) 1 А (д)

Составитель:

Корнеева Екатерина Александровна

Учитель-дефектолог первой категории

Санкт-Петербург

2023г.


Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия

Дата: 05. 12. 23 г.

Класс: 1 А (д)

Вид занятия: групповое

Образовательная программа: образовательная программа начального общего образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Тема занятия: «Развитие элементов логического мышления»

Цель занятия: создать условия для развития элементов логического мышления через повторение знаний о лесных животных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- повторение названий лесных животных и их детенышей;

- закрепление знаний обучающихся о том, кому принадлежат следы, кто из лесных животных впадает в спячку;

Коррекционно-развивающие:

- коррекция познавательной деятельности, развитие внимания, элементов логического мышления;

-коррекция и развитие связной устной речи;

Коррекционно - воспитательная:

- формирование умения совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии;

-воспитывать положительный отклик на занятии, интерес к занятию, положительное отношение к совместной деятельности.

Продолжительность: 35 минут

Оборудование: презентация с элементами видео, пазл «Медвежонок», заготовки для аппликации «Животные леса», раздаточные листы к дидактическому упражнению «Найди детёныша», «Следы», карандаши по количеству обучающихся, мячики – ёжики.

Формируемые УУД

Метапредметные

Личностные:

Коммуникативные:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками; 

- формулировать ответы на вопросы; 

- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; 

- договариваться и приходить к общему решению; 

-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

Познавательные:

- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в раздаточном материале для передачи информации;

- использовать схемы для выполнения заданий;

Регулятивные:

- ориентироваться в пространстве класса;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий; 

- самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Ход занятия

Название этапа, цель

Деятельность дефектолога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Цель: мотивация учебной деятельности обучающихся, постановка целей и задач занятия.

Педагог предлагает ребятам встать в круг и спеть песенку, для поднятия настроения.

Ребята вместе с педагогом поют песенку «От улыбки хмурый день светлей»

Основной этап.

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Лесные животные»

Дидактическая игра: «Пазл»

Цель: развитие внимания, мышления

После этого в дверь кто-то стучит и передает конверт. Педагог предлагает ребятам посмотреть, что там лежит. Обучающиеся вместе открывают конверт. Но письмо по дороге рассыпалось и ребятам нужно его собрать (пазл).

 Отвечают на вопросы, узнают, правила игры.

Собирают картинку и понимают, что на ней Медвежонок, который просит о помощи.

Обучающиеся предлагают свои варианты

Дидактическая игра «Тень»

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Далее педагог говорит, что Медвежонок записал для нас видео и предлагает его посмотреть. Из видео они узнают, что во время каникул, они с мамой отправились в путешествие и он потерялся. И просит ребят помочь найти ему дорогу домой.

Учитель предупреждает, что путь домой отыскать будет непросто. Впереди их ждет приключение. Ребятам придется выполнять задания и быть одной командой. Командой-спасателей. А какие правила будут в нашей команде?

Педагог подводит итог, что участники команды друг друга не обижают, не кричат, не дерутся, слушают друг друга и помогают в беде. (появляются на слайде)

Далее педагог говорит Медвежонку, что они готовы спасать его, но им нужно узнать, где он находится и на доске появляется карта.

Из этой карты они узнают, что им нужно будет посетить несколько островов, которые обучающиеся будут посещать на «самолете» (раскинув руки в стороны будут облетать стулья, когда будут перемещаться с острова на остров).

Но на карте не хватает некоторых деталей. (Острова в виде теней животных. Обучающиеся будут по очереди находить тень животного и перелетать на остров.) Каждый следующий остров можно будет посетить только после того, как будет выполнено задание на предыдущем острове.

Дидактическая игра «Найди детенышей»

Цель: закрепить названия животных и их детенышей.

И вот ребята собираются в путь на первый остров. (первый остров открыт)

Педагог спрашивает у обучающихся, в форме какого животного этот остров? (В форме белки). Верно. На этом острове живут белки. Давайте узнаем, какое задание они для нас подготовили.

На экране появляется белка и говорит: «Ребята, чтобы узнать, на какой следующий остров вам нужно отправиться, вы должны помочь мне сделать домашнее задание.»

На экране появляется задание – соединить животных с их детенышами.

Педагог раздает обучающимся листы А4 и дает минуту, чтобы они соединили животных.

Белка благодарит ребят за помощь и дает им силуэт следующего острова.

Обучающиеся с педагогом облетают парты и садятся по местам.

Каждый обучающийся по очереди отвечает полным предложением, что у мамы лисы детёныш лисенок, у волчицы – волчонок, у белки – бельчонок, у зайчихи – зайчонок.

Пальчиковая гимнастика «Ежик»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Обучающихся на острове встречает ёжик и просит провести с ним разминку, а то он сильно устал и хочет размять свои иголочки.

Обучающиеся повторяют движения за ёжиком.

Ёжик благодарит ребят и дает следующий силуэт острова. Это лось.

Снова ребята «летят» на остров.

Ребята узнают силуэт животного. Это ёжик. И летят на этот остров.

Дидактическая игра «Следы»

Цель: закрепить знания о лесных животных, развитие логического мышления.

Лось рассказывает ребятам, что гулял по лесу и увидел много разных следов и предлагает ребятам угадать, какие животные оставили следы.

Педагог раздает задание ребятам.

Лось благодарит ребят за игру и дает следующий силуэт острова.

Это кабан. И ребята «летят» на новый остров.

Дидактическая игра «Кто впадает в спячку?»

Цель: закрепить знания о лесных животных.

Кабан встречает ребят и рассказывает, что уж очень он любит составлять списки. Он составил список овощей, которые он любит, список птиц, которые летают над его головой. А вот со списком животных, которые живут в лесу и сейчас готовятся к спячке, у него проблемы. И просит ребят помочь ему. На экране будет появляться животное, а ребята должны будут сказать, добавляем ли мы его в список или нет.

На экране появляется:

- заяц (нет);

- змея (да);

-лягушка (да);

- лось (нет);

- лиса (нет);

- ёжик (да);

- волк (нет);

- белка (нет);

- медведь (да) – именно поэтому мы так торопимся доставить Медвежонка домой.

Кабан говорит спасибо ребятам за то, что помогли ему составить список и дает им силуэт последнего острова. Это медведь.

Ребята выполняют задание.

Дидактическая игра «Пластилиновые заплатки»

Цель: развитие внимания, развитие мелкой моторики.

Ребята «летят» на остров и их встречает медведица, которая очень рада видеть медвежонка. Она благодарит ребят за помощь и просит ребят сделать плакат-фотографию их путешествия.

Медведица еще раз говорит: «Спасибо» ребятам и передает подарочки.

Обучающимся нужно будет выполнить работу «Пластилиновые заплатки»

Рефлексия

Цель: подведение итога занятия, самооценка деятельности обучающихся.

На этом наше занятие подходит к концу.

Скажите ребята, а кому мы с вами сегодня помогали? (Мы помогали медвежонку)

С какими животными мы с вами встречались? ((аппликации на доске – подсказка) кабан, белка, ёжик, медведь, лось)

Какие это животные? (Это лесные животные.)

А какие задания мы выполнили, чтобы помочь медвежонку добраться до медведицы?

Ребята, вам понравилось наше занятие?

Спасибо большое за занятие.

Отвечают.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта индивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с лёгкой умственной отсталостью с нарушением опорно-двигательного аппарата

Методическая разработка конспектаиндивидуального дефектологического занятия по коррекции временных представлений, логического мышления с учащимся с нарушением опорно-двигательного аппаратаУчащаяся А.Д...

Технологическая карта логопедического занятия по теме "Развитие языкового анализа и синтеза"

Технологическая карта логопедического занятияУчитель-логопед Лесных Елена Анатольевна3 В класс, I группа Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослогов...

Технологическая карта логопедического занятия с использованием теории развития критического мышления

laquo;Технологическая карта логопедического занятия с использованием ТРКМ» (Теория развития критического мышления).В материале представлена технологическая карта логопедического занятия с элеме...

Конспект занятия на тему: « Развитие концентрации внимания. Развитие мышления»

Цель: развитие концентрации внимания, развитие мышленияЗадачи:Развивать концентрацию внимания.Оптимизировать ориентировку в пространстве.Создать положительный эмоциональный фон занятия.Воспитывать ува...

Технологическая карта дефектологического занятия по теме: Арктика. Животные Арктики.

Задачи:Коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять знания о природной зоне – Арктика;- закреплять названия животных, обитающих в Арктике.Коррекционно-развивающие:- развивать логическое м...

Конспект дефектологического занятия на тему: «Развитие пространственных представлений» с обучающимися 1 класса (ОВЗ ЗПР)

Учитель-дефектолог: Тимошина Александра Вадимовна Цель: формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости....

Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия на тему: «Развитие мышления».

Коррекционное занятие для  учащегося с задержкой психического развития. В процессе занятия решаются задачи, направленные  на активизацию психических функций и решение педагогических задач, с...