Выступление на педагогическом совете
методическая разработка
Выступление на педагогическом совете на тему: "Мотивация - важный элемент в формировании положительного отношения к чению"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped.sovete.docx | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете на тему:
Мотивация – важный элемент в формировании положительного отношения к учению
Меркулова Мария Константиновна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №88 с УИОП
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
В. А. Сухомлинский
О чём же говорит Василий Александрович? Конечно, о мотивации ученика. Начало обучения в школе – переломный момент в жизни ребенка – на смену игре приходит учение. Несмотря на это, практически все ученики в первом классе выражают себя в формуле «Я хочу учиться». Но как сохранить это желание у обучающихся, чтобы в течение школьной жизни, они себя выражали в формуле: «Я могу и хочу учиться»?
Развивать учебную мотивацию нужно начинать с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель должен выстраивать учебный процесс таким образом, чтобы передача знаний и умений сопровождалась формированием и укреплением мотивационной сферы учащихся.
Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов—с другой.
Работа по формированию мотивов учения предполагает наличие трёх блоков, каждый из которых имеет свой набор компонентов и взаимосвязей и представляет свой вид деятельности (эмоциональный, мотивационно-целевой, познавательный). Каждый блок рассматривается с позиции получаемого результата, который выступает основанием для использования в других блоках.
Таким образом, каждый новый блок возникает на основе предшествующего и становится на данном этапе приоритетным, управляющим и подчиняющим себе другие. В зависимости от учебной ситуации один блок может пронизывать или дополнять другой. Так, эмоционально-волевые проявления младших школьников становятся мотивом поведения, ориентированного на достижение цели. В развитии способности к целеполаганию, важная роль отводится умению ребёнка управлять своими эмоциями, поведением и деятельностью. В свою очередь, благодаря развитию самостоятельности у младших школьников формируется умение ставить цель и предвидеть результат предстоящей деятельности. Параллельно у ребёнка проявляются такие качества как инициативность, любознательность, что позволяет ему управлять своими эмоциями и регулировать своё поведение.
Главная задача эмоционального блока состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство – причину познавательного интереса.
Учитель использует для этого следующие приемы:
- Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
- Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
- Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.);
- Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Мотивационно-целевой блок решает задачу обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации. Это стало возможно благодаря следующим приёмам:
- Прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
- Предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
- Реакция на ошибку, через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
- Практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Познавательный блок направлен на формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу (проблему) и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Данная задача реализуется посредством следующих приёмов:
- Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.
- Необычная форма преподнесения материала.
- Создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов;
- Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию;
- Привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
- Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.
Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
Можно сделать следующие выводы:
- Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
- Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
- Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Учитель – это лидер, который должен уметь повести за собой. Творческий учитель – это лидер, который поведёт за собой «пританцовывая».
Список использованных источников:
1. Сухомлинский, В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский. – М. : Политическая литература, 1982. – 270 с.
2. Туртулова, Р.Ф. Актуальные вопросы современной педагогике: материалы VI Междунар. науч. конф. / Р.Ф. Туртулова. – Уфа : Лето, 2015. – 269 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
выступление на педагогическом совете. Деятельность педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала.
В данном высуплении говорится о том, какой должна быть наша новая школа....
"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)
С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...
Выступление на педагогическом совете по теме "Ведущие педагогические технологии современности"
Доклад на педсовете....
Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....
Выступление на педагогическом совете. Тема: «Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС».
Классификация проектов...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...