Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
материал по теме

Антоненко Лилия Владимировна

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Прежде всего необходимо научить слушать звуки, определять  их количество в слогах, а затем в словах. Уже в первом классе дети должны ознакомиться с характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто нет соответствия. Они узнают о различии в произношении  и написании слов с парными звонкими и глухими  согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударением. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм начинается главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов. Ведь звукобуквенный анализ в начальной школе – это фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Doklad_na_pedsovete._Zvukobukvennyy_analiz.zip77.67 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ№2 г. Калининска Саратовской области»

Доклад

« ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ – КАК ФУНДАМЕНТ ВЫРАБОТКИ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

        

Из опыта работы учителя высшей квалификационной категории

Антоненко Л.В.

17 ноября 2009 г.

Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как можно раньше начинать работу с развития их орфографической зоркости. Прежде всего необходимо научить слушать звуки, определять  их количество в слогах, а затем в словах. Уже в первом классе дети должны ознакомиться с характерным для нашего правописания фактом, что между письмом и произношением часто нет соответствия. Они узнают о различии в произношении  и написании слов с парными звонкими и глухими  согласными, учатся различать ударные и безударные гласные, обозначать их на письме. Именно на этом этапе учащиеся осознают, что под ударением гласные пишутся так же, как слышатся, а безударные гласные нуждаются в проверке ударением. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм начинается главным образом в процессе звукобуквенного анализа слов. Ведь звукобуквенный анализ в начальной школе – это фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников.  

Для становления соответствующего умения  я применяю следующие упражнения:

1. Игры: “Найди опасное место” -Я буду произносить слова, а вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А какому (каким) звуку (звукам) нельзя доверять? Как его найти? ( Надо определить, есть ли в слове безударный гласный или парный согласный звук. Если есть, то есть и “опасное место”)

“Светофор” Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек, как только найдете “опасное место”.

“Зажги маячок” Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. При этом с помощью вопроса (“Как будете искать “опасные места”?) отрабатывается необходимый способ действия

Для совершенствования речевого аппарата использую скороговорки, четверостишья, рифмовки, чистоговорки:

1. ПОКУПАЛ БАРАН БАРАНКИ.  На базаре спозаранок накупил баран баранок: для барашков, для овечек ДЕСЯТЬ маковых колечек, ДЕВЯТЬ сушек, ВОСЕМЬ плюшек, СЕМЬ лепешек, ШЕСТЬ ватрушек, ПЯТЬ коржей, ЧЕТЫРЕ пышки, ТРИ пирожных, ДВЕ коврижки и ОДИН калач купил - про себя не позабыл! А для женушки – подсолнушки.

2. СОРОК СОРОК (скороговорка) Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек, не ссорясь, строчат. Сорок сорочек прострочены в срок - сразу поссорились сорок сорок.

3. А - Рот пошире открываем, руки кверху поднимаем.

У - Губы трубочкой вперед и руки вперед.

4. Шорох, шептанье, шумок под окном,

    Шлепание легкое ... Кто это - гном?

     Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна

      Шустрым мышонком шуршит тишина.

5. «Дрожу от страха до сих пор!» - Воскликнуло полено, - «Похожа буква на топор!      Расколет непременно!»

6. Мчится поезд скрежеща: же - че - ща, же - че - ща.

7. ИТ – ИТ – ИТ – изучаем алфавит

8. Произнесите на одном дыхании: вдох- СИ-СЭ-СА-СО-СУ-СЫ –выдох, вдох -  ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО- ЗУ-ЗЫ – выдох

                                                                 1 класс

Слова для фонетического разбора подбираю по принципу от простого к сложному.

1.Слова, состоящие из звуков в сильных позициях:             дом,  лом,  сам,    сон, мак.

2. Слова, состоящие из звуков в сильных и слабых позициях, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем.           трава,  суп,  лук, ёрш, яма, мама, радуга, диван, полка, , комната,

3. Слова, которые имеют в своем составе звуки в сильных позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций фонем:    ёж, люк, уголок. 

В этой работе целесообразно  использовать метод моделирования, когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, представляют учебную информацию в наглядной форме  в расчёте на образные ассоциации.                                                          С первых уроков обучения грамоте ребята пользуются моделями звуков. Эти модели помогают делать звукобуквенный анализ слова и знакомиться на уроках с новыми звуками и буквами.

Звуковой разбор идёт в такой последовательности:

1)Скажите слово с нормами произношения и послушайте себя.

2) Найдите ударный слог и произнесите слово по слогам.

3) Протяните (выделите голосом) первый звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте.

4) Запишите, выделите фонему (букву).

5) Протяните (выделите голосом) второй звук в полном слове, назовите его и охарактеризуйте…   и. т. д.        

 6) Проверьте, получилось ли слово.

