русский «Глагол как часть речи» 3 класс
материал
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 3 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 100-101)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс:
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Глагол как часть речи»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о глаголе как части речи.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о глаголе как части речи, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить глаголы в тексте, применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания; строит логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно- следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности;самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: распознаёт глаголы среди других частей речи, находит глаголы в тексте и применяет их в речи, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения; использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?
О: - Учёба и труд к победам ведут.
У: - Как вы понимаете эту пословицу?
О:……………………………………………….
У: - Отлично. Эта пословица будет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)
2.Минутка чистописания
У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.
П У Р Р А Б О Т А Р У Р И С У Н О К Й Р Ц У Ж И Н Р Х Т З А В Т Р А К П В Р М О Р О З А Н
У: - Какая буква встречается чаще всего?
О: - «эр».
У:-Какие звуки обозначает эта буква?
О: [р], [р`]
У:- Охарактеризуйте звук [р]
У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «эр», соединения этой буквой с другими буквами
3.Словарно – орфографическая работа (это информация для студентов, в конспект урока её не включать! Словарно-орфографическая работа проводится обязательно на каждом уроке русского языка, словарики есть в каждом учебнике, обычно для этой работы берут словарные слова ,которые обучающие уже изучили, возможно введение новых словарных слов; вариантов проведения словарно-орфографической работы в методической литературе и журналах «Начальная школа» много, здесь большой простор для творчества студента!(загадки, ребусы, шифровки, лабиринты, показ иллюстрации, описание предмета….) Только не диктант!!!)
У: - Обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их.
О: - Работа, рисунок, ужин, завтрак, мороз.
У: - Что вы можете сказать об этих словах?
О: - Они словарные.
У: - Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. .(Критерии! В таблице на доске)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: - К какой части речи относятся слова, которые вы записали?
О: - К именам существительным.
У: - Что вы знаете об имени существительном?
О:……………………………………………………….
У: - Добавьте признак к этим словам, чтобы придать предметам более красочное описание.
О: - Сложная работа, красивый рисунок, вкусный ужин, поздний завтрак, крепкий мороз.
У: - К какой части речи относятся эти слова?
О: - К именам прилагательным.
У: - Что вы знаете об имени прилагательном?
У: - Измените эти слова так, чтобы они обозначали действие предмета.
О: - Работать, рисовать, ужинать, завтракать, морозить.
У: - На какой вопрос отвечают эти слова?
О: - Что делать?
У: - Как будут называться эти слова?
О: - Глаголы.
У: -Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать сегодня на уроке?
О: - Глагол.
У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: вспомним, познакомимся, узнаем, будем учиться.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
У: - На странице 101 найдите определение в рамочке и прочитайте его.
У: - Что такое глагол?
О: - Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
У: - На какие вопросы отвечают глаголы?
О: - Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.
Работа с учебником
У: - Откройте учебник на странице 100 и прочитайте упражнение 169.
Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку
- Откройте учебник на странице 100, упражнение 169.
- Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
- Как вы поняли задание?
- Выполните задание устно.
- Выполните задание в тетради письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
- Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
- Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.
У: - Прочитайте первое задание к упражнению. К какой части речи относятся слова каждой группы?
О: - Первая группа – имена существительные. Вторая группа – глаголы.
У: - По каким признакам вы это определили?
У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?
О: - Составить и записать нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркнуть в предложениях основу.
У: - По очереди выходите к доске, записываете одно предложение и выделяете грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?
О: - Сказуемым.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. .(Критерии! В таблице на доске)
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа с учебником
У: - На странице 101 найди упражнение 171 и прочитайте текст.
У: - О чём говорится в тексте? Какой заголовок подойдёт к тексту?
У: - Объясните значение слова «половник».
О: - Половник - большая разливательная ложка для супа.
У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина.
О: - Бежал, налетел, вернулся, налетает, бьёт, клюёт, злится, поджидал, набрасывался, налетит, боялся.
У: - Прочитайте третье задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?
О: - Выписать из предложений только глаголы и подчеркнуть те, которые отвечают на вопрос что сделал?
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. .(Критерии! В таблице на доске)
У: - Прочитайте стихотворение.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Плещеев
У: - С помощью каких слов автор передаёт признаки весны?
О: - Зеленеет, блестит, летит
У: - К какой части относятся эти слова?
О: - К глаголам.
У: -Какие орфограммы в словах?(работа над орфограммами)
У: - Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните глаголы.
У:-Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка письма по памяти.(Критерии! В таблице на доске)
Работа в паре
У: - Подберите и запишите к существительному больше слов со значением действия.
1 пара – мальчик
2 пара – птица
3 пара – рыба
4 пара – снежок
Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. .(Критерии! В таблице на доске)
VII. Итог урока. Рефлексия.(каждый продумывает свою, не повторяться!!!)
У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде : вспомнили, познакомились, узнали, учились.
У: - Заполните анкету:
1.На уроке я работал | активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4.За урок я | не устал / устал |
5.Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6.Материал урока мне был | понятен / не понятен |
7.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
Обязательно в течение урока оценивать работу обучающихся! (отметочная или безотметочная (первый и второй классы) система оценивания) Выставлять отметки и комментировать их! Не должно быть безотметочных уроков!!!! (третий и четвёртый классы)
Пример критериев отметок (эти таблички на доске, обучающимся должно быть всё хорошо видно):
1.За каждое задание (после самопроверки или взаимопроверки выставляют карандашом на полях)
Баллы | Критерии |
5б. | Ни одной ошибки. |
4б. | 1-2 ошибки. |
3б. | 3-4 ошибки. |
Старайся! | Более 4 ошибок. |
2.За три задания (Подсчитаем баллы. Сложите свои баллы на полях. Если у вас 15 – 14 баллов – это отметка « 5». 13 – 11 баллов – отметка « 4», 10 – 8 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.
Общее количество баллов | Отметка |
15 – 14 | «5» |
13 – 11 | «4» |
10 – 8 | «3» |
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
Страница 102 упражнение 172.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс ФГОС по теме "Глагол как часть речи и употребление его в речи"
Этапы уроков, методы, деятельность учителя,и учеников...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")
Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...
Урок русского "Глагол как часть речи"
laquo;Работа с информацией. Как средство развития критического мышления»Открытый урок по русскому языку во 2 «а» классе (УМК Школа России) Тема урока: «Глагол как часть. ...