Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"
материал по теме

Тихонова Наталья Викторовна

 

Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков. В связи с эим был подготовлен и проведен педсовет по  по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedagogicheskom_sovete.docx63.9 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Узуновская средняя общеобразовательная школа»

Доклад на педагогическом совете

по теме:

«Здоровый образ жизни –

экология души педагога и воспитанника».

Подготовила: Тихонова Н.В.,

зам. директора по ВР,

учитель начальных классов

2013 год

Цели:

- формирование и сохранения психического здоровья всех участников образовательного процесса, развитие сущностных сил и способностей человека, позволяющих ему выбирать оптимальные стратегии жизненного пути;

- реальная помощь в достижении данной цели возможна при соблюдении определенных условий:

взаимоотношение и взамопроникновение «мира взрослых» и «мира детей», основанное на принципах гуманистической психологии;

- проявление искреннего, подлинного уважения друг к другу, эмпатийность и толерантность;

- консолидация всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Слайд.

      В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровью дается такое определение: здоровье это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Слайд.

Физическое здоровье: 

  1. уровень валеологической  культуры, т. е. как ученики умеют учиться, не перегружая себя. Учащиеся должны знать упражнения для отдыха глаз, упражнения для осанки, упражнения на концентрацию внимания, уметь расслабляться.
  1. Психическое здоровье:
  1. эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках. 
  1. Духовно – нравственное здоровье: 

 -      уровень социализации: ответственность, организованность, доброжелательность,      открытость

     А есть ли у наших детей физическое, духовное и социальное благополучие? Официальная цифра такова: 96 % детей в России имеют отклонения в состоянии здоровья. Крайне неуютная цифра, не так ли?

       Через школу проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества в целом.          Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать 20–25 % первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.

       На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения.

  Выделяют следующие их  ф о р м ы:

– заболевания костно-мышечной системы;

– органов зрения;

– болезни органов дыхания;

– органов пищеварения;

– нервные и сердечно-сосудистые заболевания.

Здоровье детей начинается с душевных и физических усилий, направленных родителями на то, чтобы их малыш пришел в этот мир здоровым. Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка. Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.

Итак, первая и вторая причины тривиальны – курение и беспрерывное употребление пива потенциальными родителями.

Третья причина – гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам – отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика. Учителями начальной школы систематически, а учителями среднего звена реже проводятся физминутки до урока и в процессе урока.

Четвертая причина – игнорирование заветов Мойдодыра.

Пятая – кроется в том, что закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.

Шестая причина – низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.

Седьмая – скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляют сплошные каши и картошка, а праздник души устраивается в ресторанах быстрого питания. Классным руководителям на родительских собраниях необходимо систематически обсуждать обозначенные проблемы.

Восьмая причина – запредельная интеллектуальная нагрузка на детей школьного возраста.

Девятая – общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.

И, наконец, последняя причина – сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. Некоторым педагогам, делающим ставку лишь на объем информации, не окрашивая ее положительными эмоциями, следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.

Данные обследования учащихся в ходе диспансеризации лишь подтверждают общие тенденции потери здоровья учащимися школ, которые определены Научным центром здоровья детей РАМН:

за последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3 %. Одновременно с 50 % до 38 % уменьшается численность школьников, имеющих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45 % до 59 %. У большинства современных детей и подростков диагностируется до 2–3 хронических заболеваний и функциональных отклонений.

Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.

Результаты научных исследований показывают, что успешность обучения в настоящее время достигается ценой интенсификации умственной деятельности учащихся, обусловленной повышенным объемом учебной нагрузки в условиях дефицита учебного времени. Для учащихся большинства учебных заведений характерны постоянное психоэмоциональное напряжение, сокращение продолжительности сна, длительное пребывание в сидячей позе, снижение двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. В последнее время сформировались и дополнительные факторы – интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств обучения (видеотехники, персональных компьютеров и др.) и изменением длительности учебной недели.

Слайд.

         Давайте посмотрим, каковы результаты мониторинга здоровья детей (по группам здоровья), с которыми мы работаем, и здоровье которых обязаны сохранить.

2010 год

2011

2012

Общее количество по группам

Общее количество по группам

Общее количество по группам

I

197

67%

I

196

60,3 %

I

176

57%

II

77

26%

II

99

30,5 %

II

104

33,7%

III

19

6%

III

18

5,5 %

III

21

6,7%

IV

3

1%

IV

12

3,7 %

IV

7

2,3%

V

1

0,3%

всего

296

всего

325

всего

309

        Из диаграммы мы видим (данные диаграммы представлены в процентах), что процент абсолютно здоровых детей высок. Но за последние 3 года I группа здоровья идет на снижение, II группа – увеличивается, III группа – происходят изменения  в лучшую сторону, а потом наоборот, практически то же происходит и с IV группой здоровья, а с 2012 года стали выделять  V группу здоровья, в которой 1 ребенок, что составляет 0,3 % от всех учащихся школы.  

        Следовательно, работать нам приходится с детьми, 40% которых имеют  ослабленное здоровье.

