русс яз «Слова -омонимы.» 2 кл
материал
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
УМК: «Школа России», 2 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 1 часть стр. 52-54)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:14.04.2023
Время: 9:50 – 10:30
Место: МОУ «СОШ №1 им. Героя Советского Союза С.И. Гусева»
Класс: 2 «Г»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Слова -омонимы.»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: организация деятельности обучающихся для восприятия, осмысления, запоминания и применения знаний и умений о словах - омонимах.
Задачи:
Образовательные: способствовать восприятию, осмыслению, запоминанию и применению знаний и умений о омонимах, формированию умения применять эти знания и умения в практических упражнениях
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, речи, умения применять ранее полученные знания, умения распознавать омонимы, применять их в речи; сравнивать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, развитию каллиграфических навыков письма, орфографической и пунктуационной грамотности.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, актуализация личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, развитие самостоятельности и личной ответственности за продукты собственной учебной деятельности , способности к самооценке и оцениванию других на основе критериев успешности, проявление интереса к русскому языку, бережного отношения к нему ,осознание богатства русского языка, его величия и многогранности.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике, определяют понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекают информацию, представленную в разных формах, находят закономерности, используя ранее приобретенные знания; строят логическую цепочку рассуждений, выдвигают гипотезы и обосновывают их, осуществляют анализ, синтез, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, владеют общими приемами решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: выполняют учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставят цель, учебные задачи, составляют план работы, осуществляют оценку результативности; самостоятельно планируют и выполняют свои действия на знакомом учебном материале; осуществляют самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности, корректировку выполненных учебных работ.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушают и понимают других, вступают в диалог; следуют инструкциям, отвечают на вопросы; адекватно реагируют на замечания учителя, участвуют в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывают свою точку зрения, оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работают в парах.
Предметные: овладевают понятием «омонимы», узнают типы омонимов, осознанно выстраивают речевое высказывание в устной форме и оформляют его письменно, соблюдают нормы речевого этикета и правила устного общения; выражают собственное мнение, аргументируют его с учетом ситуации общения; используют правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 2 класс, часть 1 В.П. Канакина, В.Н.Горецкий.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Павловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: - Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Ребята, для чего нужно быть внимательными на уроках русского языка?
О: чтобы говорить грамотно, узнать много нового.
У: На доске вы видите разбросанные слова, из которых надо собрать предложение.
Учитель вызывает одного обучающегося к доске, тот собирает предложение из букв.
У: Что получилось?
О: Если потрудиться, то всё получится.
У: Верно! Спасибо, возвращайся за рабочее место. Как вы понимаете это предложение?
О: Если стараться и трудиться, то у нас всё получится.
У: Отлично. Пусть это будет нашим девизом на сегодняшнем уроке.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Минутка чистописания
У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: Посмотрите на доску, пропишите до середины строки соединение буквы «о» с буквой «л» и соединение буквы «о» с буквой «м» до конца строки.
2.Словарно – орфографическая работа
У: Ребята, посмотрите на картинки, которые я поместила на доску. Как думаете, обычные ли это слова?
О: Они словарные.
О.: записывают слова, вставляя и выделяя орфограмму, ставя ударение.
Слова: доро́га, лопА́та , берёза, я́года.
Проверка выполненного задания, анализ деятельности обучающихся на данном этапе.
У.: Проверим, справились ли вы с заданием. На доске вы видите критерии.
Отметка «10» | Все слова записаны верно, нет ошибок. |
Отметка «8» | Допущена 1 ошибка |
Отметка «6» | Допущены 2 ошибки |
У.: На полях тетради простым карандашом поставьте отметку, которая у вас получилась.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
Переход
У: Что такое синонимы?
О: Синонимы – это слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
У: Правильно, приведите пример.
О: прыгать-скакать и тд
переход
У: что такое антонимы?
О: Антонимы – это слова противоположные по значению.
У: Приведите пример.
О: медленный-быстрый и тд.
У:
Есть у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, -
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
У: Назовите изображение предмета.
О: Коса.
У: Можно ли сказать, что слово «коса» обозначает один и тот же предмет?
О: Нет.
У: Докажите.
О: Коса – инструмент, а коса- прическа.
У: А что общего?
О: Название предметов пишется одинаково и звучит одинаково.
У: Какой вывод можно сделать об этих словах?
О: Слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.
У: У вас возникает вопрос, что это за слова?
О: Да.
