Творческая деятельность на уроках чтения в старших классах с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
материал

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения обучающихся c ОВЗ. 

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_tvorcheskaya_deyatelnost_na_urokah_chteniya.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Бурдаева Елена Ивановна,

учитель  русского языка и чтения,

Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного учреждения

 «Школа – интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

пгтДемьяново Подосиновского района»

(КОГОБУ ШИ ОВЗ

пгт Демьяново Подосиновского района)

Творческая деятельность на уроках чтения в старших классах  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения обучающихся.

Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой обучающиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.

По форме организации творческой деятельности обучающих на уроках чтения можно выделить следующие виды: коллективная, групповая и индивидуальная творческая деятельность. В коллективной творческой деятельности задействован весь класс учеников. К групповой творческой деятельности будут относиться инсценировки произведений, урок-дебаты, урок-диспут, урок-игра, какие-либо групповые проекты и др.

Рассматривая дифференциацию творчества по видам в контексте организации процесса школьного литературного образования целесообразно выделить следующие виды творческой деятельности обучающихся: художественная, которая включает в себя музыкальное, изобразительное, сценическое и литературное творчество, научная и игровая творческая деятельность.

Изобразительная творческая деятельность учеников на уроках чтения – это иллюстрирование эпизода произведения, стихотворения, портрет героя или автора и др., а также это работа обучающихся с иллюстрациями, картинами, репродукциями, портретами, данных к произведению или биографии автора.

Работа с иллюстрацией к тексту. Многие картины к художественным произведениям в учебниках по чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.Лучше всего, идти от текста к иллюстрации и опираясь на него, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится. Работа с иллюстрацией к произведениям заключена в рассматривании её и  беседе по ней. Уместными будут такие вопросы и задания: К каким эпизодам произведения относятся иллюстрации? Как иллюстрация помогает представить внешность героя? Как иллюстрация помогает понять название произведения? Кратко расскажи, какой момент произведения изображён на иллюстрации. Придумай подписи к иллюстрациям.

На одном из уроков  рассказывается о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу. Например, возьмём иллюстрацию к сказке «Золотые руки» (учебник 5 класса под редакцией З. Ф. Малышевой). Кто изображён на картинке? Опишите их. Почему художник изобразил женихов Мэфтук? (На картинке изображены герои сказки – женихи дочери бая. Один изображён богато одетым с сундуком с драгоценными камнями. Второй в воинской одежде, с мечом. Третий одет бедно, а в руках у него молоток и ложка. Художник изобразил этих героев, чтобы показать кого выбрала девушка себе в женихи и подвести в главной мысли сказки: истинное богатство человека в труде.)

После этого на других уроках предлагаетсядетям устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге.   Иллюстрирование отрывков к произведениям довольно частое задаваемое задание. При иллюстрировании текста обучающиеся должны «увидеть» в воображении картину: общий вид, каждую её деталь, характерные подробности, может быть, даже цвет. С рисунками к рассказу детей можно провести творческую работу. Дать им задание, чтобы каждый ребёнок обменялся рисунком с соседом по парте. «Теперь ваша задача - понять, к какому отрывку нарисовал иллюстрацию ваш сосед, чью работу вы сейчас держите в руках». Такое задание не только интересное, но и заставляет детей думать, размышлять. А рисунок - это тот приём, который всегда подключает к работе воображение ребёнка.

Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения. Например, даётся задание: «Создайте к сказке рисунки в такой последовательности, чтобы получился диафильм. К кадрам диафильма подберите слова из текста». Работа осуществляется парно или индивидуально.

Музыкальная творческая деятельность учеников на уроках чтения заключается в работе учеников с музыкальными записями.

Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика:народные песни, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон») В. Астафьева. Многие произведения литературы положены на музыку: стихи С. Есенина, М. Цветаевой, А. Фета, опера М. Глинки «Руслан и Людмила».

К литературной творческой деятельностишкольников на уроках чтения мы относим сочинение, разные письменные творческие работы, составление характеристики героев и др.

Для развития литературных творческих способностей использую написание детьми сочинений.Положительным в написании творческих работ является следующее:

– привлечение внимания учащихся к теме изучаемого литературного произведения;

– мобилизация всех знаний, связанных с данной темой;

– упражнения в самостоятельном построении сочинения.

Все это должно обострить интерес учащихся к чтению и разбору произведения, повысить их наблюдательность, привлечь их внимание к таким сторонам литературного произведения, которые раньше ими не замечались.

