П.П. Ершов "Конёк-горбунок" - конспект открытого урока по литературному чтению для 4 класса .
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Цель данного урока -создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p.p.ershov_konyok-gorbunok_-_konspekt_uroka_4_klass.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Самарской области СОШ пос. Сокский

муниципального района Исаклинский Самарской области

( конспект открытого урока  для 4 класса )

               Составила :

                                                      Ларионова Наталья Геннадьевна,

                                             учитель начальных классов

2015 год

Конспект открытого урока

Дата проведения:  17 сентября  2015 года

ФИО: Ларионова Наталья Геннадьевна

Место работы: ГБОУ СОШ пос. Сокский м.р. Исаклинский Самарской области

Предмет, класс: литературное чтение, 4 класс

Тема урока: «П.П. Ершов. Сказка «Конёк-горбунок».»

Тип урока: закрепление пройденного

Используемые технологии: 

- технология использования в обучении игровых методов;

- частично-поисковый метод (обучающиеся самостоятельно решают познавательные задачи, создают и решают проблемные ситуации);

- информационно-коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

Формы обучения:     фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения:   учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

Цель урока: 

создать условия для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, для обсуждения нравственного урока, который можно извлечь из содержания сказки

Задачи:

Образовательные

-Продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок».

-Создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки.

-Сформировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки.

Развивающие

- Продолжить работу по формированию умения видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

- Продолжить работу по развитию общего и литературного.

- Продолжить работу по формированию умения наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

Воспитательные

- Организовать деятельность обучающихся таким образом, чтобы они смогли оформить свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

- Воспитывать умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и результат.

- Формировать творческое отношение к процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме.

УУД:

  • Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
  • Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.  
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.
  • Познавательные УУД: проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные

- находить необходимый материал в художественном тексте на основе выборочного чтения;

-называть основные события сказочного текста;

-знать основные особенности народной волшебной сказки;

-сравнивать народную и литературные сказки.

Метапредметные

-определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Личностные

-проявлять интерес к чтению литературных и народных  сказок;

-понимать, что в основе сказки лежит мечта народа о счастье, о лучшем будущем.

Техническое оборудование урока: мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбуки учеников с подключением к интернету, доска, экран, учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1 стр. 37- 61; аудиоприложение к учебнику сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».

Ход урока.

1. Организационный момент .

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок!

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, какую сказку мы прочитали на прошлом уроке?( Ответы обучающихся).

- Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете, а вот убедиться в этом вы сможете сами, выполнив задание:

Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip 

Учитель: Какое из заданий вызвало у вас трудности? Где и почему пришлось задержаться? Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Учитель: Выполненное задание свидетельствует о том, что можно идти дальше. Поэтому сегодня на уроке мы ставим перед собой более серьезную цель – быть исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.

Сегодня мы:

1. Определим тип и вид сказки.

2. Проанализируем образы героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним.

3. Ответим на вопрос, как развиваются события, как построено произведение

постараемся узнать, почему сказка никогда не стареет, что несет она нам, современным читателям.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель: Для работы  в  роли  исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое задание.

1) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке запишите, кто является главным героем этих сказок.

Вид сказки

Главный герой

2) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках

Вид сказки

События

3) Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во второй строке, как в них заканчиваются события

Вид сказки

Завершение

события

Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.

4) Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с авторскими?

5) Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с авторскими?

Учитель: Подводим итоги работы групп 4 и 5.

Обучающиеся представляют результаты своей работы:

*Народные сказки предназначены для устного рассказа, для слушания. *Авторские сказки в устной форме не существуют.

*Народные сказки не имеют автора, у литературной сказки есть конкретный автор.

*У народной сказки может быть несколько вариантов, потому что она передавалась из уст в уста. У авторской сказки нет вариантов.

*Объединяют авторские и народные сказки вымышленные события.

Учитель: Ребята, дайте полную характеристику сказки П.П. Ершова

Обучающиеся отвечают (авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло).

Учитель: (Аудиозапись сказки ). Прослушайте  первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?

Обучающиеся отвечают (нет, не связаны, это присказка).

Учитель: А какую роль играет присказка в сказке?

Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.

Учитель: В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними?

Обучающиеся зачитывают часть сказки

Учитель: Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события.

С появлением какого животного все начинается в сказке?

С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»

Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой.

- Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана?

Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне.

Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии.

В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте.

Обучающиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу.

Учитель: Это кульминация.

В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.

Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком.

Учитель: Прочитайте развязку событий. Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки?

Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее

4. Музыкальная физкультминутка ( аудиофайл  ).

5. Первичное применение нового знания : 

Выполнить тест, выбрав правильный вариант ответа.

1. Как звали старшего брата?

А) Иван     Б) Данила   В) Гаврила

2. Что взял с собой в караул Иван?

А) Краюшку хлеба    Б) Вилы и топор  В) воду

3. Кого поймал Иван во время своего караула?

А) дьявола   Б) кобылицу   В) Конька – горбунка

4. Когда Иван поймал вора, за что он его удерживал?

А)  за хвост      Б) за гриву     В) за поводья

5. Какого роста был конёк – горбунок?

А) 4 вершка    Б) 3 вершка    В) 2 вершка

6. Сколько коней было у Ивана?

А) 5     Б) 2    В) 3

7. Сколько конюхов вели коней к царю?

А) 8     Б)  10     В) 6

8. На какую должность взял царь Ивана?

А) стрелком   Б)  воеводой    В) конюхом 

6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (работа в группах)

Группа 1

Наделите знакомых героев сказок противоположными для них качествами и скажите, как изменится развитие действия

Группа 2

Составьте коллективное панно «Сказочная поляна»

Группа 3

Измените один из фрагментов сказки. Как все могло бы закончиться?

Обучающиеся выполняют самопроверку, учитель выставляет оценки за урок.

7. Домашнее задание.

Посмотрите мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html

Выполните тест по мультфильму

http://www.myltya.com/view_test.php 

8. Рефлексия

Учитель: 

-Ребята, скажите, над каким литературным произведением мы сегодня работали?

-Как вы думаете, почему сказка никогда не стареет?

-Как вы считаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова?

-Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу.

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

Прикрепите пожалуйста в http://learningapps.org к виртуальному цветочку недостающий лепесток: если наш урок оказался для вас полезным – лепесток синего цвета, если вы считаете, что урок был неинтересным и ненужным – лепесток черного цвета.

Спасибо за урок!

Учебно- методическая литература:

  1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе  в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2013 УМК «Школа России».
  2. С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению

для 4 класса. М./Вако-2012

Интернет-ресурсы:

  1. Flash-ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore-zip.
  2. Мультфильм по сказке П.П. Ершова «Конек-горбунок»

http:// www.video.mail.ru/lvi/57222.html.

  1. Тест по мультфильму http://www.myltya.com/view_test.php .

  1. Виртуальный цветок http://learningapps.org.

Заместитель директора

ГБОУ СОШ пос. Сокский  ______________/ Крутько С.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ. Урок проведен во 2 «б» классе 6 апреля 2010г.

Урок знакомит детей с понятием "заклички"как вид устного народного творчества Руси....

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»

Конспект открытого урока по литературному чтению в 4 классе.Тема урока: С. Козлов «Не улетай, пой, птица!»Цели урока:- продолжить знакомство с произведениями С. Козлова;- показать, на примере произвед...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

И.А.Крылов "Ворона и Лисица" конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого с использованием новых современных технологий 3 класс...