Коррекционно-развивающая программа
рабочая программа
Коррекционно-развивающая программа "Развитие математических навыков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matematicheskih_navykov.docx | 46.44 КБ |
Предварительный просмотр:
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 г. N 1598);
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.);
требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1.);
программы формирования универсальных учебных действий АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа № 1 имени Е.К. Зырянова» (Вариант 7.1);
авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой (2019 год);
положения об адаптированной рабочей программе педагога (учебного предмета, коррекционно-развивающего курса), реализующего ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Березовская средняя школа №1 имени Е.К.Зырянова»;
в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ.
.
Цель программы: оказание квалифицированной психолого–педагогической поддержки обучающемуся, испытывающему затруднения в овладении программой по математике.
Задачи:
1. Коррекционно–образовательные задачи:
· создать условия для восполнения пробелов математического развития обучающихся путём обогащения его чувственного опыта, организация предметно–практической деятельности;
· подготавливать обучающихся к восприятию новых трудных тем, обучение поэтапным действиям;
· формировать операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
- содействовать усвоению нового учебного материала, адекватному включению в классные занятия в соответствии с общим темпом занятий.
2. Коррекционно–развивающие задачи:
· развивать общеинтеллектуальных умений и навыков;
· активизировать познавательную деятельности, развивать зрительное и слуховое восприятие;
· активизировать словарь обучающихся в единстве с формированием математических понятий;
3. Коррекционно–воспитательные задачи:
· воспитывать положительную учебную мотивацию, формировать познавательный интерес к математике;
· развивать навыки самоконтроля, формировать навыки учебной деятельности.
3.Общая характеристика коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков»
Начальный курс математики является курсом, интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой—содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.
Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание). На уроках математики будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.
Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.
Учитывая особенности обучающихся с ЗПР, на занятии обеспечивается восприятие, осмысление и запоминание учебного материала, и умений его применять, но формируются умения учащихся учиться, осуществляется переключение с одной сенсорной системы на другую, включение игровых ситуаций, отдых и релаксация.
С целью формирования учебной мотивации у обучающихся, применяю разнообразные приемы для активизации учебной деятельности: использование заданий, решаемых с опорой на смекалку и сообразительность, на поиск закономерностей, хорошо усвоенных учащимися, индивидуальная самостоятельная работа с использованием раздаточного индивидуально подобранного материала (использовать красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты).
На занятии соблюдаются следующие требования:
- предъявление материала предельно развернуто (эффективно применение графических опор, схем, памяток – инструкций для лучшего запоминания алгоритма рассуждений);
- значительное место уделяется практической деятельности;
- систематическое повторение пройденного материала для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
- применение обоснованной похвалы ученика.
Все эти требования сочетаются с индивидуальным подходом к детям: учитывается уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий. Предусматриваются задания различной степени трудности. Одним детям требуется увеличение количества упражнений пропедевтического характера, более широкое применение наглядных средств, другим – дополнительные тренировочные задания, чтобы прийти к нужному обобщению.
4. Описание коррекционно-развивающего курса «развитие математических навыков»
в плане внеурочной деятельности
В соответствии с планом внеурочной деятельности адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с ЗПР МБОУ БСШ №1 им. Е.К. Зырянов (Вариант 7.1) на освоение данного коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» во 2 классе выделено − 34 часа
5. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционно-развивающего курса
«Развитие математических навыков»
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот коррекционный курс играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
6. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Развитие математических навыков»
При освоении коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ЗПР следующих личностных качеств:
- Ценит и принимает следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
- Демонстрирует личностного смысла учения, желания учиться.
- Ориентируется на понимание предложений и оценок учителей и одноклассников;
- Понимает причины успеха, неуспеха в учёбе.
- Понимает нравственного содержания поступков окружающих людей.
- Понимает этические чувства (стыда, сочувствия, вины, совести).
- Проявляет интерес к освоению русского языка.
При освоении коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ЗПР следующих регулятивных УУД:
1. Самостоятельно организовывает свое рабочее место.
2. Следует режиму организации учебной деятельности.
3. Принимает учебную задачу и следует инструкции учителя.
4. Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
5. Определяет план выполнения заданий под руководством учителя.
6. Соотносит выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
7. Оценивает выполнение своего задания по критериям, определённым совместно с учителем или одноклассниками.
8. Осуществляет пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.
9. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями.
При освоении коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ЗПР следующих познавательных УУД:
- Отвечает на простые и сложные вопросы учителя, сам задает вопросы, находит нужную информацию в учебнике, информационном источнике.
- Проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям при указании количества групп.
- Находит необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
- Наблюдает и делает самостоятельные простые выводы.
- Кодирует информацию в знаково-символической форме.
