Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии
учебно-методический материал

Чудинова  Ксения Юрьевна

Аннотация: В данной работе рассматривается организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии и представлен опыт коррекционно-развивающей работы учителя начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_detmi_s_ovz_v_usloviyah_inklyuzii.docx482.77 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Чудинова К.Ю.

Предметная область: Педагогика.

Целевая аудитория: Педагоги начальных классов.

Муниципальное образование: МО «Приморский муниципальный округ»

Организация: МБОУ «Катунинская СШ»

Аннотация: В данной работе рассматривается организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии и представлен опыт коррекционно-развивающей работы учителя начальных классов.

Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии.

Наши дети учатся в школе. Они учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости.

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста количества детей с ограниченными возможностями. В настоящее время насчитывается порядка 2 000 000 детей с различными отклонениями в психофизическом развитии. Согласно данным медицинских исследований, число таких ребят ежегодно будет увеличиваться в среднем на 4-5% от общего числа детей.

Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило внедрять программы инклюзивного обучения.

В основу инклюзивного образования  положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и  обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для ребят, имеющих особые образовательные потребности.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушение зрения, нарушение слуха, задержка психического развития (ЗПР), нарушение интеллектуального развития, тяжелые нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на интеграцию детей с ограниченными  возможностями здоровья (ОВЗ) в массовую школу.

Главный принцип в работе с такими детьми – это индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

 ля того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо нам принять их такими, какие они есть.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается специалистом в каждом конкретном случае:

  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
  • Смена видов деятельности: чередование занятий и физминуток;
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

Очень важно для детей ОВЗ много повторять. Это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Также важно знать не только о методических приёмах работы с такими детьми, но и методы оценивания ответов учащихся.

  • акцентировать внимание на хороших оценках;
  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • разрешать переделать задание, с которым ученик не справился;
  • использовать вербальные поощрения;
  • в оценке не употреблять выражений «Нет!», «Неправильно!», «Ты не справился!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления;
  • возможны фразы: «Ты наверняка справишься, потому что…», «У тебя обязательно получится…»;
  • ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
  • упрощение формулировок; деление инструкции на короткие смысловые единицы;
  • прочитывание инструкции педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами;
  • при необходимости адаптирование текста (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого;
  • при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
  • увеличение времени на выполнение заданий;
  • возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка;

Контроль знаний тоже имеет свою специфику:

  • уменьшение объёма заданий;
  • Увеличение времени выполнения заданий.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. Карточки  + и – у детей ОВЗ лежат на парте. Они выполняют задание и по окончании оценивают, справились с заданием или нет, если были трудности «-», если всё получилось «+». Карточки могут использоваться с целью выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видны трудности ребёнка с ОВЗ.
  2. Карточки смайлики. Используют все дети.  Показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется  эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
  3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности.
  4. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
  5. Приём «Пометки на полях» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. (Приложение 1)

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, дефектолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Главное, чтобы у педагогов, специалистов было желание работать с детьми с особыми вариантами развития, помочь им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

Необходимо также организовать активную работу с родителями. Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и специалистов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе специалистов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы.

1) консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для специалистов;

2) дни открытых дверей – родители посещают занятия, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов;

 3) семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике;

4) проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.

Инклюзивное образование в наше время остается одним из самых важных и нерешённым до конца вопросом. Оно расширяет возможности всех детей, а не только тех, кто имеет отклонения в развитии. Данный вид образования помогает развивать толерантность и у детей, и у взрослых, что положительно влияет на развитие всего общества в сторону гуманности и терпимости, делает его более гибким, способствует реализации на практике описанных декларируемых общечеловеческих и образовательных ценностей.

Список использованных источников:

  1. https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/29204/1/RSVPU_2019_189.pdf
  2. https://xtern.ru/upload/iblock/2f2/2f28214351634df291a8afaa906d91df.pdf
  3. https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodicheskie-rekomendatsii-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu/2018-1/136-organizatsiya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-obuchayushchikhsya-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-i-ili-detej-invalidov/file
  4. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/12/20/metody-i-priemy-raboty-s-detmi-s-ovz

Приложение 1

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус)

http://xn--k1aga4b.xn----8sbgh8bdaeblo.xn--p1ai/tinybrowser/fulls/images/met-kopilka/2020/10/40.jpg

  1. Широко используется приём с различными цветовыми изображениями. Карточки смайлики.

https://cdn.cdnparenting.com/articles/2023/07/31092908/1410238724.jpg

  1. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти.

https://urok.1sept.ru/articles/610547/10.JPG

  1. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. 

  1. «Пометки на полях» обычно использую при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с детьми и родителями первоклассников

Программа "У школьного порога",Программа "Школа будущего первоклассника",Летняя адаптационная площадка,Работа с родителями....

Программа по организации работы с детьми по правилам дорожного движения

Настоящие методические рекомендации составлены в целях активизации урочной и внеурочной работы по профилактике детского дорожно­транспортного травматизма среди обучающихся и их родителей....

Методические рекомендации при работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы

Презентация с методическими рекомендациями при работе с детьми с ОВЗ. С данной презентацией выступала на окружном методическом совете....

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Применение арт-терапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ позволяет получить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы воспитанников....

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможно...