Программа кружка "Умелые ручки"
рабочая программа
Программа предназначена для работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnye_ruchki.docx | 105.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района»
Владимирская область, г. Юрьев-Польский, ул. Павших борцов, д.6
(09246) 3-30-76
«Утверждаю»
Директор ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района»___________ Ж.Н.Иванова
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
«Умелые ручки»
(аппликация в нетрадиционных техниках)
Составитель:
Гражданникова Наталья Николаевна
воспитатель
стационарного социально-
реабилитационного отделения
для несовершеннолетних
Юрьев – Польский
2023г.
Структура программы.
- Пояснительная записка…………………………………………………………3-6 стр.
- Актуальность программы………………………………………………………7-8 стр.
- Цель и задачи программы………………………………………………………..9 стр.
- Организационные условия реализации программы…………….10 стр.
- Ожидаемые результаты………………………………………………………….11 стр.
- Методическое обеспечение………………………………………………12-13 стр.
- Условия реализации программы……………………………………………14 стр.
- Система программных мероприятий………………………………..15-19 стр.
- Оценка эффективности программы…………………………...............20 стр.
- Пояснительная записка.
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы и помогает решить аппликация в нетрадиционных техниках, один из самых простых, увлекательных и доступных способов развития ребенка. В.А. Сухомлинский утверждал: "Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок". Каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Вводить ребёнка в мир искусства следует как можно раньше. На мой взгляд, аппликация в нетрадиционных техниках является едва ли не самым интересным видом деятельности не только дошкольника, но и более старшего возраста. Нестандартные техники организации аппликации удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Некоторые виды нетрадиционной аппликации:
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика).
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Гофроквиллинг
Гофроквиллинг – это квиллинг из гофрированного картона. Поделки и игрушки, сделанные в технике гофроквиллинг, получаются яркими, крупными, объемными и необычными, времени на их изготовление тратится значительно меньше. Очень нравится работать с гофрокартоном детям: готовая поделка получается довольно быстро.
Коллаж
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Айрис фолдинг
С помощью этой техники дети с удовольствием создают картины и открытки, радующие богатством цвета и объемом. Айрис фолдинг в переводе означает «радужное складывание». Понятие это связано с двумя неотъемлемыми характеристиками стиля. Во-первых, картина получается радужной и яркой, а во-вторых – ее вид напоминает радужку глаза или диафрагму фотоаппарата.
Аппликация из салфеток
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Складывание бумаги гармошкой
Складывание бумаги гармошкой – очень простой с детства доступный способ гофрировки бумаги, таящий в себе большие возможности. Способность детей складывать поделки из бумаги обусловливается развитием их рук, в частности костей кисти и запястья, степенью управления пальцами и координации движений рук, а также уровнем развития умственных способностей детей.
Аппликации из «ладошек».
Аппликация настолько многогранна и разнообразна, что её творческое воплощение ограничено лишь вашей фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей могут показать дети.
Аппликация из ткани.
Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.
Аппликация из ниток.
Техника выполнения детской аппликации из ниток для вязания проста, возникла как выход после техники «макраме» — остатки от макраме использовали для аппликации. Развитие детской моторики, воображения, знакомство с окружающим миром, цветами, формами – то, что может дать аппликация из ниток и клея. Изобразить можно все, чего душа желает: птиц, зверей, насекомых, природу.
Аппликация из ваты и ватных дисков.
Аппликация из ваты является прекрасным способом изготовления различных открыток или рельефных мягких картинок. Для выполнения подобных работ, помимо ваты, можно использовать и ватные диски, которые во многих случаях очень сильно облегчают работу. Детки младшего возраста придут в восторг от выполнения простейших аппликаций в виде гусеницы, цветка или снеговика. Кроме того, вату можно красить, и тогда пространство для художественного эксперимента расширяется.
Аппликация из бросового материала.
Конструирование из бросового материала — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Изготавливая разнообразные поделки (игрушки, мебель, транспорт), дети учатся находить неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, упаковочным коробкам, фантикам, пенопласту, поролону и т. д.
Пластилинография.
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Аппликация из соломы.
Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. А мы, педагоги, должны детям помочь.
2.Актуальность программы.
Дети, находящиеся в стационарном социально – реабилитационном отделении, являются особой категорией. Всем этим детям необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества. Каждый воспитанник – исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее. Идеей кружка «Умелые ручки» является нетрадиционная аппликация. Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети учатся нестандартному творчеству, учатся экспериментировать с материалами. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду, учатся выполнять работу до конца. Аппликация нетрадиционными материалами - увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Данная программа заключается в том, что детям даётся понятие, что творить можно чем угодно и как угодно. Программа раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы все без исключения занятия построены на использовании нетрадиционных методов и способов развития творчества детей: для аппликации используются различные материалы, усваиваются различные техники аппликации (мозаичная, декоративная, обрывная) и различные действия с бумагой (скручивание, сминание, обрывание), как нетрадиционный способ работы с данным материалом. Непосредственный контакт ребенка с бумагой различных типов, тканью и нитками, природным и бросовым материалом, элементарные опыты с ними позволяют узнавать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. Творчество – очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит ее. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребенка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребенок своими руками начнет создавать красоту, он непременно начнет с любовью и заботой относиться к окружающему миру.
3. Цель и задачи программы.
Цель программы: социально-педагогическая реабилитация посредством кружковой деятельности (через использование нетрадиционных методов аппликации).
Программа ставит следующие задачи:
Образовательные:
• Формирование комплекса художественных знаний, умений, навыков;
• Познакомить воспитанников с нетрадиционными техниками аппликации;
• Освоение приемов и методов практической работы с различными материалами;
• Изготовление художественных изделий самостоятельно и с помощью воспитателя;
• Усвоение правил безопасности при работе с ножницами.
Воспитательные:
• Воспитание интереса воспитанников к художественному творчеству;
• Воспитание у детей таких качеств как сопереживание и уважение к другим людям через коллективную деятельность на занятиях;
• Воспитание эстетических чувств при восприятии действительности
Развивающие:
• Развитие у детей навыков работы с различными материалами и средствами;
• Развитие творческой деятельности, эстетических чувств, воображения, самостоятельности, трудолюбия, умения работать в коллективе;
• Развитие внимания, памяти, логического и пространственного воображения; развитие познавательной активности и познавательных интересов.
4. Организационные условия реализации программы.
Возраст детей:
программа рассчитана на воспитанников 3-17 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора.
Форма и режим занятий:
в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
Теоретические:
- рассказ воспитателя;
- беседа с детьми, рассказы детей;
- работа с наглядным материалом;
- показ воспитателем способа действия.
Практическая работа:
- упражнения для отработки необходимых навыков;
- рассматривание панно, картин, иллюстраций;
- практическая работа с постоянным, индивидуальным консультированием воспитанников;
- подготовка и проведение выставок детских работ;
- изготовление изделий, оформление их как подарков.
Итогом работы воспитанников является выставка изделий, выполненных своими руками.
Занятия проводятся:
- один раз в неделю (30-45 минут);
- в течение занятий происходит смена деятельности.
5. Ожидаемы результаты.
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
К концу курса кружковой работы дети научатся:
1. Анализировать формы объекта труда, составлять узор для украшения объекта труда.
2. Освоить разные техники аппликации.
3. Познакомиться с разнообразными материалами для аппликации.
4. Применять для аппликации бумагу, соломку, салфетки и другие материалы.
5. Различать и использовать в работе материалы дополнительных цветов (темно-красный, светло-красный, розовый и т.д.).
6. Передавать в аппликации пространственное положение предметов,
7. Создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
8. Правильно определять пропорции фигур и деталей.
9. Пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами с соблюдением всех правил техники безопасности.
10. Вырезать точно по разметке.
11. Улучшаться показатели мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
6. Методическое обеспечение.
Приемы и методы организации работы соответствуют возрастным особенностям воспитанников, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству.
Методы и приемы обучения:
- метод прямого воздействия (показ способов действия);
- наглядный метод (рассматривание, применение схем, инструкционных карт);
- практический метод (планирование, действия с предметами);
- словесный метод (вопросы к детям, беседа, рассказ, художественное слово, краткое описание, объяснение);
- репродуктивный метод (воспроизведение действий по образцу);
- игровой метод (привлечение кукольный персонажей).
Принципы построения и реализации программы:
- Принцип систематичности - непрерывность, планомерность всего курса занятий.
- Принцип постепенности - использование правил: “от известного к неизвестному”, “от простого к сложному”.
- Принцип индивидуальности - при работе учитывать физиологическую и психологическую стороны развития каждого ребенка.
- Принцип доступности - материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение принципа доступности - залог оздоровительного эффекта.
- Принцип чередования нагрузки - предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и отдыха.
- Принцип зрительной наглядности - демонстрация действий с материалом (бумагой, салфетками и др.).
- Принцип предоставления выбора (материалов, способов выполнения и др.).
Программой рекомендуется использование информационных компьютерных технологий (ИКТ). Применение их необходимо для разработки презентаций, наглядного и раздаточного материала, различных схем.
7. Условия реализации программы.
- Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем.
- Наличие инструментов: ножницы, копировальная бумага, клей ПВА, клеевые кисти, зубочистки, спички.
- Наличие материалов: бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, вата, ватные диски, ватные палочки, бросовый материал, шерстяные нитки.
- Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ), наглядные пособия: образцы поделок, панно, композиций из различных материалов;
ГБУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юрьев – Польского района»
Календарно-тематический план работы по реализации кружка
«Умелые ручки»
Тема | Вид работы | Срок исполнения |
Теоретическое занятие. 1-е занятие. Вводное занятие. Цель: Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации; с различными материалами; со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т.д.; показать что можно сделать из бумаги, крупы, ватных дисков, салфеток, засушенных растений и т.д. Рассказать детям о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Практические занятия. 2-е занятие. «Рождественский ангел». Цель: Знакомить с приемом нетрадиционной техники складывания «гармошкой», вырезания, аккуратного наклеивания. 3-е занятие. «Зимний гость». Цель: знакомить с техникой наклеивания мятой салфетки. 4-е занятие. «Животные». Цель: знакомство с техникой «радужного складывания» - айрис-фолдинг | складывание бумаги гармошкой аппликация из салфеток аппликация айрис-фолдинг | январь |
1-е занятие. «Зимний пейзаж». Цель: изготовить объемную аппликацию из цветной бумаги и ваты. 2-е занятие. «Сердце». Цель: Знакомство с техникой «радужного складывания» - айрис-фолдинг. 3-е занятие. «Самолет. Ракета. Танк.» Цель: создание аппликации с помощью втулок. 4-е занятие. Тема: «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей размазывать пластилином рисунок. | аппликация из ватных палочек аппликация айрис-фолдинг киригами пластилино-графия | февраль |
1-е занятие. «Кукла Масленница» Цель: Закреплять прием нетрадиционной техники складывания «гармошкой», вырезания, аккуратного наклеивания. 2-е занятие. «Цветочек для мамы». Цель: учить работать в технике кручение гофротрубочек. 3-е занятие. «Весеннее солнышко». Цель: освоить технику работы с салфетками; освоить нетрадиционную технику рисования ладошками. 4-е занятие. «Грачи прилетели — на крыльях весну принесли» Цель: продолжать знакомить со способом – обрыванием бумаги. | складывание бумаги гармошкой аппликация из салфеток аппликация из салфеток обрывная аппликация | март |
2-е занятие. «Веточка вербы». Цель: создание аппликации с применением цветной бумаги, ватных палочек. 3-е занятие. «Кролик. Цыпленок» Цель: Закреплять прием нетрадиционной техники складывания «гармошкой», вырезания, аккуратного наклеивания. 4-е занятие. «Подснежники в технике оригами» Цель: расширение представления об искусстве оригами. | аппликация из салфеток аппликация из ватных палочек складывание бумаги гармошкой оригами | апрель |
1-е занятие. «Открытка к 9 мая». Цель: закрепить умение работать с цветной салфеткой и ножницами. 2-е занятие. «Животные». Цель: знакомить детей со свойствами ткани, учать соотносить части по величине, объединять части в целое, составлять узор, композицию, работать с шаблонами, усваивают понятие о ритме, симметрии, приобщаются к народному творчеству. 3-е занятие. «Весенние тюльпаны» Цель: показать детям декоративные и смысловые (содержательные) возможности ленточной аппликации. 4-е занятие. «Мухоморчик». Цель: ознакомление с изготовлением изделия в технике аппликация из нитей. | аппликация из салфеток аппликация из ткани ленточная аппликация аппликация из нитей | май |
2-е занятие. Тема: «Летний луг». Цель: учить детей размазывать пластилином рисунок. 3-е занятие. «Звените, колокольчики, звените!» Цель: закрепить знания и способы действий с использованием сухих макаронных изделия нетрадиционным способом – для создания творческих работ. 4-е занятие. «Полянка из цветов». Цель: формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки. | накладная аппликация пластилино-графия аппликация из макарон аппликация из салфеток | июнь |
1-е занятие. «Летняя полянка» Цель: закреплять и углублять знания по симметричному вырезанию. 2-е занятие. Объемный цветок Цель: учить складывать из кругов цветок. 3-е занятие. «Подсолнух». Цель: ознакомление с изготовлением изделия в технике аппликация из нитей. 4-е занятие. «Фрукты». Цель: закреплять технику «радужного складывания» - айрис-фолдинг, используя несколько цветов. | симметричная аппликация аппликация из кругов аппликация из ниток аппликация айрис-фолдинг | июль |
1-е занятие. «Ветка винограда» Цель: учить приемам модульной аппликации, создать аппликацию в технике «мозайка». 2-е занятие. «Цветы». Цель: познакомить с видами работ, выполненных в технике «гофроквиллинг». 3-е занятие. «Ежик». Цель: Закреплять прием нетрадиционной техники складывания «гармошкой», вырезания, аккуратного наклеивания. 4-е занятие. «Российский флаг». Цель: создание аппликации из бумажных отпечатков детских ладошек. | модульная аппликация, оригами квиллинг складывание бумаги гармошкой аппликация из ладошек | август |
1-е занятие. «Осенний лес» Цель: учить детей рваной техники аппликации, учить детей выполнять аппликации в технике симметричного вырезания 2-е занятие. «Фрукты» Цель: Создать аппликацию в технике «мозайка», совершенствовать умение аккуратно наклеивать «мозайку» на бумагу. 3-е занятие. «Грибочки». Цель: Закреплять прием нетрадиционной техники складывания «гармошкой», вырезания, аккуратного наклеивания. 4-е занятие. «Листочек». Цель: закреплять технику «радужного складывания» - айрис-фолдинг, используя несколько цветов. | симметричная аппликация, обрывная аппликация модульная аппликация (мозаика) складывание бумаги гармошкой аппликация из айрис-фолдинг | сентябрь |
1-е занятие. «Гриб». Цель: учить детей из полосок бумаги создавать образ гриба, развивать навыки работы с бумагой. 2-е занятие. «Разноцветное счастье — радуга коктейльных трубочек» Цель: познакомить детей с изготовлением поделок из нарезанных трубочек. 3-е занятие. «Рябина». Цель: продолжать знакомить с различными техниками работы с бумагой, в частности с техникой «квиллинг». «Рыбка». Цель: учить детей из полосок бумаги создавать образ рыбки, развивать навыки работы с бумагой. | аппликация из полосок аппликация из бросового материала квиллинг аппликация из полосок | октябрь |
1-е занятие. «Коллаж ко Дню народного единства». Цель: продолжать знакомить с различными техниками работы с бумагой, в частности с техникой «коллаж». 2-е занятие. «Зайка беленький». Цель: Совершенствовать навыки отрывания бумаги и её скатывания, создавать композицию. 3-е занятие. «Веселые медвежата». Цель: создание аппликации с применением цветной бумаги, ватных дисков. 4-е занятие. «Открытка ко дню матери». Цель: Создание объемной открытки с элементами накладной аппликации. | коллаж аппликация из салфеток аппликация из ватных дисков аппликация - киригами | ноябрь |
1-е занятие. Аппликация «Зима» Цель: учить выполнять аппликацию из кусочков бумаги. 2-е занятие. «Зимушка – зима». Цель: знакомить с техникой изготовления аппликации в технике «бумагопластика». 3-е занятие. «Символ года» Цель: Закреплять прием нетрадиционной техники складывания «гармошкой», вырезания, аккуратного наклеивания. 4-е занятие. «Ёлочные игрушки». Цель: закреплять технику «радужного складывания» - айрис-фолдинг, используя несколько цветов. | обрывная аппликация аппликация из салфеток складывание бумаги гармошкой аппликация айрис-фолдинг | декабрь |
9.Оценка эффективности реализации программы.
Оценка результативности данной программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев:
- Уровень знаний техники безопасности, правил пользования инструментами.
- Критерий оценки качества выполняемых работ.
- Уровень развития умения выполнять основные приемы аппликации в нетрадиционных техниках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Умелые ручки"
Рабочая программа "Умелые ручки" составлена для внеурочной деятельности....
Рабочая программа "Умелые ручки"
Содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, учебно - тематический планСпособствует обучению конкретным трудовым навыкам; знакомит детей с терминологией, техниками работы по...
Дополнительная образовательная программа "Умные ручки"
Данная прграмма может быть использована для занятий с детьми дошкольного возраста 5,5-6,5 лет на занятиях при подготовке к школе. Программа способствует развитию мотивации ребенка...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа рассчитана на 4 года обучения, возраст 6-11 лет, составлена в соответствии с требованиями фгос второго поколения...
Рабочая программа "Очумелые ручки"
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы Т,Н, Просняковой "Художественное творчество:станем волше...
рабочая программа "Умелые ручки"
рабочая программа...
Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки"
Программа «Умелые ручки» предоставляет возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрыть его личностные задатки, привить любовь к народному творчеству, ...