У: Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к учебнику стр.68.
Прочитайте правила внизу.
У: Какова же тема нашего урока?
О: Слова-омонимы.
У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.
О.: познакомимся с омонимами, узнаем, что такое омонимы, будем учиться определять значение слов омонимов.
V. Физминутка (повторить 3 раза)
На «раз»- широко открыть глаза.
На «два»- сильно зажмуриться.
На «три»- посмотреть слева - направо.
На «четыре»- посмотреть вверх - вниз.
Работа с учебником
У: Обязательно ли омонимы должны произноситься и писаться одинаково? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем упражнение 2 на стр. 69. 1.Наконец мы нашли старый замок.
2.Это была настоящая мука.
3.В магазине продавался старинный атлас.
У: Понимаете ли вы о чём идёт речь в предложениях?
О: Нам не ясен смысл предложений.
У:Что необходимо сделать, чтобы смысл предложений стал ясен?
О: поставить ударение.
У: Прочитайте предложение, поставив ударение на первый слог и тд.
(Ученики читают по одному предложению, обсуждая, что называется словами замок, мука, атлас.)
Замо́к– устройство для запирания двери.
За́мок – укреплённое жилище, дворец, крепость.
му́ка– мучение, страдание, терзание.
мука́– размолотые в порошок зерна.
а́тлас– собрание карт.
Атла́с– ткань.
У: Понятен ли вам смысл предложения?
О: Да.
У: Сделайте вывод.
О: Иногда различать слова-омонимы помогает значок ударения.
У: Откройте учебник на странице 70 и прочитайте упражнение 5. Прочитайте задание
О.: обучающиеся читают задание: Прочитайте стихотворение.
Веснушкам нету сноса:
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла,
Нос терпеливо мыла.
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
У.: Как вы поняли задание?
О.: в стихотворении нужно найти слова-омонимы и выписать их.
У.: Выполните задание устно.
О.: В стихотворении омонимы: сноса-с носа; мыла -мыла; от мыла- отмыла.
У.: Всё верно! Перед выполнением упражнения в тетради вспомним, что во время письма ноги под партой стоят ровно, оба локтя лежат на столе, спина прямая. Выполните задание в тетради письменно самостоятельно
О.: (выполнение упражнения обучающимися).
У.: Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем)
У.: Посмотрите на критерии на доске. Поставьте на полях тетради простым карандашом отметку, которая у вас получилась.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
Работа в паре (раздаточный материал)
У: На партах у вас лежит задание, вам надо написать их значение.
На выполнение задания у вас 3 минуты.
У.: кра́н – машина для подъёма; устройство для выпуска жидкости.
клю́ч– нота; приспособление для открывания замка.
лиси́чка– животное; гриб.
ли́ст – бумага; лист дерева.
У.: Посмотрите на слайд, поставьте плюсик простым карандашом в тетради. Посчитайте ваши плюсы.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У.: Наш урок подходит к концу подведем итоги, с чем мы познакомились, что узнали, что учились делать.
О: Познакомились со словами-омонимами.
Узнали что такое омонимы.
Учились определять значение слов омонимов.
Окончание урока.
У.: Девиз нашего урока был таким: «Если стараться и трудиться, то у нас всё получится» Сегодня вы были внимательными, усердно трудились и старательно выполняли упражнения. Спасибо вам за урок! Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ. КАЛАМБУРЫ".
Презентация к уроку. Развитие речи. Авторы программы Л.Д. Мали, О.С. Арямова....
Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка «Слова - омонимы» (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)
Тема. «Деятельностный подход на уроке русского языка«Слова - омонимы»(УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)...
Слова - омонимы
Урок русского языка 2кл. " Слова - омонимы" "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка по программе "Начальная школа XXI века" "Слова-омонимы" , 2 класс
Данный материал содержит разработку урока по теме "Слова-омонимы" (блок "Развитие речи") и презентацию к уроку....
Презентация - урок "Однокоренные слова, формы слова, омонимы".
Презентация - урок "Однокоренные слова, формы слова, омонимы". Данная презентация пригодится на уроках русского языка во 2-х и 3-х классах....
Русский язык "Слова-омонимы"
Тип урока: изучение нового материала.Цель: первичное усвоение знаний о словах – омонимах.Развивать речи фонематического слуха, творческого воображения, мышления.Воспитание прилежания, любознател...
конспект урока по русскому языку "Слова омонимы"
Конспект урока по русскому языку...