«Слово. Словосочетание. Предложение» 4 кл
материал
Предварительный просмотр:
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока русского языка
в 4 «А» классе
обучающейся 21-корршк группы
Рыжиковой Дарьи Дмитриевны
12.04.23 г.
Консультация учителя________________
Консультация методиста _______________
Конспект урока русского языка
УМК: «Начальная школа XXI века», 4 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр.113-114)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 12.04.2023
Время: 9:00-9:40
Место: МОУ «СОШ №1 им. С.И. Гусева».
Класс: 4 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Слово. Словосочетание. Предложение»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о слове, словосочетании, предложении
Задачи:
Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о словах, словосочетаниях, предложениях, формировать применять эти знания и умения в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения отличать слова от словосочетаний.; умения устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому, находить и выписывать словосочетания из предложения; применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применять методы, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, примененять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: закрепить знания обучающихся о слове, словосочетание, предложении; уметь отличать слова от словосочетаний, уметь отличать словосочетание от предложения, распознавать признаки словосочетания в предложениях, систематизировать фонетические умения и навыки учащихся, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2, Иванов С.В. и др.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Дмитриевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш. Садитесь.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Слова на доске расположены в неправильном порядке. Подумайте, как же должна звучать пословица?
О: Учеба и труд к победам ведут
У: Поднимите руку, кто думает также
У: Проверим. Действительно пословица звучит так.
У: Как вы понимаете эту пословицу?
О: Если будешь много учиться и трудится, то обязательно добьешься своей цели.
У: Да! Эта пословица будет нашим девизом на нашем сегодняшнем уроке. Будьте внимательны и не отвлекайтесь, тогда у вас все получится!
II. Актуализация умений и знаний.
Словарно – орфографическая работа
У: Вспомните, как называются слова, орфограмму в которых нельзя проверить, а нужно только запомнить?
О: Словарные слова
У.: Верно, продолжим наш урок словарной работой. Первое слово, которое вы запишите, угадайте по его описанию
У.: Надпись на письме, посылке, указывающая место и назначение получателя.
О.: Адрес
У.: Поднимите руку, кто думает также.
У.: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
У: Проверим. Поднимите руку, кто поставил ударение и выделил орфограммы также.
У: Следующее слово, которое вы запишите, найдите, расположив буквы с отрезками в порядке увеличения длины отрезка.
_______________Е
____________________К
_______________________А
_____________ Р
___ Т
_______ А
__________________Л
У: Какое слово у вас получилось?
О: Тарелка
У: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
У: Чтобы узнать следующее слово, разгадайте загадку. Слушаем внимательно.
Жидкое, но не вода,
Белое, но не мел.
О: Молоко.
У: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
У.: Чтобы определить, какое следующее слово мы запишем, разгадайте ребус
О: Лопата
У.: Поднимите руку, кто думает также.
У.: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
У.: Чтобы записать следующее слово, посмотрите, что изображено на картинке?
О: Помидор
У.: Поднимите руку, кто думает также.
У.: Верно, проговорите слово по слогам, а теперь запишите слово в тетрадь с новой строки с большой буквы, поставьте ударение и подчеркните орфограммы.
У.: Проверьте слова, которые вы записали с записью на доске. Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «Словарная работа». Критерии на доске.
5 баллов | Нет ошибок |
4 балла | 1-2 ошибки |
3 балла | 3 ошибки |
0 баллов | Более 3 ошибок |
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Прочитайте стихотворение.
О: Все подсохло. И почки уж есть.
Пробивается первый подснежник,
И закапала с крыши капель.
Изумрудная травка и быстрый ручей,
Песня жаворонка из-за полей.
Все прекрасно… Но нельзя нам лениться
Мы же в школу приходим учиться.
У: О каком времени года говорится в стихотворении?
О: О весне.
У:Что помогло вам это определить?
О: Слова: почки, подснежник, капель, травка, ручей, жаворонок.
У: А что можно составить с помощью слов?
О: Словосочетание и предложение.
У: Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
О: Сегодня на уроке мы будем говорить о слове, словосочетание, предложение
У: Верно, тема урока: «Слово. Словосочетание. Предложение»
Вспомним, что такое слово? Что такое словосочетание? Что такое предложение?
О: читают определения со слайда:
Слово – это единица речи, которая служит для выражения отдельного понятия.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных по смыслу и грамматически.
Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
У: Отлично! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: вспомним, узнаем, будем учиться.
Узнаем, чем отличается слово, словосочетание, предложение.
Будем учиться отличать слова, словосочетания, предложения.
IV. Открытие новых умений, знаний
У: На столах у вас лежат карточки. Прочитайте задание про себя. Как вы его поняли? Запишите составленные словосочетания в тетрадь
Карточка №1
Задание: составь из данных слов словосочетание.
Слова для справок: красивая, студеный, весенняя, резко, громко, рвал, петь, гроза, ветер, девушка.
Индивидуальное задание для обучающихся с ОВЗ
Карточка №1
Задание: составь из данных слов словосочетание.
Слова для справок: студеный, ветер, резко, рвал, громко, петь, весенняя, гроза, красивая, девушка.
У: Прочитайте задание.
У: Составьте словосочетания из данных слов. Сделайте сначала это устно.
У: Какие словосочетания у вас получились?
О: студеный ветер, резко рвал, громко петь, весенняя гроза, красивая девушка.
У: Как устанавливается связь слов в предложении?
О: При помощи вопросов
У: От какого слова ставится вопрос?
О: От главного к зависимому
У: Откройте учебник на странице 112. Чтобы правильно выполнять задание, обратимся к памятке.
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний
Работа в парах
У: Откройте учебник на странице 113.Прочитайте упражнение 1. Прочитайте образцы. Как вы поняли задание?
О: Мы должны составить словосочетание, называя предметы, признаки и действия более точно
У: Составьте словосочетания из данных слов. Сделайте сначала это устно. Какие словосочетания у вас получились?
У: Какие словосочетания у вас получились?
У: Приступайте к заданию, на выполнение у вас 3 минуты.
У: Какие словосочетания вы составили?
О: компот – компот из смородины, дом – деревянный дом, игрушка - любимая игрушка, трудный - слишком трудный, веселый- очень веселый, красный – красный от волнения, построить – построить мост, смотреть – пристально смотреть, выйти- выйти из дома.
У: Поставьте баллы в оценочные листы в графе «Упр. 1»
Баллы | Критерии |
5б. | Ни одной ошибки. |
4б. | 1-2 ошибки. |
3б. | 3-4 ошибки. |
Старайся! | Более 4 ошибок. |
У: Прочитайте вопросы к упражнению 1. Подумайте над ответами, у вас есть на это 1 минута.
У: Выражает ли словосочетание законченную мысль?
О: Нет, не может. Выражать законченную мысль предложение.
У: Можно ли определить вид словосочетания по цели высказывания (повествование, побуждение, вопрос)?
У: Нет, по цели высказывания определяют предложения.
У: Можно ли словосочетание произнести с восклицательной или невосклицательной интонацией?
О: Нельзя, только в предложениях есть восклицательные или невосклицательные интонации.
У: Имеет ли словосочетание грамматическую основу?
О: Словосочетание не имеет грамматическую основу
У: Может ли словосочетание входить в состав предложения?
О: Да, словосочетание входит в состав предложения.
У: Все закончили? Сейчас мы проверим правильно ли вы выполнили задания.
У: Откройте страницу 114 и прочитайте памятки.
Самостоятельная работа
У: На ваших столах лежат карточки с заданиями. Вам необходимо составить предложения из словосочетания, находящихся в карточке. На время выполнения у вас 5 минут, если что-то будет непонятно, то поднимите руку.
Самостоятельная работа Задание: составьте предложение из данных словосочетаний. Слова для справок: гуляла по саду, любовалась гроздьями, моя бабушка, белой сирени, пышными гроздьями, в первый вечер |
О: В первый вечер моя бабушка гуляла по саду и любовалась пышными гроздьями белой сирени
Индивидуальная работа для обучающихся с ОВЗ.
Самостоятельная работа Задание: составьте словосочетание из данных слов. Слова для справок: роза, белая, теплый, прекрасная, ситуация, большое, день, дерево. |
О: белая роза, теплый день, прекрасная ситуация, большое дерево
У: Проверим. Прочитайте предложение, которое у вас получилось. У всех так?
У: Поставьте себе баллы в оценочные листы в графе «Самостоятельная работа»
Баллы | Критерии |
5б. | Ни одной ошибки. |
4б. | 1-2 ошибки. |
3б. | 3-4 ошибки. |
Старайся! | Более 4 ошибок. |
VII. Итог урока.
У: Пришло время подвести итоги. Ребята, с какой темой мы сегодня познакомились?
О: «Слово. Словосочетание. Предложение»
У: Верно. Вернемся к словам-помощникам.
-Что узнали? (Как отличать друг от друга слова, словосочетания, предложения)
-Чему научились? (Научились составлять предложения. Отличать слова, словосочетания, предложения)
У: Подсчитаем баллы. Сложите в оценочных листах. Сложите баллы за словарную работу, упражнение 1 и самостоятельную работу.
15 – 14 | «10» |
13 – 11 | «7» |
10 – 8 | «5» |
У: - Оцените свою работу на уроке, заполнив анкету
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях.
Индивидуальное логопедическое занятие "Дифференциация букв б – д в словах, словосочетаниях, предложениях" (на письме)...
"Слово, словосочетание, предложение"
Данное занятие (статья) по теме «Слово, словосочетание предложение» является структурным звеном в системе коррекционно-развивающего воздействия учителя-логопеда по формированию лексико-грамматич...
Презентация по русскому языку по теме:" Слово. Словосочетание. Предложение. Текст. 4 класс
Презентация по русскому языку по теме:"Слово. Словосочетание. Предложение. Текст"....
"Слово. Словосочетание. Предложение." Русский язык 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
Конспект урока в 4 классе...
Русский язык,2 класс.Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение»
Цель урока Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформирова...
"Слово, словосочетание, предложение"
Презентация подготовлена к коррекционному логопедическому занятию на тему "Слово, словосочетание, предложение" для учащихся общеобразовательной школы с нарушением лексико-грамматического строя речи. Д...
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида. Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложения.
Конспект группового логопедического занятия с учениками 3 класса коррекционной школы Ⅷ вида....