Мониторинг метапредметных результатов учащихся начальной школы на основе диагностических комплектов «Школьный старт» и «Учусь учиться и действовать»
материал на тему
Текстовое сопровождение к презентации Мониторинг в образовании – это не просто измерение, - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1 слайд.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мониторинг метапредметных учебных действий в начальной школе.
2 слайд.
Мониторинг в образовании – это не просто измерение, - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Организуя мониторинг, нужно ответить на следующие вопросы:
- Как и с помощью чего будут собираться данные и производиться измерение изучаемого явления?
- Как будет производиться обработка полученных данных?
- Где и в каком виде будут храниться результаты мониторинга?
- Кому необходима эта информация, и как её распространить?
- Кто и как будет обеспечивать на основе полученных результатов управление процессом развития?
3 слайд.
У мониторинга могут быть следующие функции:
Диагностическая
Измерение предмета мониторинга
Отслеживание динамики развития предмета мониторинга
Оценочная
Оценка результатов развития и динамики с точки зрения уровня и нормативных требований
Контрольная
Оценка эффективности деятельности специалистов по достижению результатов
4 слайд.
Развитие УУД невозможно без мониторинга. Цель мониторинга – отслеживание процесса формирования УУД у учащихся начальной школы для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка, коррекция темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности учащихся на уровне групп и класса в целом.
5 слайд.
Мониторинг – перспективный инструмент педагогического анализа, отвечающий целям и задачам деятельности современного педагога.
Помочь в этом педагогам могут диагностические комплекты «Школьный старт» и «Учимся учиться и действовать» под редакцией Битяновой М.Р., Бегловой Т.В., Меркуловой Т.В.
6 слайд.
Данные диагностические комплекты позволяют провести мониторинг метапредметных учебных действий. В соответствии с ФГОС метапредметные УУД подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные.
7 слайд.
Работа по формированию и отслеживанию УУД должна вестись с самого начала 1 класса. Поэтому в сентябре педагогу предлагается провести стартовую диагностику готовности к обучению на основе методики «Школьный старт». Она позволяет определить уровень стартовой готовности детей.
В апреле 1 класса проводится первый срез мониторинга УУД на основе методики «Учимся учиться и действовать». И затем процесс формирования УУД отслеживается ежегодно на основе этой же методики, но уже ориентированной на учащихся 2,3,4 классов.
8 слайд.
Диагностика «Школьный старт»
Цель диагностики- получение достоверной информации о стартовой готовности ребёнка успешно обучаться и выходить на качественный образовательный результат 1 класса.
9 слайд.
Стартовая готовность - это совокупность умений, которые позволяют ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог.
10 слайд.
Какие умения диагностируются в «Школьном старте»?
Мыслительные умения
- Умение устанавливать отношения типа «род-вид»
- Умение устанавливать логические связи типа «причина-следствие»
- Умение устанавливать количественные отношения типа «больше-меньше»
- Умение выделять объекты из множества других и объединять их в соответствии с поставленной задачей
- Умение оперировать информацией с помощью образа, слова, схемы, знаков при выполнении заданий
- Умение видеть закономерность в изучаемой информации
- Умение анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий
Наблюдательность
- Умение воспринимать знакомый объект как целое в условиях фрагментарного предъявления
- Умение выделять из потока информации отдельные детали исходя из поставленной задачи
- Умение видеть существенные признаки в образе воспринимаемого объекта
- Умение придерживаться заданной последовательности в процессе наблюдения
- Умение опираться на зрительный образ для удержания в памяти учебной информации
Контрольные умения
- Умение соотносить результат с образцом и устанавливать несоответствие
- Умение следовать инструкции при выполнении учебных действий
Коммуникативные умения
- Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении учебных заданий
Личностная готовность
- Позитивное эмоционально-ценностное отношение к учебной деятельности
- Мотивационная готовность выполнять учебные задания высокого уровня сложности
11 слайд.
Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу и составляется рейтинг 17 диагностируемых умений. ( Любовь Геннадьевна …)
12 слайд. Результаты, полученные в ходе проведения диагностики «Школьный старт», дают возможность судить о том, как в дальнейшем будет идти процесс формирования УУД. Можно проследить следующую преемственность этих показателей. Наблюдательность и мыслительные умения – это база для формирования познавательных УУД. Контрольные умения тесно связаны с регулятивными УУД, а коммуникативные – с коммуникативными УУД. Мотивация и позитивное отношение к учёбе в школе – это показатели, относящиеся к личностным результатам.
13 слайд. Успешный старт - хорошее начало обучения в школе. Результаты стартовой диагностики помогут построить работу в первые месяцы обучения и грамотно спланировать процесс формирования УУД. А в апреле 1 класса проводится первый срез мониторинга УУД на основе методики «Учимся учиться и действовать»
14 слайд. Предметом мониторинга по методике «Учимся учиться и действовать» - являются непосредственно УУД на разных этапах формирования. Мониторинг УУД по этой методике осуществляется с помощью специально сконструированных заданий. Эти задания, с одной стороны, построены на содержании учебных предметов того или иного класса, с другой – содержат в себе определённый метапредметный способ.
15 слайд.
Мониторинг УУД в начальной школе проводится на 1 и 2 этапах освоения способа, это связано с тем, что УУД формируются постепенно. А работа над их развитием продолжится в основной школе.
16 слайд.
В ходе проведения мониторинга отслеживается от 8 до 19 УУД. Сравнительная характеристика мониторинга УУД в 1 и 2 классах
1 класс | 2 класс |
Познавательные УУД | |
Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделение существенных и несущественных признаков. «синтез» «Сравнение» по заданным признакам «классификация» по заданным критериям «обобщение» Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | Умение строить простые умозаключения по аналогии. |
Регулятивные УУД | |
Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Умение оценивать результат выполнения учебного задания на основе различных критериев оценки. | Умение самостоятельно осуществлять контроль выполнения учебного задания. |
Коммуникативные УУД | |
нет | Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. Умение формулировать точку зрения. Умение задавать вопросы для получения от партнёра по коммуникации необходимых сведений. |
8 умений | 13 умений |
17 слайд.
Количество умений в 3 и 4 классе возрастает до 19.
Регулятивные УУД.
Умение определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач.
Умение корректировать план учебных действий в соответствии с изменением условий.
Познавательные УУД.
Умение относить объекты к известным понятиям.
Умение использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос.
Умение строить индуктивные умозаключения.
Коммуникативные УУД.
Умение находить ответ на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках.
Всего 19 умений.
18 слайд.
В ходе мониторинговых исследований расширяется функция мониторинга. Если в 1 классе полученные результаты анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 – 3 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. ( дальше Любовь Геннадьевна)
19 слайд.
Разработанные способы оценки результатов мониторинга позволяют сделать выводы как относительно отдельного учащегося, так и относительно групп учащихся, имеющих сходные особенности и проблемы.
На основе этого учитель может:
- Определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи.
- Отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
- Отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уроне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.
20 слайд.
Анализ индивидуальных результатов даёт ответы на вопросы:
- Каков рейтинг сфомированности умений?
- Какова оценка уровня сформированности умений?
- Есть ли прогресс в развитии УУД?
21 слайд.
Анализ результатов по классу позволяет дать ответы на следующие вопросы:
- Каков рейтинг сформированности умений по классу?
- Какова особенность прогресса в развитии диагностируемых умений?
22 слайд.
Комплект имеет всеобъемлющую поддержку с подробным описанием методологии, процедуры обработки данных, анализа результатов и рекомендаций.
23 слайд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.
В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....
Результаты мониторинга математической подготовки учащихся начальной школы
Индивидуальный результат ученика 4 класса Давыдова Дмитрия....
"Оценка метапредметных результатов учащихся начальных классов в рамках ФГОС НОО"
Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. ...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
доклад на тему : "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»
Доклад на тему: "Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации внеурочной деятельности»...
Диагностика и мониторинг метапредметных результатов в начальных классах.
Важным этапом в обучении школьников является умение учителем владеть постоянной информацией о том, как идёт продвижение каждого ученика по пути усвоения знаний и развитие его личности. Такую информаци...
Сборник методических рекомендаций по организации и проведению интегрированных диагностических работ с целью мониторинга метапредметных результатов учащихся 1-4 классов образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области
Пособие посвящено практике организации и проведению интегрированных диагностических работ для учащихся начальной школы. Представленные материалы являются продуктом деятельности педагогов-тьюторов в ст...