- Анализирует объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
- Обобщает (выделяет ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно).
При освоении коррекционно-развивающего курса «Развитие математических навыков» будут созданы условия для формирования у обучающихся с ЗПР следующих коммуникативных УУД:
1.Участвует в диалоге; слушает и понимает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки.
2. Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях.
3. Допускает существование различных точек зрения.
4. Использует в общении правила вежливости.
Предметные результаты освоения коррекционно-развивающего курса:
- называет последовательность чисел от 1 до 100;
- называет и обозначает действия умножения и деления;
- называет компоненты и результаты сложения и вычитания;
- знает таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания;
- знает правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- читает, записывает и сравнивает числа в пределах 100;
- находит сумму и разность чисел в пределах 100, в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;
- находит значение числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- решает задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание, задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
- чертит отрезок заданной длины и измеряет данный отрезок;
- находит периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
7. Содержание коррекционного курса «Развитие математических навыков»
Числа и величины
Счёт предметов Образование название и запись чисел от 1 до 100 Десятичные единицы счета Разряды и классы Представление двухзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых Сравнение и упорядочение чисел знаки сравнения Измерение величин Соотношение между единицами измерения однородных величин сравнение и упорядочение однородных величин
Арифметические действия
Сложение. Вычитание, умножение и деление знаки действий. Название компонентов и результатов арифметических действий, таблица сложения. Взаимосвязь арифметических действий, нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок, нахождение значения числового выражения. Элементы алгебраической пропедевтики, выражения с одной переменной. Уравнение. Решение уравнений подбором.
Работа с текстовыми задачами
Задачи Структура задачи Решение текстовых задач арифметическим способом Планирования хода решения задачи Текстовые задачи, раскрывающие конкретный смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление). Текстовые задачи на расчёт стоимости товаров, начала, конца и продолжительности события Решение задач разными способами Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи в таблице.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Распознавание и изображение геометрических фигур точка линия (прямая кривая) отрезок угол ломаная многоугольник (5 и угольник. 3 х угольник, 4 х угольник и т д) Свойства сторон прямоугольника. Геометрические формы в окружающем мире использование чертёжных инструментов для выполнения построений
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение Длина Единицы длины и соотношение между ними перевод единиц длины в другие Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины Периметр Вычисление периметра прямоугольника (квадрата)
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом и измерением величин анализ и представление информации в разных формах: таблица, столбчатая диаграмма Чтение и построение таблиц Составление конечной последовательности предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур по заданному правилу Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов (верно \ неверно , что…), «если…, то… », «все», «каждый»
8. Тематическое планирование коррекционного курса «Развитие математических навыков»
2021 – 2022 учебный год
2 класс
№ | Темы, разделы программы | Основные виды учебной деятельности | Количество индивидуальных и подгрупповых коррекционно – развивающих занятий | Дата прохождения | |||
План | Факт | ||||||
Числа от 1 до 100. Нумерация – 4 часа | |||||||
1. | Определение места двузначного числа в натуральном ряду чисел. Игра «Найди соседей» | Образовывать, называть и записывать числа в пределах100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. | 1 | 07.09 | |||
2. | Упражнение в образовании и записи чисел в пределах 100. Игра «Составь число» | 1 | 14.09 | ||||
3. | Сравнение именованных чисел (длина). Определение длины и ширины предметов при помощи линейки. | 21.09 | |||||
4. | Упражнение в сложении и вычитании чисел на основе разрядного состава. | 28.09 | |||||
Сложение и вычитание чисел - 18 ч | |||||||
5. | Отработка в решении задач на нахождение уменьшаемого и вычитаемого. | Моделировать и объяснять ход выполнения устных приемов сложения вычитания в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др..). Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решение составных задач с помощью выражения. Выполнять задания творческого и поискового характера. Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приемы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12+х=12, 25-х=20, х-2=8, подбирая значение неизвестного. Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приемы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Составлять задачи, обратные данной, сравнивать взаимно-обратные задачи и их решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Развитие переключаемости внимания. Составлять числовые выражения в 2—3 действия без скобок, находить значения этих выражений, сравнивать числовые выражения и их значения. Работать в паре при проведении логической игры «Третий лишний» Моделировать способы сложения с переходом через десяток рассмотренных видов с помощью счётных палочек. Выполнять сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через десяток.. | 1 | 05.10 | |||
