ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА. ОМОНИМЫ. КАЛАМБУРЫ".
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме
Презентация к уроку. Развитие речи. Авторы программы Л.Д. Мали, О.С. Арямова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogozn._slova._omonimy._kalambury.ppt | 718 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи: - Познакомить с омонимами. Показать роль омонимов и многозначных слов в художественных текстах. Учить определять значения с помощью толкового словаря.
МАТЬ- ЗЕМЛЯ Скажи мне, Как правильней землю назвать: Земля дорогая? Земля золотая? Нет, лучше, наверно. Сказать ей: «Родная! Земля- наша милая, Добрая мать!» Так ласковей будет звучать И вернее. Ведь всё, что мы любим,- Всё создано ею- И горы, и реки, И лес, и цветы, И осень, и лето, И дождик, и ты…
ЗЕМЛЯ- Планета. Суша( в отличие от водного или воздушного пространства). Почва, грунт. Страна, государство. Поле, фон ( ткани, обоев), по которому сделан рисунок.
Игра «Кто больше?» по вариантам: 1в. - Что может быть дорогим? 2в. - Что может быть добрым?
Дорогой: Мех , стоящий больших денег; Время - важное, ценное; Человек - милый, любимый Добрый: Человек - отзывчивый, исполненный добра к людям; Совет - хороший, нужный, полезный; Весть, день, память- очень хороший, отличный, безупречный, ничем не запятнанный.
Отгадайте загадки: Право, я причёска- чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской- Узкой, серенькой плоской.
Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются ОМОНИМАМИ.
ОМОНИМЫ (ГРЕЧ.) «ОМОС»- ОДИНАКОВЫЙ, « ОНИМА»- ИМЯ
ОМОНИМЫ- Звучат и пишутся одинаково, но совершенно различны по значению. коса1- вид причёски коса2- сельскохозяйственное орудие коса3- мыс, отмель
Перепела. С перепелом перепел в паре пел. Перепела перепел перепел.
Приносили вести сорок сорок, сорок сорок с сорока дорог…
Три сороки- три трещотки потеряли по три щётки: Три- сегодня. Три- вчера. Три- ещё позавчера!
Игра «Будь внимателен» Вот этой овсянки Не хочется киске. ( Вот этой овсянки, которая в миске.) Какой же овсянки Она захотела? Не той ли, Что мимо сейчас Пролетела?
Омонимы- многозначные слова овсянка1- птица овсянка2- каша
Проходила наша Таня С малышами вычитанье. Вычитанье как понять? Надо что- нибудь отнять. У Аришки- орешки, У Маришки- матрёшку, У Андрюшки- новый мяч. Во дворе- и вой, и плач. Игрушки есть- подружек нет.
Многозначные слова: Отнять- отобрать вычесть
- Смотри, по воде барашки бегут. Ну, и люди… ну, и лгут! Полно вам, далеко ль до беды? Барашки- то ведь тяжелее воды.
барашки Белая пена на гребнях волны 2) Молодые баранчики ( овцы)
Смотри, какая кашка на лугу, И здесь, и там, и всюду… Ой, рассмешил, ой, не могу, Да кто же её варит без посуды?
кашка1- кушанье ( уменьш. от каша) кашка2- клевер ( цветок)
Каламбур- КАЛАМО- «перо», БУРЛАРЕ- «шутить» игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов.
Медведь и осы Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку, Вдруг на мишку- вот напасть! Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть Если осы лезли в пасть. Жалили, куда попало, Им за это и попало.
Испорченная погода Сначала мы с тобой нападём на след,- сказал попугай. Не надо!- испугался слонёнок. Почему?- удивился попугай. Ну… смутился слонёнок,- мы на него нападём, он даст сдачи. Получится драка. Не надо. ( Г. Остер)
Ценят золото по весу, А по шалостям повесу. ( Д. Минаев)
Составление каламбура ( по заданной рифме) норка1- ? лисичка1- ? норка2- ? лисичка2- ?
Составьте четверостишье по данной рифме: … из норки … у … норки … у лисички … лисички
Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей норки: Где вы были? У лисички. Что вы ели там? Лисички. ( Я. Козловский)
Итог урока С чем сегодня познакомились? Какие слова называются омонимами? Как объясняются значения многозначных слов и омонимов в толковом словаре? Где и как используются омонимы и многозначные слова?
Домашнее задание. Ответьте на шуточные вопросы. 1в.- Какую ноту кладут в суп? 2в.- Какой лук не кладут в суп? 1. Вопрос: 2. Рисунки. 3. Толкование значений омонимов: 4. Примеры употребления омонимов в речи: составить предложение с данными словами или выписать из литературы.
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Однозначные и многозначные слова"
Данная работа поможет учащимся 2 класса познакомиться с однозначными и многозначными словами....
Презентация на тему "Многозначные слова".
Знакомство с видами словарей, понятием "синонимы", "антонимы" и т.д....
Урок русского языка с презентацией по теме: "Многозначные слова". 2 класс.
Урок русского языка.2 класс...
Презентация "Однозначные и многозначные слова"
По программе "Школа России" в соответствии с ФГОС....
многозначные слова( омонимы) в загадках
Программа по русскому языку уделяет большое внимание развитию речи учащихся. Одним из направлений развития речи является обогащение словарного запаса. В связи с этим большой интерес представляет работ...
презентация к уроку "Многозначные слова"
презентация к уроку Многозначные слова...
Презентация «Анимированный кроссворд «Многозначные слова»
Презентация «Анимированный кроссворд «Многозначные слова» представляет собой дидактический двухуровневый материал, выполненный в программе Microsoft Office PowerPoint 2007. УМК...