        Проанализировав изменения в I группе здоровья в одном и том же классе на протяжении нескольких лет, а точнее с 1 – 11 класс, можно сделать вывод, что за время обучения в школе здоровье ребенка ухудшается. Это видно из следующей диаграммы:

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.

Следует особо отметить, что поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

В реальных условиях при проявлении поведенческих нарушений и снижении успеваемости на фоне перегрузок ребенку предлагается облегченный вариант учебной программы вместо того, чтобы научить его снимать напряжение, овладеть навыками самоконтроля, самопознания, саморегуляции. Происходит так называемая коррекция учебной программы, а основной целью становится приспособление ребенка к новому сниженному интеллектуальному статусу. В этом случае дальнейшее обучение тормозит формирование всех психических процессов и приводит к искажению эмоционально-личностного развития. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

С другой стороны, школьно-подростковый возраст – это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и подростков.

Исходя из этого мы понимаем, что именно в школе наиболее должны проводиться целенаправленные мероприятия по профилактике заболеваний и сохранению здоровья.

  Укрепление здоровья – это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности зависит и духовная жизнь, умственное развитие, прочность знания, вера в свои силы».                                        В.А.Сухомлинский.

  1. Воспитание культуры здоровья – это сложный процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни.
  1. Культура здоровья (в образовательном процессе) — это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

К данной совокупности элементов, определяющих культуру здоровья, можно отнести:

  1. организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий;
  2. социально-психологическое здоровье учащихся;
  3. здоровье учителя;
  4. благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

      Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.        Ж.Лабрюйер

       Молодым людям, вступающим в жизнь, нужно показать путь к здоровью, но бороться за него человек должен сам.

Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствуют следующие моменты в организации обучения и воспитания детей в нашей школе:

I. У ч е т   с о с т о я н и я   з д о р о в ь я   д е т е й:

1. Проведение ежегодной диспансеризации обучающихся.

2. Анализ медицинских карт учащихся.

3. Определение групп здоровья.

4. Учет посещаемости занятий.

5. Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

6. Организация проведения профилактических прививок детям и подросткам и проведение противоэпидемиологических мероприятий в случае регистрации инфекционных заболеваний.

II. Ф и з и ч е с к а я   и   п с и х о л о г и ч е с к а я  разгрузка учащихся:

1.Учет санитарно-гигиенических требований при составлении расписания учебной и внеурочной работы; нормализация учебной нагрузки учащихся;

2. Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.

3. Введение в учебный план дополнительного третьего часа физической культуры.

4. Динамические паузы.

5. Индивидуальные занятия.

 6.Утренняя зарядка.

7. Дни здоровья.

8. Организация работы бассейна.

9. Физкультминутки для учащихся.

10.Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

11. Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

12. Совершенствование системы питания в школе.

13.Улучшение ассортимента блюд, обеспечение витаминизации и йодирования питания учащихся.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:

  1. Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма.
  2.  Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача.
  3.  В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье - педагог.

Слайд.

Большую работу в нашей школе по укреплению здоровья учащихся осуществляют учителя физической культуры.

Программа «Физическая культура» включает в себя изучение основ физической культуры:

  1.  особенность зарождения физической культуры, история первых Олимпийских игр;
  2.  здоровье и физическое развитие человека;
  3.  работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха в жизни человека;
  4.  влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;
  5.  физические качества и их связь с физическим развитием;
  6.  формирование правильной осанки;
  7.  терминология разучиваемых упражнений;
  8.  причина травматизма на занятиях физической культуры и правила его предупреждения.

          В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся разработаны комплексные программы  «Здоровье», «Правильное  питание – путь к здоровью  и успешному обучению», также различные профилактические программы.  Эти программы направлены на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:

- создание здоровье - сберегающей инфраструктуры 

- реализация модульных образовательных программ

- эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы 

- просветительская работа с родителями

- рациональная организация учебной и внеучебной жизни обучающихся 

     Основная работа по этим программам возлагается на классных руководителей. Проанализировав планы классных руководителей, можно сделать вывод о том, что значимость формирования здорового образа жизни четко осознается. Это отслеживается в нескольких направлениях.

     Главное направление – профилактика вредных привычек (наркомания, табакокурение, алкоголизм). По данному вопросу планируется проведение большого количества мероприятий.

Второе направление – профилактика детского травматизма.

Третье  направление -  уроки  здоровья, их много запланировано учителями для своих учащихся.

Активно работают в школе психолог, социальный педагог и библиотекарь.

Слайд.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока.

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования его нравственных основ.

Слайд.

Показателями рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п

Слайд.

Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости может являться умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений, релаксации, прослушивания спокойной музыки (по СанПиНам 5–7 мин от урока ребенок должен отдыхать). Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка. Особенно сенситивен к утомлению младший школьный возраст.        

Слайд.

Признаки усталости ученика: частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Слайд.

Для того, чтобы наши уроки не утомляли школьников необходимо профессионально  организовать учебную деятельность. Правильная организация учебной нагрузки: строгая дозировка учебной нагрузки; построение урока с учетом работоспособности учащихся; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Слайд.

Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Нужно отметить следующие некоторые правила выбора и смены видов деятельности: ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. не менее трех; чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут; наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.

Слайд.

Методы: метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы); физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке их место, содержание и продолжительность. Норма на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-мя повторениями каждого упражнения.

 Слайд.

 Предлагаю 3 рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе:

 1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

 2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

 3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это ваш самостоятельный путь к мастерству.  

          Говоря  о развитии социально-эмоциональной сферы ребёнка, необходимо затронуть проблему сохранности эмоциональной сферы взрослого. Психологическое здоровье, культура и мироощущение педагогов как представителей «помогающих» профессий во многом определяют психологическое здоровье воспитанников. Чтобы способствовать развитию ребёнка, педагог должен постоянно развиваться, изменяться сам. Этому может препятствовать такое грозное психологическое явление, как эмоциональное выгорание педагога.

По данному вопросу выступит психолог школы.

Слайд.

Советы педагогам:

- если вы будете смеяться хотя бы 10 минут, то ваш сон станет спокойным, а бодрствование рассудительным и энергичным и риск инфаркта снизится на 50%;

- ходите больше пешком это профилактика гипертонии;

- не надейтесь на медицину, она неплохо лечит многие болезни, но не может сделать человека здоровым. Бойтесь попасть в плен к врачам!;

- живите делами сегодняшнего дня по принципу «здесь и сейчас», не сожалейте о прошлом и особо не беспокойтесь, что будет завтра;

- думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни, а не о темных и печальных, ибо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем;

- надо стараться приносить радость другим людям. Делая добро другим, вы делаете его, прежде всего самому себе;

- следует активно искать способы превращения минусов в плюсы. Жизнь диалектична. Из кислого лимона надо постараться сделать сладкий; отдыхайте до того, как пришло чувство усталости;

- умейте расслабляться и сбрасывать лишнее напряжение, т. к. нервно- психическая напряженность главная причина утомления;

- профилактикой от стресса является активизация чувства юмора. Юмор помогает относиться к волнующему как к явлению малозначащему и недостойному внимания;

- помните, здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе.

Слайд.

Основные установки для достижения хорошего здоровья

Спокойствие, только спокойствие!

Относись с юмором к себе и ситуации.

Отправляйся домой только с дамской сумочкой!

Всю работу делай на работе!

Помни, принцип здорового эгоизма: возлюби себя прежде.

Будь оптимистом!

 Здоровый сон важное условие твоего здоровья.

Имидж все: встретили по одежке.

Слайд.

II часть

  1. Деловая игра.

Разработка проектов положений о школьных конкурсах

  1. «Спортсмен года». 
  2. «Самый здоровый класс»
  1. Представление проектов положений каждой группой участников.

Итак, учителю необходимо сохранять эмоциональную устойчивость в напряжённых профессиональных ситуациях. Это требует постоянной работы педагога над собой. Забота о своём психологическом здоровье способствует актуализации личностных ресурсов, нахождению экзистенциальной радости от своего дела, своей роли в обществе, осуществлению смысла жизни, а следовательно, социально-эмоциональному развитию и сохранению психологического здоровья детей.

Решение педсовета:

– признать работу педагогического коллектива по проблеме укрепления и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса удовлетворительной;

– изучить на заседаниях МО позитивный опыт работы учреждений образования России по использованию здоровьесберегающих технологий в учебно – воспитательном процессе;

– осуществить глубокий и детальный анализ опыта работы педагогов школы по применению в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий;

– продолжить проведение традиционных школьных мероприятий, способствующих устранению вредных привычек в ученической среде (Дни здоровья, конкурсы плакатов, рисунков, сочинений по тематике);

–  вести целенаправленную работу с родителями по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и по профилактике вредных привычек;

– проводить мониторинг состояния здоровья учащихся;

– продолжить работу по программе «Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного»;

– утвердить положение о школьных курсах «Самый здоровый класс», «Лучший спортсмен школы».

 Слайд.

     Когда нет  здоровья, молчит мудрость,     не может расцвести искусство,

     не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.             Герадот.

 Желаю всем коллегам крепкого здоровья и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Пути формирования здорового образа жизни учащихся начальных классов"

В докладе отражены все стороны работы учителя начальных классов по этому направлению, даны названия классных часов для 1-4 классов....

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

Комплексная работа образовательного учреждения по формированию привычки здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников

Здоровый образ жизни это совокупность различных оздоровительных мероприятий, направленных как на укрепление духовно-нравственного и физического здоровья человека, так и на увеличение духовно-нравствен...

Доклад на тему: «Здоровый образ жизни – как гражданская позиция личности школьника».

Одним из основополагающих факторов развития общества  является гражданская активность людей, гражданская инициатива под которой подразумевается желание улучшать жизненное пространство и заботится...

Доклад на тему: Здоровый образ жизни

Здоровье человека - это его самое главное богатство, расходовать которое следует осторожно и бережно. Здоровье не только позволяет человеку прожить долгую и полную событий жизнь, оно также дает челове...

Доклад "Воспитание ценностей здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната "

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье является важнейшей предпосылкой к познанию ок...