Конспект дефектологического занятия на тему: «Развитие пространственных представлений» с обучающимися 1 класса (ОВЗ ЗПР)
план-конспект занятия (1 класс)

Тимошина Александра Вадимовна

 

Учитель-дефектолог:

Тимошина Александра Вадимовна

 

Цель: формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_prostranstvenno_orientirovki_1_kl.docx169.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект дефектологического занятия на тему: «Развитие пространственных представлений» с обучающимися 1 класса (ОВЗ ЗПР)

Учитель-дефектолог:

Тимошина Александра Вадимовна

Цель: формирование навыков ориентирования в пространстве и на плоскости.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление представлений о геометрических фигурах;

- закрепление понятий «право», «лево», «верх», «низ», «между».

2. Коррекционно – развивающие:

- развитие пространственной ориентировки на плоскости путем расположения геометрических фигур и предметов  в определенном порядке (столбик, строка);

- развитие зрительного восприятия через работу с сенсорными эталонами и лабиринтами;

- развитие слухового внимания в процессе рисования по заданной инструкции.

3. Воспитательные:

-воспитывать у детей познавательную активность;

-воспитывать интерес к знаниям о частях тела.

Оборудование:

Рабочие тетради, карточки с заданиями, цветные карандаши, дидактический материал «Разложи по полочкам», планшет.

Этапы занятия:

1. Организационный момент. Разминка.

2. Основная часть

- упражнения на развитие пространственной ориентировки

- динамическая пауза

4. Итог. Рефлексия.

Ход занятия:

Задачи

Содержание

Деятельность учащихся

1. Организационный момент. Разминка.

Создание положительного настроя; закрепление знаний сторон относительно себя; актуализация знаний частей тела.

Здравствуйте, ребята! Мы приступаем к работе. И начнём мы с того, что вспомним стороны, которые нас окружают и части нашего тела.

Задание 1. Покажи, назови.

- Покажи правый глаз, левое ухо…

- Покажи левой рукой правое плечо…

- Как называется эта часть тела?

- Где у меня правая рука? Где у меня левая нога?

 Что вы сейчас называли? (Части тела, стороны). Хорошо, стараемся больше не путаться.

Сегодня мы будем тренироваться определять как расположены предметы не только вокруг нас, но и в тетради и на рабочем листочке!

Приветствуют учителя.

Показывают и называют части тела и стороны.

Определяют, с какой стороны часть тела у другого человека.

Отвечают на вопрос: части тела, стороны.

2. Основная часть.

Развитие навыка определения положения предмета в ряду.

Развитие навыка ориентировки в таблице. Расположение предметов на плоскости по двум критериям.

Развитие пространственной ориентировки, логического мышления.

Развитие пространственной ориентировки на листе по клеткам, развитие слухового восприятия и внимания.

Задание 2.

Посмотрите, что нарисовано на листочке?

Какие геометрические фигуры вы видите?

Есть ли незнакомые фигуры?

Сколько получилось цепочек из фигур?

Приготовьте цветные карандаши. Вам нужно найти в ряду фигуру, которую я загадаю и закрасить определённым цветом.

- Зелёным цветом закрасьте фигуру слева от круга;

- Синим закрасьте фигуру справа от треугольника…

C:\Users\admin\Desktop\Занятия\1)ДефЗанятия\1 кл\9-10 Развитие пространственных представлений\1 занятие\detsad-628717-1602582641.jpg

Задание 3.

Приступаем к следующему заданию. Посмотрите, на листочке вы видите таблицу.

Посчитайте, сколько окошек в таблице? Мы с вами продолжаем определять право, лево, верх и низ, а еще найдём середину.

Найдите верхнюю правую ячейку, нарисуйте в ней красный круг.

Найдите нижнюю левую ячейку, нарисуйте в ней синий квадрат…

В каждой таблице есть строки. Мы смотрим на них слева направо. И есть столбики, на них мы смотрим сверху вниз.

Проведите пальцем по первой строчке. Сколько всего таких строчек?

Проведите пальцем по первому столбику. Сколько таких столбиков в таблице?

А теперь посмотрим на фигуры. Что общего у фигур в первой строке? (нет углов) В третьей строке? (по 4 угла) В первом столбике? (синего цвета) В третьем столбике? (красного цвета)

Молодцы! Верно!

Физ.минутка:

Повтори за человечком (точь-в-точь, в зеркальном отражении)

C:\Users\admin\Desktop\Занятия\1)ДефЗанятия\1 кл\9-10 Развитие пространственных представлений\5Повтори позу.png

Задание 4.

Лабиринт.

C:\Users\admin\Desktop\Занятия\1)ДефЗанятия\1 кл\9-10 Развитие пространственных представлений\1 занятие\detsad-628717-1602582641.jpg

Задание 5.

Проложи путь.

Следующее задание очень похоже на лабиринт. Только теперь мы будем прокладывать путь по клеточкам в тетради. От красной точки вам нужно следовать по моей инструкции. Я буду называть направление и количество клеток, а вам нужно провести линию карандашом. Линия должна привести к домику, который нарисован справа. Начинаем.

Отвечают на вопросы:

Геометрические фигуры.

Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал, звезда.

Получилось 2 цепочки из фигур.

Закрашивают фигуры по инструкции.

Находят заданную ячейку, рисуют фигуру.

Находят заданный элемент, проводят пальцем вдоль.

Отвечают на вопрос, что общего у фигур: нет углов, по 4 угла, синего цвета, красного цвета.

Выполняют задание. Проводят линию карандашом по лабиринту от уточки до домика.

Проводят линию по клеткам согласно инструкции педагога.

3. Итог. Рефлексия.

Молодцы, ребята! Все задания выполнены.

Давайте вспомним, что вы сегодня делали на занятии?

Какое задание понравилось больше всего? Что получается сложнее всего?

Занятие подошло к концу. Спасибо вам за работу.

Отвечают на вопрос: «Мы тренировались определять стороны, вспомнили части тела..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»

Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...

Конспект занятия «Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений» во 2 классе.

Данное занятие является 33-им в коррекционно-развивающей  программе Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»  (Психологической программы развития ...

«Формирование и развитие пространственных представлений у обучающихся с задержкой психического развития»

Этапы формирования и развития пространственных представлений  у обучающихся ....

Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Особенности развития пространственных представлений  у обучающихся с легкой умственной отсталостью....

Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Коррекционная работа по развитию пространственных представлений у обучающихся начальной школы с легкой умственной отсталостью....

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений у обучающихся с легкой умственной отсталостью....

Особенности развития пространственных представлений у обучающихся с умственной отсталостью

Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве.Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия простр...