Игра на пальчиках: «Лови!»На левой руке каждый пальчик – это какой-то
звук (левая рука – это слово). А правая рука будет считать звуки
(показывать на пальчиках левой руки наличие звука), дотрагиваться и считать.

 «маки»
[м] – звук – показываем наличие звука соприкосновением пальцев правой
руки с указательным пальцем левой.[а] – звук – переводим соприкосновение
на средний палец.[к] – звук – переводим соприкосновение на безымянный
палец.[и] – звук – переводим соприкосновение на мизинец.
Получили 4 соприкосновения – 4 звука в слове маки, где второе соприкосновение сильнее– ударение на эту [а] гласную (больше силы
голоса – больше (сильнее) соприкосновение).

“Молоточки” Дети “отстукивают” ритм слов, ударяя на каждый гласный звук в словах, произносимых учителем, палочкой по столу, выделяя ударный звук. Игра помогает закрепить знания о гласных звуках и об ударении.

“ Буква заблудилась” Дети должны “исправить” слова, где перепутались буквы, поставив их на свое место. Игра способствует развитию внимания, наблюдательности, а так же развитию фонематического слуха.

 4.      Вместо ленты букв мы сделали модель, опорную схему:

ГЛАСНЫЕ                                                                      СОГЛАСНЫЕ

А   -   Я                                                                               Б   -   П

О   -   Ё                                                                               В   -   Ф

У   -   Ю                                                                              Г   -   К

Ы  -   И                                                                                Д   -   Т

Э   -   Е                                                                               Ж   -   Ш

                                                                                            З    -   С

                                                                  Л   М   Н   Р   Й           Х   Ц   Ч   Щ

                                                   Ъ     Ь                                                                            

2 класс

  1. Звуки природы, вспомните и воспроизведите их голосом. 

 Шумят листвой деревья: ш-ш-ш-ш…Поют птицы: …?Лает собака:…? Капает дождь:    …? Гремит гром: …? Скрипит под ногами снег: …? Слышен шорох шагов: …?

2.    Звуки в доме, воспроизведите их голосом. 

Как свистит чайник? Как шипит раскаленная сковородка? Как звенит будильник? Как скрипит старая дверь? Как капает вода из крана? Как папа работает с дрелью? Как гудит стиральная машина? Как звучит работающий мотор? Как тикают часы?    

    3.   Убери одну фонему. 

Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово.

Вот так: горсть – гость.           Полк, всласть, краска, склон, экран, беда, тепло.

4.   Добавь фонему.

Добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово.

Вот так: шар – шарф.                                  Рубка, дар, стол, клад, лапа, усы, укус.

5.  Замени фонему. 

В предложенных словах замените одну согласную фонему другой, чтобы получилось новое слово. 

Вот так: корж – морж.                   Булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, норка.

      6 .     Озорные фонемы. 

           Вы знаете, какую важную роль играют фонемы. Стоит только в слове изменить одну фонему или убрать ее, возникает путаница, становится смешно.Вот какая забавная история произошла в одной семье.        

Девочка – первоклассница говорит своему дедушке:
- Дедушка, посмотри, что я нарисовала!
- А кто это?
- Ты, дедушка, и портфель с учебниками. А почему ты смеешься?
- Уж очень смешные твои подписи, Машенька. Ты, наверное, поторопилась и что-то  напутала.( По А. Шибаеву).

Подпись под 1-м рисунком: портфель с учениками.

Подпись под 2-м рисунком: девушка.

  1. Что перепутала девочка?
  2. Какое отношение имеет этот рассказ к звукам (фонемам)?

 7.      Кто главнее?

Как вы думаете, какие звуки важнее – гласные или согласные? Проведем фонетический эксперимент. Возьмем любые три слова. Уберем из них все согласные. Что у нас получится?

_ _О _ _ _И _ ,       _А _ А _ _А _ ,  _ О _ А _У _ _ _ А  .

  Можно ли догадаться какие это слова? Конечно, нет. А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:

ШК _ ЛЬН _ К,    К _ Р _ НД _ Ш,     П _ Ж _ Л _ ЙСТ _ .

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните почему вы так считаете?

8.    Попробуйте расшифровать такие сокращения:

Мршк, Мрк Твн, Мхлкв, Чквскй, Шлхв, Блк, Лрмнтв, Нкрсв, Гйдр, Крлв.

Смогли бы вы прочитать эти фамилии, если бы они состояли из одних гласных?

9.  Работа с опорной  схемой.

Назовите гласные, которые обозначают твердость согласного звука.

Назовите гласные, которые обозначают мягкость согласного звука.

Назовите звонкие непарные согласные, глухие непарные согласные, парные звонкие и глухие согласные.

Почему их так называют?

Согласные всегда мягкие.

Согласные всегда твердые.

