Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии
учебно-методический материал
Аннотация: В данной работе рассматривается организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии и представлен опыт коррекционно-развивающей работы учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_detmi_s_ovz_v_usloviyah_inklyuzii.docx | 482.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Чудинова К.Ю.
Предметная область: Педагогика.
Целевая аудитория: Педагоги начальных классов.
Муниципальное образование: МО «Приморский муниципальный округ»
Организация: МБОУ «Катунинская СШ»
Аннотация: В данной работе рассматривается организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии и представлен опыт коррекционно-развивающей работы учителя начальных классов.
Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии.
Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.
В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями. В настоящее время насчитывается порядка 2 000 000 детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.
Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило внедрять программы инклюзивного обучения.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для ребят, имеющих особые образовательные потребности.
Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушение зрения, нарушение слуха, задержка психического развития (ЗПР), нарушение интеллектуального развития, тяжелые нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в массовую школу.
Главный принцип в работе с такими детьми – это индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
ля того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо нам принять их такими, какие они есть.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается специалистом в каждом конкретном случае:
- Поэтапное разъяснение заданий;
- Последовательное выполнение заданий;
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
- Смена видов деятельности: чередование занятий и физминуток;
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
Очень важно для детей ОВЗ много повторять. Это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Также важно знать не только о методических приёмах работы с такими детьми, но и методы оценивания ответов учащихся.
- акцентировать внимание на хороших оценках;
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
- использовать вербальные поощрения;
- в оценке не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления;
- возможны фразы: «Ты наверняка справишься, потому что…», «У тебя обязательно получится…»;
- ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
- упрощение формулировок; деление инструкции на короткие смысловые единицы;
- прочитывание инструкции педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
- при необходимости адаптирование текста (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка;
Контроль знаний тоже имеет свою специфику:
- уменьшение объёма заданий;
- Увеличение времени выполнения заданий.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
- Карточки + и – у детей ОВЗ лежат на парте. Они выполняют задание и по окончании оценивают, справились с заданием или нет, если были трудности «-», если всё получилось «+». Карточки могут использоваться с целью выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видны трудности ребёнка с ОВЗ.
- Карточки смайлики. Используют все дети. Показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
- Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности.
- Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
- Приём «Пометки на полях» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. (Приложение 1)
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, дефектолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Главное, чтобы у педагогов, специалистов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помочь им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и специалистов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе специалистов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы.
1) консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для специалистов;
2) дни открытых дверей – родители посещают занятия, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов;
3) семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике;
4) проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.
Инклюзивное образование в наше время остается одним из самых важных и нерешённым до конца вопросом. Оно расширяет возможности всех детей, а не только тех, кто имеет отклонения в развитии. Данный вид образования помогает развивать толерантность и у детей, и у взрослых, что положительно влияет на развитие всего общества в сторону гуманности и терпимости, делает его более гибким, способствует реализации на практике описанных декларируемых общечеловеческих и образовательных ценностей.
Список использованных источников:
- https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/29204/1/RSVPU_2019_189.pdf
- https://xtern.ru/upload/iblock/2f2/2f28214351634df291a8afaa906d91df.pdf
- https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodicheskie-rekomendatsii-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu/2018-1/136-organizatsiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-obuchayushchikhsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-ili-detej-invalidov/file
- https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/12/20/metody-i-priemy-raboty-s-detmi-s-ovz
Приложение 1
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус)
- Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. Карточки смайлики.
- Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти.
- Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
- «Пометки на полях» обычно использую при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с детьми и родителями первоклассников
Программа "У школьного порога",Программа "Школа будущего первоклассника",Летняя адаптационная площадка,Работа с родителями....
Программа по организации работы с детьми по правилам дорожного движения
Настоящие методические рекомендации составлены в целях активизации урочной и внеурочной работы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма среди обучающихся и их родителей....
Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Презентация с методическими рекомендациями при работе с детьми с ОВЗ. С данной презентацией выступала на окружном методическом совете....
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга МАСТЕР-КЛАСС на совме...
Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...