6. | Построение ломаной по заданным размерам. Упражнение в нахождении длины ломаной. | 1 | 12.10 | ||||
7. | Нахождение значения выражения. Игра «Определи порядок действий» | 1 | 19.10 | ||||
8. | Отработка алгоритма устных приемов вычислений на основе разрядного состава чисел. | 1 | 26.10 | ||||
9. | Отработка алгоритма устных приемов сложения и вычитания вида 36-2, 54+3 | 1 | 09.11 | ||||
10. | Отработка алгоритма устных приемов сложения и вычитания вида 36-20, 54+30 | 1 | 16.11 | ||||
11. | Упражнение в определении удобных слагаемых для вычитания вида 30-4 | 1 | 23.11 | ||||
12. | Отработка алгоритма вычитания вида 30-4 | 1 | 30.11 | ||||
13. | Упражнение в отработке устных приёмов вычислений в пределах 100. Игра «Кто быстрее раскроет секрет числа» | 1 | 07.12 | ||||
14. | Упражнение в нахождении неизвестных компонентов при сложении и вычитании. Игра «Число спряталось» | 1 | 14.12 | ||||
15. | Упражнение в нахождении неизвестных компонентов при сложении и вычитании. Игра «Число спряталось» | 1 | 21.12 | ||||
16. | Отработка способа решения уравнений подбором неизвестного числа | 1 | 28.12 | ||||
17. | Отработка алгоритма сравнения числа и выражения, именованных чисел | 1 | 11.01 | ||||
18. | Отработка алгоритма сложения чисел на основе знания разрядного состава | 1 | 18.01 | ||||
19. | Отработка алгоритма вычитания чисел на основе знания разрядного состава | 1 | 25.01 | ||||
20. | Геометрические фигуры. Упражнение в определение длины и ширины прямоугольника. Нахождение суммы длин сторон геометрических фигур | 1 | 01.02 | ||||
21. | Отработка способа сложения и вычитания вида 32+8, 40-8 | 1 | 08.02 | ||||
22. | Прямоугольник. Свойства противоположных сторон. | 1 | 15.02 | ||||
Умножение и деление – 9 часов | |||||||
23. | Упражнение в замены суммы одинаковых слагаемых умножением. | Моделировать действие умножения с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведением – суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Вычислять периметр прямоугольника. Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей | 1 | 22.02 | |||
24. | Закрепление приемов умножения на 1 и 0. Нахождение периметра прямоугольника. | 1 | 01.03 | ||||
25. | Отработка умения в решении текстовых задач на деление по содержанию. | 1 | 15.03 | ||||
26. | Связь между компонентами и результатом действия при умножении. Игра «Найди число» | 1 | 29.03 | ||||
27. | Игра «Мы пошли в магазин». Величины «Цена. Количество. Стоимость» | 1 | 05.04 | ||||
28.. | Закрепление в составлении таблицы умножения на 2. Решение задач на нахождение цены, количества, стоимости. | 1 | 12.04 | ||||
29. | Умножение на 3. Игра «Назови произведение» | 1 | 19.04 | ||||
30. | Игра «Назови результат деления». Отработка способа деления на 2 и 3. | 1 | 26.04 | ||||
31. | Упражнение в составлении закономерности. Решение задач на нахождение суммы одинаковых слагаемых. | 1 | 05.05 | ||||
Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе» – 3 часа | |||||||
32. | Упражнение в нахождении суммы и разности чисел в пределах сотни на основе разрядного состава числа. | Решать текстовые задачи на деление. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ. | 1 | 06.05 | |||
33. | Решение текстовых задач изученных видов (составных) | 1 | 17.05 | ||||
34. | Итоговое занятие «Мои достижения» | 1 | 24.05 |
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Для реализации программного содержания используются:
Моро М.И., Бантова М.А. Математика: учебник: в 2 ч. – М.: Просвещение.
Моро М.И., Бантова М.А. Тетрадь по математике: в 2 ч. – М.: Просвещение.
С. Д. Шевченко «Школьный урок: как научить каждого». Москва: Просвещение, 1991г Л. В.Шибаева Программы реабилитации школьников с несформированной учебной деятельностью. Российское педагогическое агентство. Москва, 1996г
Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Г. В.Бельтюков, С. И. Волкова и др.-М., «Просвещение», 2008 И. Н.Щербо Школьная коррекционно –развивающая служба: Из опыта работы средней школы № 000 г Москвы. – М.: Новая школа, 1997г
Интерактивные платформы, тренажеры;
Образовательная платформа Учи.ру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Коррекционно – развивающая программа ученика 3 специального коррекционного класса VII вида П. А.
Программа коррекционной работы обеспечивает выявление особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ( ограниченными возможностями здоровья) и осуществлениеиндивидуально ориентированной психол...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область) 1-4 класс
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Коррекционно-развивающие занятия:психокоррекционные занятия (психологические)» (направленность: коррекционно-развивающая область)1...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 дополнительного класса Вариант 6.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ НОДА...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 1 класса Вариант 5.2
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ ТНР 1 класс...
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 2 класса Вариант 1
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа для обучающихся с ОВЗ 3 класса Вариант 7.1
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...