доклад на педагогическом совете
материал
«Развитие познавательных процессов у обучающихся 1 класса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_razvitie_2.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат»
Доклад на педагогическом совете по теме:
«Развитие познавательных процессов у обучающихся 1 класса»
Составитель:
учитель начальных классов
Соколова Я.В.
г.о. Шуя, 2022 г.
Развитие ребенка неразрывно связано с его активностью. Развитие может происходить только через активность. Активность обучающихся как психическое состояние является основой для всей их учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на стимулирование и развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойства личности.
Активизация означает, с одной стороны, проявление активности как состояния и, с другой стороны, увеличение меры активности.
Активизация познавательной деятельности означает стимулирование к выполнению познавательных задач. Определяя цели и задачи активизации, необходимо иметь ввиду, что мерой полноценности личности является не только и не столько то, было ли его школьной оценкой «хорошо» или «удовлетворительно». Важнее то, насколько в процессе обучения развиты желание и умение работать, умение самостоятельно усваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, потребность приносить пользу своей активной деятельностью. Таким образом, основной задачей активизации обучающихся является достижение не максимальных школьных оценок, а общего развития личности. Этому способствует систематическое предоставление ребенку учебной работы, требующей оптимального умственного напряжения, которое предопределяет развитие умственных сил и, что еще важнее, делает возможным ощущение успеха каждым обучающимся. В связи с этим формируются умственные потребности, ценностные установки и активный образ жизни.
Для продуктивной деятельности нужна не максимальная, а оптимальная активация. Активация младших школьников в процессе обучения правильно организована в таком случае, когда она обеспечивает достижение умело поставленных целей, при нормальной трате сил в результате этого - сохранение психического равновесия и школьной радости обучающихся.
Начальные классы имеют, по сравнению со старшими классами, некоторое преимущество в том смысле, что нормальный ребенок поступает в школу с выраженным интересом к обучению. Следовательно, можно оптимистически предполагать, что активность обучающихся в учебном процессе в начальных классах высока. На самом же деле положение, к сожалению, не таково. Наблюдая за учебной деятельностью обучающихся на разных этапах урока, удалось выявить так называемую открытую пассивность обучающихся, т.е. ситуацию, когда ученик открыто не принимает участие в учебной работе (разговаривает с соседом, перелистывает книгу, смотрит в окно, балуется). Такое явление имеет место на многих уроках, независимо от класса. Более пассивными оказываются мальчики, причем характер пассивности меняется (от простой суеты - к злонамеренным нарушениям дисциплины).
Пассивность чаще всего наблюдается на этапах проверки, закрепления и повторения изученного. Особенно заставляет задуматься тот факт, что неучастие слабых, отстающих обучающихся в учебном процессе превышает в несколько раз неучастие средних и сильных. Следовательно, особенно слабые обучающиеся используют в учебном процессе далеко не полностью свои учебные возможности.
Причин такого положения, очевидно, несколько. Одна из них –недостаточная активизация познавательной деятельности младших школьников.
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся всегда была одной из наиболее актуальных в теории и практике обучения. В поисках путей ее решения педагоги осваивали исследовательские и поисковые методы, нестандартные формы проведения занятий, дидактические игры.
В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Действительно, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов, если:
- обучающиеся открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;
- могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в ближайшее время в жизни и профессиональной деятельности;
- могут быть самими собой, не боятся выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки.
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого обучающегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения» [Бадмаев Б.Ц.].
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при объяснении материала учителем, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении обучающийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Источник активности большинство практиков и теоретиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся».
Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с обучающимися, умение использовать для этого специальные социально-психологические, дидактические и личностные средства.
В познавательной деятельности младших школьников, по сравнению со старшими классами, более важное значение имеет этап живого, непосредственного созерцания. От активности обучающихся на этом этапе зависит во многом дальнейший ход познавательного процесса. Следовательно, нельзя недооценивать необходимость активизации психических процессов (восприятие, внимание), свойственных этому этапу, а также развитие мыслительной деятельности.
Таким образом, в начальном обучении необходима активизация как самых простых, так и более сложных познавательных процессов.
Как активизировать мыслительную деятельность обучающихся на уроке? Как заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над разными заданиями, вопросами, задачами? Во всяком случае, не принуждением, которое угнетает ребенка, не способствует развитию учебной мотивации.
В. А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него за дверью класса. Ребенок только тогда полюбит школу, если учитель сохранит для него те радости, которые окружали его раньше. Таким образом, занимательный материал не перестает влиять на развитие ребенка и в школьном учебном процессе.
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность детей, их внимание, память, мышление, снимает утомление.
Интерес и игра - вот средства, которые способны организовать детей на активную умственную деятельность, вовлечь в поиск, приобщить его к творческой работе на уроке. Игра помогает ребенку быть успешным, смышленым, усидчивым, любознательным, смекалистым.
Вызвать у детей интерес к отдельным заданиям и предмету в целом помогут оригинальные задания, загадки, ребусы и кроссворды, экскурс в прошлое и занимательные игры во внеурочное время. Цель этих мероприятий не только привлечь внимание детей и вызвать у них удивление, но и сделать интерес к предмету достаточно стойким, помочь овладеть умениями не только сильным ученикам, но и тем, для которых тот или иной школьный предмет является наиболее сложным.
Я в своей работе использую такие способы активизации познавательной деятельности:
- игровые формы, методы и приёмы обучения;
- самостоятельные работы
-проблемные ситуации;
- нетрадиционные формы учебных занятий;
-наглядность;
- современные образовательные технологии.
Игры, применяемые мною на уроках разнообразны:
1.Настольные.
2.Дидактические.
3.Сюжетно-ролевые
4.Игры-путешествия.
5.Интеллектуальные.
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес у обучающихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
При проведении дидактической игры стараюсь выбрать оптимальный темп, вовлечь в неё весь класс. Очень нравятся детям игры с мячом (шариком) при изучении табличных случаев умножения и деления или при проведении устного счёта.
Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например: обучающиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.
Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. Например, на уроке окружающий мир мы получили письмо от совы, в котором сообщалось, что их осталось и так очень мало, но люди их уничтожают. Предлагаю детям помочь сове, доказав людям, какую пользу они приносят природе.
Ещё большую активность у обучающихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр. Даю им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Большое внимание уделяю организации самостоятельной работы на уроках. Чтобы все с ней справлялись, я использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумываю последовательность заданий, комментирование заданий и наглядность.
Чтобы активизировать познавательную деятельность, использую проблемные ситуации.
Побудить обучающихся к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации урока, например, приглашение в сказку. Сказочный сюжет вводит обучающихся в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло. Урок-сказка позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.
Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, использую в практике презентации.
Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.
С целью минимальных затрат времени на проверку знаний учеников использую печатные тетради, раздаточный материал, различные виды диктантов. Каждый успех делаю достоянием всего класса.
Как я уже говорила, разнообразные средства и способы активизации познавательной деятельности мной применяются на всех уроках и во внеклассной работе. Каждую четверть провожу внеклассные мероприятия по предметам: это и «Турнир смекалистых», «Клуб веселых математиков», «Ты наш друг, родной язык», устный журнал «Пословица – всем углам помощница».
Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Учеба должна вызывать радость познания, понимание того, что каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него что-то новое. А учитель должен идти в школу, чтобы увидеть светящиеся глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что сегодня сможешь подарить им радость... радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам.
Список использованной литературы.
1.Жердеева М.В., Кочеткова Л.Д. Привитие учащимся интереса к учебным занятиям.//Начальная школа №3, 1995.
2.Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе. В., Учитель, 2003
3.Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики, природоведения в начальной школе. В., Учитель, 2003.
4.Лопухина И.С. Логопедия. С-П., Дельта, 1997.
5.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2007
6.Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М. 1997
7.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., Педагогика, 1988.
8.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
Доклады на педагогическом совете
Доклады на педагогическом совете...
Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...
Доклад к педагогическому совету "Использование ИКТ в воспитательной работе"
Актуальная тема педагогического совета....
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"
Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...