П.П. Ершов "Конёк-горбунок" - конспект открытого урока по литературному чтению для 4 класса .
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель данного урока -создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p.p.ershov_konyok-gorbunok_-_konspekt_uroka_4_klass.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Самарской области СОШ пос. Сокский
муниципального района Исаклинский Самарской области
( конспект открытого урока для 4 класса )
Составила :
Ларионова Наталья Геннадьевна,
учитель начальных классов
2015 год
Конспект открытого урока
Дата проведения: 17 сентября 2015 года
ФИО: Ларионова Наталья Геннадьевна
Место работы: ГБОУ СОШ пос. Сокский м.р. Исаклинский Самарской области
Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс
Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»
Тип урока: закрепление пройденного
Используемые технологии:
- технология использования в обучении игровых методов;
- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);
- информационно-коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.
Цель урока:
создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки
Задачи:
Образовательные
-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».
-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.
-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.
Развивающие
- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.
- Продолжить работу по развитию общего и литературного.
- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.
Воспитательные
- Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.
- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.
- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.
УУД:
- Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
- Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
- Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные
- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;
-называть основные события сказочного текста;
-знать основные особенности народной волшебной сказки;
-сравнивать народную и литературные сказки.
Метапредметные
-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;
-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.
Личностные
-проявлять интерес к чтению литературных и народных сказок;
-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.
Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 37- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Ход урока.
1. Организационный момент .
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся).
- Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:
Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip
Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.
Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
Сегодня мы:
1. Определим тип и вид сказки.
2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.
3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение
постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель: Для работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.
1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.
Вид сказки | |||
Главный герой |
2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках
Вид сказки | |||
События |
3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события
Вид сказки | |||
Завершение события |
Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?
5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?
Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.
Обучающиеся представляют результаты своей работы:
*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.
*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.
*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.
*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.
Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова
Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).
Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?
Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).
Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?
Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.
Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?
Обучающиеся зачитывают часть сказки
Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.
С появлением какого животного все начинается в сказке?
С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»
Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.
- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана?
Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.
Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.
В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.
Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.
Учитель: Это кульминация.
В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.
Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.
Учитель: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки?
Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее
4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл ).
5. Первичное применение нового знания :
Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.
1. Как звали старшего брата?
А) Иван Б) Данила В) Гаврила
2. Что взял с собой в караул Иван?
А) Краюшку хлеба Б) Вилы и топор В) воду
3. Кого поймал Иван во время своего караула?
А) дьявола Б) кобылицу В) Конька – горбунка
4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?
А) за хвост Б) за гриву В) за поводья
5. Какого роста был конёк – горбунок?
А) 4 вершка Б) 3 вершка В) 2 вершка
6. Сколько коней было у Ивана?
А) 5 Б) 2 В) 3
7. Сколько конюхов вели коней к царю?
А) 8 Б) 10 В) 6
8. На какую должность взял царь Ивана?
А) стрелком Б) воеводой В) конюхом
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)
Группа 1
Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия
Группа 2
Составьте коллективное панно «Сказочная поляна»
Группа 3
Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться?
Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.
7. Домашнее задание.
Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html
Выполните тест по мультфильму
http://www.myltya.com/view_test.php
8. Рефлексия
Учитель:
-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали?
-Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет?
-Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?
-Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.
Самоанализ | ||
Достижения | Сложности | Предложения |
Прикрепите пожалуйста в http://learningapps.org к виртуальному цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета.
Спасибо за урок!
Учебно- методическая литература:
- Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013 УМК «Школа России».
- С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению
для 4 класса. М./Вако-2012
Интернет-ресурсы:
- Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip.
- Мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»
http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html.
- Тест по мультфильму http://www.myltya.com/view_test.php .
- Виртуальный цветок http://learningapps.org.
Заместитель директора
ГБОУ СОШ пос. Сокский ______________/ Крутько С.Н./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.
Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема: С. Есенин. Поёт зима аукает....
Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"
Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.
Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»
Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс ТЕМА: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»
А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…»...
План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"
Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...
И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...