литература? сказка «Конёк-горбунок» П. П. Ершов 1 кл
материал

ы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_fedorova_maria.docx41.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению
УМК: «Школа России», 4 класс

(Учебник по литературному чтению Л. Ф. Климанова)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:.

Класс: 1

Целевой компонент урока:

Тема урока: сказка «Конёк-горбунок» П. П. Ершов

Цель урока: организация деятельности обучающихся для осознанного восприятия, понимания идейного содержания сказки П. П. Ершова «Конёк-горбунок», для умения давать характеристику героев, обосновывать нравственную оценку поступков героев, определять жанровые особенности сказки

Задачи урока

Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деяте6льности через знакомство обучающимися сказок; расширить кругозор обучающихся; познакомить их с сказкой П. П. Ершова «Конек-Горбунок»

Развивающие:  способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы с сказкой; развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию навыка осознанного, правильного, выразительного чтения с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз; умению находить слова, которые описывают эмоциональное состояние героя, развивать умение самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию чувства любви к ближним, ценность дружбы; инициативность   в построении совместной учебной деятельности; стимулировать желание обогащать свой кругозор.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые УУД:

Личностные:  формирует устойчивую мотивацию к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности, формирует положительное отношение к процессу познания; к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; формирует умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; планирует и организовывает работу в группе.

Метапредметные:

формирование познавательных УУД: осознает познавательную задачу; читает, извлекая нужную информацию; осознает смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения.

формирование  регулятивных УУД: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивает выполненные действия и вносит коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

формирование коммуникативных УУД:  строит монологическое высказывание на заданную тему; с достаточной полнотой и точностью выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; ведет диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументировано отстаивает свою позицию.

Предметные: анализирует текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев), выделяет жанровые особенности; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и составляет вопросы по содержанию прочитанного, находит части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносит поступки героев с нравственными нормами; участвует в обсуждении прочитанного произведения.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, учебник, раздаточный материал.

Содержательный компонент урока:

I. Организация начала урока.

     1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Мария Валерьевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

 2. Проверка готовности к уроку.

У.: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.

     3. Мотивация к учебной деятельности.

У.: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Прозвенел звонок.

Мы начинаем наш урок.

Любознательные в классе дети

Знать обо всем хотят на свете.

С добрым утром!

Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроках не скучать,

А работать и читать!

У.: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

О.: поднимают руки.

У.: - Кто готов помогать друг другу?

О.: поднимают руки.

У.: - Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение?

О.: поднимают руки.

У.: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну а теперь приступаем к работе.

II. Актуализация умений и знаний.

У.: - Ребята, откройте учебники на стр. 36. С каким разделом мы с вами сегодня начинаем знакомиться?

О.: - Мы начинаем знакомиться с разделом «Чудесный мир классики».

У.: - Верно, мы с вами уже изучали произведения русской классики. Каких авторов русской классики вы помните?

О.: - Александр Сергеевич Пушкин, Александр Мелентьевич Волков.

У.: - Хорошо, ребята, а какие произведения русской классики вы знаете?

О.: - Весенняя гроза, Сказка о царе Салтане, Зеркало и обезьянка

У.: - Молодцы!

II. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: -  Сегодня мы с вами перейдем к изучению нового раздела, ранее мы с вами изучали произведения таких жанров как басня, рассказ, а для того, чтобы определить жанр произведения, который мы с вами сегодня будем изучать, читать и анализировать, я предлагаю вам разгадать загадку

Легенда, предание народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают.
О.: - Это сказка.

У.: - Молодцы! Как вы думаете, что означает слово «сказка»?

О.: - Я думаю, что-то волшебное, героическое.

У.: - Вы были близки. Сказка – Древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение.

У:- На какие 2 группы делятся все сказки?

О:  Авторские и народные

У: Чем же отличается авторская сказка от народной сказки?

О: В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки. Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них. При построении автор выдерживает особенности композиции.

У:  Какие виды народных сказок вам знакомы?

О: Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

У: О чем рассказывают бытовые сказки?\

О: В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей

У: О чем рассказывают волшебные сказки?

О: В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных за которыми стоит человек

 У: К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?

О: …

У: Для того, чтобы  убедительно ответить на этот вопрос, мы должны плодотворно поработать над ее содержанием, языком сказки, характеристикой героев, познакомиться с биографией писателя. 

IV. Открытие новых умений, знаний.

1) Краткие биографические сведения об авторе.

Прежде чем  приступим к работе со сказкой, познакомьтесь с краткой биографией писателя. Слушайте внимательно, в ней тоже есть частичный ответ на наш вопрос.

(Читаем биографию)

У: Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.

      Во время учебы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии.

        Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834 г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло более 170 изданий.         А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-Горбунка» одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .

          Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт так: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось …»

У:  Вы только что прослушали краткую биографию автора.

 Где родился автор?

О: В Тобольской губерн6ии

У: Чему способствовали многочисленные переезды?

О: Обогатили представления о русском народе.

У:Чем занимался после университета?

О: Сначала учителем, а потом и директором в гимназии.

У: Благодаря творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-Горбунок»?

О: Всё благодаря Жуковскому и Пушкину

V. Физкультминутка

 1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе.

2. - правую руку вперед, левую вверх.

3. - переменить положения рук.

Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

VI. Первичное чтение. Анализ первичного восприятия

Речевая разминка.

Прочитаем скороговорки, записанные на доске по 3 раза (медленно, умеренно, быстро):

Серая  кошка сидит на окошке.

Вставай, Архип, петух охрип.

От топота копыт пыль по полю летит.

До города дорога в гору, а с города – с горы.

У: Прочитайте про себя текст

О: (читают)

У: Какие слова вам были не понятны?
О: Недалече

У: Вам встретятся и другие слова в тексте, объясним некоторые из них.

У: Что объединяет эти слова?

О: Они устаревшие

У: Верно! А что вы узнали из этих строк? О ком пойдет речь? Чем занимались старик с сыновьями?

О: О семье, где три брата и их отец. Они продают пшеницу в столице т.к так денег больше заработаешь

У: А сейчас открываем учебник на странице 39-40 и начинаем читать вслух по предложению, по цепочке.

У: Теперь когда мы прочитали, рассмотрите иллюстрации и скажите, какая неприятность приключилась с ними? Найдите описание в тексте. 

О: (находят и читая отвечают)

У: Как старик приказал сыновьям решать проблему?

У: С какой ответственностью отнеслись сыновья? Подтвердите строчками текста.

У: Как вы думаете, какой из сыновей изображен на иллюстрации? Найдите, как это  описывается в тексте произведения.

У: Кто изображен на третьей иллюстрации? Найдите строчки в тексте.

У: Выполните задание №3 в тетради самостоятельно.

У: Какие сравнения вы подчеркнули?

О: (находят и читая отвечают)

  Работа над содержанием

У: Восстановите правильный порядок событий

О: Этот 1,а это 2…

Работа по группам  над характеристикой героев.

 - Давайте выясним, каким характером обладают герои: Иван, Конек-Горбунок, Царь. Для этого каждой группе предстоит выполнить задание по плану (карточки)

Характеристика героя

1.Имя героя. Где он живет?

2.Чем занимается?(отрывок)

3. Какие поступки совершает? (отрывок)

4.Какой характер у героя?

5.Опишите внешность и характер героя.

6. Отношение автора к герою.

7. Ваше отношение к герою.

- Композитор Р. Щедрин написал музыку к балету «Конёк-горбунок». Пока вы будете работать, будет звучать эта музыка.

Выступление детей по группам.

У: Как вы думаете, для чего автором был создан этот персонаж?

О: Иван-простой русский парень, независимый, немного ленивый, но ответственный, находчивый, смелый в нужную минуту. Автор показывает своеобразную речь простого народа через этот образ.

- Конек-Горбунок – верный друг и помощник. Это характерно для русских сказок.

- Царь- капризный, глуповатый, не живет своим умом, но у него власть и он приказывает и хочет владеть всем, не прилагая к этому никаких усилий.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

У: Докажите, что это авторская сказка. 

О: Написал П.П. Ершов.  В сказке выдерживается композиция

У:Докажите это на примере данной сказки.

О: Начинается с присказки - шутливое вступление, настраивает читателей и слушателей на сказочные события.

- Есть экспозиция – исходная позиция, описание времени, места действия, реальные сцены  крестьянской жизни, взаимоотношения в семье.

- Завязка – появление кобылицы, которая приносит Ивану двух златогривых коней и Конька-Горбунка.

-Кульминация – для Ивана наступает не один раз, а трижды, когда ему приходится привезти Жар- птицу, Царь-девицу и достать кольцо со дна моря и искупаться в котлах с кипящими водой и молоком.

- Развязка – добро побеждает зло,  Иван становится красавцем удалым и царем, а прежний царь сварился в молоке.

 У: Но обратите внимание, Ершов построил концовку сказки в соответствии с традициями народной сказки. Вернемся к и докажем, что Ершов в своей авторской сказке использовал приемы народной сказки.

О: Зачин, магическое число 3, простонародная, устаревшая лексика, герои разговаривают как неграмотные крестьяне. Главные герои народные персонажи: Иван – простой русский парень, крестьянский сын, смешной игрушечка-конек с длинными ушами, с двумя горбами, но верный товарищ

У: К какому виду народной сказки близка сказка «Конек-Горбунок»? 

О: К волшебной.

У: Почему Иван получает красавицу –жену и царство?

О: Обладает качествами, которые ценят в народе

У: Верно. Ершов умело сочетает в авторской сказке традиции народных волшебных сказок.

У: Чему учит эта сказка? Что автор хотел сказать читателю?

О: Все по силам тому, у кого есть настоящий друг.

- Настоящий друг поможет пройти все испытания.

- Настоящий друг вытащит тебя из любой беды.

- Сказка учит многим добродетелям, но главное Ершов хотел сказать, что неважно, как ты выглядишь, важно ,какое у тебя доброе сердце. Учит дружить со всеми, помогать в беде.

У: Верно. Из этого мы можем сделать вывод, что главная мысль заключается в настоящей крепкой дружбе Ивана и Конька – Горбунка. Прославление дружбы, основанной на честности, доверии и взаимовыручке. Верный друг ценнее всех богатств.

 У: Сегодня я узнал(а)…

Было интересно…

Меня удивило…

Мне бы  хотелось, чтобы…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П. Ершов "Конёк - горбунок"

Этот материал позволяет задействовать каждого ученика на уроке чтения во время изучения темы " Конёк - горбунок" П.Ершова. Учебник "Родная речь" Климановой Л.Ф. 2006 год...

Урок литературного чтения "Сказка Конёк- горбунок" П.П.Ершов. 4 класс

Презентация к уроку литературного чтения  П.П.Ершов "Конёк-горбунок" . 4 класс  УМК Школа Росии. Может быть использован в любом УМК....

Викторина. Ершов П.П. «Конёк-Горбунок»

Внеклассное чтение 2 класс....

Конспект урока по внеклассному чтению "П.Ершов "Конёк- Горбунок"""

Работа на данном уроке была посвящена ответу на вопрос "Почему П.Ер...

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе А.П.Ершов. Сказка "Конёк-горбунок"

Открытй урок по литературному чтению в 4 классе с электронной презентацией, с использованием ОЭР, УМК "Школа 21 века"...

П.П.Ершов "Конёк-Горбунок", карточки для словарной работы

Материал для самопроверки, устаревшие слова из сказки....

П.П. Ершов "Конёк-горбунок" - конспект открытого урока по литературному чтению для 4 класса .

Цель данного урока -создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки....