доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Башмакова Ирина Александровна
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon DOKLAD_DLYa_PEDSOVETA.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа № 7

Доклад

на педагогическом совете

Тема:

«Использование интерактивной  доски

(Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Учитель начальных классов

Башмакова И.А.

г.Наро-Фоминск

2007 год

           Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь - сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как  интерактивная доска (Interwrite Board). Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Согласно результатам недавнего исследования, проведённого Британским Агентством по коммуникациям и технологиям в области образования (British Educational Communications and Technology Agency (Becta)), интерактивные доски оказывают позитивное воздействие на учеников начальных классов и их результаты по математике, техническим дисциплинам и родному языку, в данном случае, английскому. Чем больше учащиеся использовали интерактивные доски на уроках, тем лучше были их успехи по предмету. Например, на уроках математики ученикам 3 – 6 классов удавалось достигнуть значительного прогресса в изучении предмета уже по истечении 2.5 – 5 месяцев.

           В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением интерактивной доски и мультимедийного проектора для оборудования кабинета, в котором учителя могут проводить интерактивные уроки.

            Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Чтобы начать работу на компьютере, достаточно только прикоснуться к поверхности доски.

            Возможности доски настолько большие, насколько велики возможности компьютера в учебном процессе. Начальные классы – не исключение. Доска – удобное, приспособленное для работы с аудиторией средство отображения.

            Поэтому перед тем, как приобрести интерактивную доску в начальные классы, имеет смысл подобрать детские компьютерные развивающие программы, такие, которые подходят для вашей работы - их сейчас много.

            Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы.

Возможность записи в видеофайл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятии у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии используются при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому.

           Творческие учителя нашей школы освоили программу Power Point и часто используют свои презентации на разных этапах урока. Учебный материал предстает для детей как система ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией в алгоритмическом порядке. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде.

          Первый мой опыт с работой на интерактивной доске совпал с подготовкой к школьной научно-практической конференции, где мы с ребятами защищали проект по литературному чтению «Творческая мастерская по созданию диафильма». Класс был разделен на группы по 4 – 6 человек. Каждая группа готовила свой диафильм. Сначала подготовили сценарий сказки, провели раскадровку, затем художники нарисовали кадры диафильма, затем я все рисунки отсканировала, а дальше мы начали к каждому кадру дети на компьютере стали набирать текст с помощью двух инструментов интерактивного режима «Создать текст» и «Экранная клавиатура». (Показ на примере презентации «Теремок»).

            Для нас с вами не секрет, что есть такие предметы, требующие дополнительных средств обучения. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. К таким школьным предметам относятся уроки окружающего мира и истории. Здесь на помощь приходят компьютер и интерактивная доска с их неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует учительский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновеннее растения и животных, отправиться в увлекательное путешествие в далекое прошлое.

          Сначала я приобрела Детскую медиаэнциклопедию Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к темам урока. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята активно помогают мне в поиске информации. (Показ на примере  презентации «В каких домах раньше жили люди»).

          В состав программного обеспечения интерактивной доски входит коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), относящихся к различным областям знаний. Галерея ЦОР расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. Это приложение можно успешно использовать при изучении природных зон. Встроенная коллекция ландшафтов и фигурок животных помогает составлять на уроке при помощи ответов детей и личного участия панораму определённой природной зоны. Так же здесь создать календарь природы и заполнять его с ребятами. К сожалению, количество картинок в данной программе небольшое, но это легко  восполнить через раздел «Моя галерея», который позволяет накапливать ресурсы для дальнейшего использования их на практических занятиях.  (Показ функции «Галерея»).

           Хотелось остановиться еще на нескольких  функциях интерактивной доски, которые очень нравятся ребятам.  Это инструмент «Матрица» - предназначен для добавления меток на страницу. Рисунок метки выбирается на панели настройки инструмента. Для нас с вами эта функция может быть интересна для составления краткой записи к задачам в виде рисунков, для счета предметов в 1 классе. Это мое предположение, а вы, может быть, найдете еще какое-нибудь применение данной функции. (Показ функции «Матрица»).

           Еще есть две интересные функции  - это «Шторка» и «Прожектор». «Шторка»  используется для того, чтобы скрыть текущую страницу или ее часть. «Прожектор» необходим для скрытия части экрана и показа той его части, на которой необходимо сконцентрировать внимание.  (Показ функций «Шторка», «Прожектор»).

           Очень интересно проходят уроки математики. С помощью дисков «Математика – измерение» и «Математика – хитрые задачки» (серия «Образовательная коллекция 1С») мы с детьми прошли и повторили такие темы как «Измерение длины», «Измерения расстояния», «Площадь», «Единицы измерения». Ребята с удовольствием работают на «Волшебной доске» (так они ее называют). (Показ фрагмента с диска «Математика- измерение»).

             Это очень увлекательная работа, но она отнимает массу времени. Во-первых, нужно найти необходимый иллюстративный материал. В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных» и др. В этих дисках я использую не только иллюстрации, видеосюжеты, а также тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. А вот из дисков, которые предназначены для старшего школьного возраста по географии, биологии, истории России, ОБЖ я беру только нужные мне иллюстрации и добавляю свои комментарии. Например, для подготовки темы «Размножение и развитие животных» я использовала видеоматериалы с диска «Экология 10-11 классы» (издательство «Дрофа») (Показ видеоматериала).

         Очень интересно проходят и уроки русского языка. В этом нам помогают диски «Фраза» (обучающая программа-тренажер по русскому языку, где представлена вся программа с 1 по 9 класс), а так же диск «Русский язык, 3 класс» (серия «Семейный наставник»). В данном диске основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. А перед этим организовано диагностическое и коррекционное тестирование, визуальный контроль за усвоением учебного материала и выдача ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.  (Показ диска «Семейный наставник»)

           Плюсы работы с интерактивной доской:

  • Учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом.
  • Любые пометки и изменения в ходе урока учитель сохраняет в компьютере для последующего просмотра.
  • Школьникам становится интереснее учиться. У них обостряется зрительное восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

...и минусы 

  • Так как вокруг стола, где находится проектор, постоянно кто-нибудь ходит, проектор сотрясается и надо постоянно поправлять калибровку.
  • Сложно сразу приспособиться к свету, бьющему из проектора.
  • Либо свет неприятно светит в глаза преподавателю, либо сами преподаватели загораживают луч так, что отбрасывают тень на экран.

Но это незначительные минусы, все-таки  преимуществ намного больше.

           Таким образом, объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.

       Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС»

         Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она позволяет решать следующие задач...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социа...

Инновационный педагогический опыт "Использование интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе"

Благодаря интерактивным методам обучения, учащиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс по собственной воле. Их мотивация определяется в первую очередь, собственным интересом к учебной дея...

Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»

Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...

Выступление на педагогическом совете на тему "Метод проектов на уроке в начальной школе."

Проектный метод  стимулирует детскую самостоятельность, позволяет сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроках....

Выступление на педагогическом совете "Применение системно-деятельностного подхода на уроках в начальных классах"

Методы и приемы применения системно-деятельностного подхода в обучениимладших школьников...