Сочинения дети пишут на отдельных листочках и по своему желанию могут их проиллюстрировать, придавая им оригинальную форму: листка, снежинки, цветка и т.д.

Все сочинения с согласия авторов мы читаем вслух и обсуждаем. Зачитываются полностью сочинения, отдельные предложения, удачно подобранные слова. Главное – отметить всех. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников.

Сценическая творческая деятельность или драматизация учеников на уроках – это инсценировки разных произведений, эпизодов произведений, чтение произведений по ролям, художественный пересказ, выразительное чтение, словесное рисование, задания на вживание в ситуацию и др.

Драматизация – это особая форма перевоплощения в изображаемый образ. Этот вид задания творческого характера надо выделить как особо важное средство, притом же применяется во всех старших классах. При помощи драматизации образы произведения показываются в действии. Показ можно провести:

• только с помощью слова, т.е. в форме чтения по ролям и коллективной декламации;

• в форме разыгрывания сцен в классе, когда обстановка воображается, портреты персонажей, их костюмы, позу, мимику, жесты во время речи.

Научная творческая деятельность учеников на уроках чтения включает в себя подготовку школьниками разных сообщений, докладов, проектов, также к ней относятся задания на сопоставление, сравнение, классификацию и др.

    С данной деятельностью тесно связано исследование. Например, исследование жизни и творчества какого-то автора. Так в 9 классе была организована исследовательская деятельность по жизни и творчеству Н. Рубцова. А результаты исследования были оформлены проектом, создание которого носит творческий характер.

Игровая творческая деятельность.Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свои особенности познавательной деятельности: словарный запас их весьма ограничен, содержание, предлагаемое программой, обучающимися плохо усваивается. Это происходит ещё и потому, что у них неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему. Чтобы заинтересовать их, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, мышление, память, речь, и используются игровые творческие задания на уроках чтения. К ним относятся:

Работа с кроссвордами.Это не только отгадывание готовых кроссвордов, но и составление их детьми по прочитанным произведениям. Их составление повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, дает возможность полноценнее воспринимать художественное произведение.

Применяя кроссворды на уроках литературного чтения при повторении пройденного материала в доступной и интересной форме можно развивать навыки творческой работы, желание детей читать, самостоятельно открывать что-то новое, познавать мир. Кроссворды составляются на определенных листах, оформляются, иллюстрируются. Часть кроссвордов используются на уроках, часть на внеклассных уроках по чтению.

Составление викторин.Составление викторин к прочитанному произведению или по творчеству автора способствует более внимательному и вдумчивому отношению к чтению.Эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, чтобы составить викторину сложную, а ответить на вопросы своих товарищей без ошибок.

Содержание учебника чтения 6 класса под редакцией И. М. Бгажноковой даёт большой плацдарм для использования творческих заданий. Например, если это пейзажная лирика («Лес, точно терем расписной» И. Бунина), то будет правильно помочь ребёнку увидеть, почувствовать и запомнить созданную картину поэтом; почувствовать мелодию стихотворения, его настроение. Эффективными могут стать такие вопросы: Что возникает перед твоими глазами, когда ты представляешь эти строки? Что ты чувствуешь? Слышится ли музыка? Какая музыка: весёлая, грустная? Можно использовать как фон музыкальное сопровождение чтения стихотворения.

    Какие ещё творческие задания можно давать при изучении этого произведения? Вспомнить и сравнить лирические строки из ранее прочитанных произведений, которые передают такое же настроение природы или человека. А также устно, а потом на бумаге в цвете нарисовать то, что представилось. При изучении других рассказов, стихотворений об осени можно составить устный рассказ или написать сочинение, используя слова, выражения, сравнения из ранее прочитанных произведений, включив описание осени в своём крае.

В заключении хочу сказать, что, используя активное творческое обучение с опорой на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, субъективный опыт школьников и с учетом их психофизических особенностей развивается заинтересованность, инициативность, самостоятельность, желание учиться. Правильно подобранные задания творческого вида на уроках чтения повышают качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост учебной мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива. Дети становятся активными, у них появляется уверенность в собственных силах.

Список использованной литературы

Безматерных, Т. В. Игра — ведущая деятельность ребенка школьного возраста // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. —135-137с.

Троицкая, Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. М.: Дрофа, 2003. – 139с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция навыка чтения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В материале представлены формы и приёмы работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), корригирующие навык чтения....

Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «Наша дружная семья»

Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихсяЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление представле­ний о семье и ее членах;-уточнение...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Ф...

Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах

Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, ул...