Что вы знаете о Ъ и Ь знаках?

б).Фонетический разбор слова «ГЕРБ» с применением алгоритма рассуждения и деятельности ученика.

(Алгоритм – система операций, применяемых по строго определённым правилам, которые после последовательного их выполнения приводят к решению поставленной задачи.)

Алгоритм «Вижу, слышу, думаю…» с помощью опорной схемы

Ученик рассуждает:

«В слове «герб» один слог. Он ударный. Глаз видит - 4буквы. Вижу первую букву Г. Ухо слышит первый звук [г’] – он согласный (показывает на подсказку), [г’] – парный (есть парный согласный [к’]), [г’] – звонкий (показывает на «колокольчик»), [г’] – мягкий (мягкость обозначает стоящий после него гласный). Вижу вторую букву Е (показывает). Ухо слышит звук [э] – он гласный, ударный. Третья буква Р. Слышу звук [р] – он согласный, непарный, звонкий, твёрдый(с опорой на модель). Четвёртая буква Б.Слышу звук [п] –(проверяю ГЕРБЫ). Звук [п] -  он согласный, парный, глухой(показывает на шляпку), твёрдый. Считаю буквы – 4, звуки – 4.»

В процессе работы с алгоритмом у детей развивается речь и логическое мышление.      А потом в 3-м и 4-м  классах дети заучивают полные характеристики звуков, делают общепринятые  записи.

В 3-м классе звукобуквенный анализ слова дополняю
работой, как бы это слово я перенесла, но отрабатываю все возможные
случаи. Игра «Покажи перенос» с помощью ладошек
проходит интересно, дети с удовольствием показывают перенос на доске.

Например: слово «картина»

Работа проводится как со словом «ГЕРБ». Дополнение (устно): перенос слова
возможен – кар-тина и карти-на – и сопровождается движениями.

1. Кар-тина – закрывают ладошкой кар- – первый слог, остается запись
-тина – ее видно, можно перенести, и правая ладошка (ребром ладони)
показывает часть этого слова для переноса вправо.

2. Карти-на – закрывают ладонью карти- – часть слова, остается -на –
часть, которую видно, следовательно, ее можно перенести, и правая ладонь
движением вправо показывает этот перенос

Очень многому надо научить маленького человечка в начальных классах. Ничего не хотелось бы упустить. В свою систему работы ввела недельные ритмы, т.е. 5-7минут на уроке отвожу отработке определенного навыка.

Понедельник: орфографическая работа, выполнение грамматических заданий.

Вторник: звукобуквенный разбор слов (фонетический разбор).

Среда: работа со словами из словаря. Морфологический разбор (как часть речи).

Четверг: работа над предложением. Разбор предложения по членам и по частям речи.

Пятница: разбор слов по составу (морфемный анализ).

К концу четвертого класса все учащиеся имеют прекрасный результат по фонетическому (звукобуквенному) анализу.

Я считаю, что эта вся «игра» детям в помощь. И в 3-м, и в 4-м классах у ребят нет страха по работе над  звуком и буквой (в полном звукобуквенном анализе любого слова), работе с предложением (составь, запиши, оформи правила). Таким образом, звукобуквенный анализ в начальной школе  напрямую связан с развитием орфографической зоркости младших школьников.  Моделирование, как один из методов звукобуквенного анализа, а также игровые технологии  помогают детям «учиться активно», формируют универсальные учебные действия.  А это хорошая база для работы на уроках русского языка в среднем звене.

Попробуйте сами, ведь учиться, играя, интереснее и легче.

Литература 

  1. В. Волина. Учимся играя. “Новая школа”. Москва. 1994.
  2. И. Калмыкова. Таинственный мир звуков. Ярославль. “Академия развития”,                        “Академия, Ко  1998.
  3.  А.А. Ермолаева. Моделирование на уроках в начальной школе. –М.: Глобус,;Волгоград: Панорама, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости младших школьников через дидактическое многообразие

Главная цель опыта создание условий для сознательного активного участия школьника в творческой деятельности, практического применения учащимися теоретических знаний по русскому языку, повышения качест...

Обобщение опыта по теме: «Работа со словообразовательными моделями как средство формирования орфографической зоркости младших школьников»

Нужно учить детей с первых лет обучения в школе не только умению разбирать слова по составу, но и умению использовать результаты этого разбора для выбора правильного написания слова, для определения е...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка

Проблема формирования орфографического навыка в начальной школе является одной из наиболее трудных задач. Орфографическая зоркость формируется постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений...

« Развитие орфографической зоркости младших школьников посредством словарной работы.»

Актуальность темы. Грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. Детям с трудом дается изучение словарных слов,...

«Формирование орфографической зоркости младших школьников на основе современных педагогических технологий»

laquo;Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даё...

Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма....