русский «Глагол как часть речи» 3 класс
материал

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz.docx26.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Конспект урока русского языка
                                        УМК: «Школа России», 3 класс

(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр. 100-101)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:

Время:

Место:

Класс:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Глагол как часть речи»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: организация деятельности обучающихся для изучения и первичного закрепления знаний и умений о глаголе как части речи.

Задачи:

Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о глаголе как части речи, формированию умения применять эти знания в практических упражнениях

Развивающие: способствовать развитию речи, логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать глаголы среди других частей речи, находить глаголы в тексте, применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову, окружающему миру, природе; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов  учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализировать личностный смысл к изучению темы, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , проявление  интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.

Метапредметные: 

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируется в учебнике, определяет понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекает информацию, представленную в разных формах, находит закономерности используя ранее приобретенные знания;    строит  логическую цепочку рассуждений, выдвигает гипотезы и  обосновывает их, осуществляет анализ, синтез, сравнение, устанавливает причинно- следственные связи, владеет общим приемом решения орфографических задач.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняет учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставит цель, составляет план работы, осуществляет оценку результативности;самостоятельно планирует и выполняет свои действия на знакомом учебном материале; осуществляет самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий:  слушает и понимает других, вступает в диалог; следует инструкциям, отвечает на вопросы; адекватно реагирует на замечания учителя, участвует в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывает свою точку зрения, оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.

Предметные: распознаёт глаголы среди других частей речи, находит глаголы в тексте и применяет их в речи, осознанно выстраивает речевое высказывание в устной форме и оформляет его письменно, соблюдает нормы речевого этикета и правила устного общения; выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения;  использует правила орфографии и пунктуации в письменной речи.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 3 класс, часть 2, В.П. Канакина


Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

1. Приветствие.

У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада  видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

2. Проверка готовности к уроку.

У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

У: - На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать пословицу. Какая пословица у вас получилась?

О: - Учёба и труд к победам ведут.

У: - Как вы понимаете эту пословицу?

О:……………………………………………….

У: - Отлично. Эта пословица будет нашим девизом на сегодняшний урок.  

II. Актуализация умений и знаний.

1.Проверка домашнего задания (если это необходимо, если учитель сказал)

2.Минутка чистописания        

У: - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

У: - Для начала нужно узнать, какую букву вы будете прописывать сегодня. Посмотрите внимательно на табличку. Найди ту букву, которая повторяется чаще всего.

П У Р Р А Б О Т А Р У Р И С У Н О К Й Р Ц У Ж И Н Р Х Т З А В Т Р А К П В Р М О Р О З А Н

У: - Какая буква встречается чаще всего?

О: - «эр».

 У:-Какие звуки обозначает эта буква?

 О: [р], [р`]

 У:- Охарактеризуйте звук [р]

У: - Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «эр», соединения  этой буквой  с другими буквами

3.Словарно – орфографическая работа (это информация для студентов, в конспект урока её не включать! Словарно-орфографическая работа проводится обязательно на каждом уроке русского языка, словарики есть в каждом учебнике, обычно для этой работы берут словарные слова ,которые обучающие уже изучили, возможно введение новых словарных слов; вариантов проведения словарно-орфографической работы в методической литературе и журналах «Начальная школа» много, здесь большой простор для творчества студента!(загадки, ребусы, шифровки, лабиринты, показ иллюстрации, описание предмета….) Только не диктант!!!)

У: - Обращаемся к табличке. В ней спрятались слова. Найдите их.

О: - Работа, рисунок, ужин, завтрак, мороз.

У: - Что вы можете сказать об этих словах?

О: - Они словарные.

У: - Запишите эти слова себе в тетрадь, поставьте ударение, выделите орфограмму.

 Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. .(Критерии! В таблице на доске)

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - К какой части речи относятся слова, которые вы записали?

О: - К именам существительным.

У: - Что вы знаете об имени существительном?

О:……………………………………………………….

У: - Добавьте признак к этим словам, чтобы придать предметам более красочное описание.

О: - Сложная работа, красивый рисунок, вкусный ужин, поздний завтрак, крепкий мороз.

У: - К какой части речи относятся эти слова?

О: - К именам прилагательным.

У: - Что вы знаете об имени прилагательном?

У: - Измените эти слова так, чтобы они обозначали действие предмета.

О: - Работать, рисовать, ужинать, завтракать, морозить.

У: - На какой вопрос отвечают эти слова?

О: - Что делать?

У: - Как будут называться эти слова?

О: - Глаголы.

У: -Кто догадался, какую часть речи мы будем изучать сегодня на уроке?

О: -  Глагол.

У: - Верно! Но, прежде чем мы продолжим,  попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: вспомним, познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - На странице 101 найдите определение в рамочке и прочитайте его.

У: - Что такое глагол?

О: - Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

У: - На какие вопросы отвечают глаголы?

О: - Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? и др.

Работа с учебником

У: - Откройте учебник на странице 100 и прочитайте упражнение 169.

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 100, упражнение 169.
  2. Прочитайте задание (обучающиеся читают задание).
  3. Как вы поняли задание?
  4. Выполните задание устно.
  5. Выполните задание в тетради  письменно самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися).
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем).
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная), комментирование.

У: - Прочитайте первое задание к упражнению. К какой части речи относятся слова каждой группы?

О: - Первая группа – имена существительные. Вторая группа – глаголы.

У: - По каким признакам вы это определили?

У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

О: - Составить и записать нераспространённые предложения из данных слов. Подчеркнуть в предложениях основу.

У: - По очереди выходите к доске, записываете одно предложение и выделяете грамматическую основу. Каким членом предложения является глагол?

О: - Сказуемым.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. .(Критерии! В таблице на доске)

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания:

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.

VI. Закрепление открытых умений, знаний.

Работа с учебником

У: - На странице 101 найди упражнение 171 и прочитайте текст.

У: - О чём говорится в тексте? Какой заголовок подойдёт к тексту?

У: - Объясните значение слова «половник».

О: - Половник - большая разливательная ложка для супа.

У: - Прочитайте второе задание к упражнению. Назовите глаголы, обозначающие действия пингвина.

О: - Бежал, налетел, вернулся, налетает, бьёт, клюёт, злится, поджидал, набрасывался, налетит, боялся.

У: - Прочитайте третье задание к упражнению. Как вы поняли задание? Что нужно сделать?

О: - Выписать из предложений только глаголы и подчеркнуть те, которые отвечают на вопрос что сделал?

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. .(Критерии! В таблице на доске)

У: - Прочитайте стихотворение.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

                                                    А. Плещеев

У: - С помощью каких слов автор передаёт признаки весны?

О: - Зеленеет, блестит, летит

У: - К какой части относятся эти слова?

О: - К глаголам.

У: -Какие орфограммы в словах?(работа над орфограммами)

У: - Запишите стихотворение по памяти. Подчеркните глаголы.

У:-Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка письма по памяти.(Критерии! В таблице на доске)

Работа в паре

У: - Подберите и запишите к существительному больше слов со значением действия.

1 пара – мальчик

2 пара – птица

3 пара – рыба

4 пара – снежок

Образец записи: Камень (что делает?) лежит, падает, катится, летит, загораживает, разбивается.

Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе. .(Критерии! В таблице на доске)

VII. Итог урока. Рефлексия.(каждый продумывает свою, не повторяться!!!)

У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде : вспомнили, познакомились, узнали, учились.

У: - Заполните анкету:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

7.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным
интересно / не интересно

Обязательно в течение урока оценивать работу обучающихся! (отметочная или безотметочная (первый и второй классы) система оценивания) Выставлять отметки и комментировать их! Не должно быть безотметочных уроков!!!! (третий и четвёртый классы)

 Пример критериев отметок (эти таблички на доске, обучающимся должно быть всё хорошо видно):

1.За каждое задание (после самопроверки или взаимопроверки выставляют карандашом на полях)

    Баллы

Критерии

5б.

Ни одной ошибки.

        4б.

1-2 ошибки.

3б.

3-4 ошибки.

Старайся!

Более 4 ошибок.

2.За три задания (Подсчитаем баллы. Сложите свои баллы на полях. Если у вас 15 – 14 баллов – это отметка « 5». 13 – 11 баллов – отметка « 4», 10 – 8 баллов – отметка «3». Поставьте соответствующие отметки в своих тетрадях.

 

Общее количество баллов

Отметка

15 – 14

«5»

13 – 11

«4»

10 – 8

«3»

У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!

VIII. Инструктаж о  выполнении домашнего задания 

 Страница 102 упражнение 172.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: Глагол как часть речи и употребление его в речи. 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Урок русского "Глагол как часть речи"

laquo;Работа с информацией. Как средство развития критического мышления»Открытый урок по русскому языку во 2 «а» классе (УМК Школа России) Тема урока: «Глагол как часть. ...