Приёмы формирования смыслового чтения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в старших классах
методическая разработка по чтению
Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Оно способствует достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_formirovaniya_smyslovogo_chteniya.docx | 73.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования смыслового чтения
у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в старших классах
Бурдаева Елена Ивановна,
учитель русского языка и чтения
высшей категории
Кировского областногогосударственного
общеобразовательного бюджетного учреждения
«Школа – интернатдля обучающихся
с ограниченнымивозможностями здоровья
пгт Демьяново
Подосиновского района Кировской области»
Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой). Умение быстрого, правильного и осмысленного чтения сложно формируется у детей с различными нарушениями в развитии, особенно у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это происходит из-за отсутствия гибкого синтеза между восприятием, произношением и осмысливанием содержания. Дети искажают при чтении те слова, смысл которых не понимают из - за слабости взаимосвязей между восприятием и осмыслением. Непонимание предлагаемых текстов еще более усугубляет отрицательное отношение к чтению и, соответственно, к урокам чтения, русского языка.
Программа по чтению АООП ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предусматривает формирование следующих навыков чтения и умений работать с текстом:
- правильно, осознанно и бегло читать вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
-отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
- определять тему художественного произведения, его основную мысль;
- делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки пунктов плана;
- различать главных и второстепенных героев произведения;
- передавать содержание текста.
Обучение чтению становится общей серьезной задачей учителей, работающих с данной категорией детей, и, следовательно, требует поиска особых технологий с использованием специфичных методов, приемов, направленных на формирование смыслового чтения. Смысловое (продуктивное) чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Оно способствует достижению тех результатов, о которых говорится в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Однако при использовании данной технологии необходимо учитывать особенности детей данной категории: способность овладения чтением, степень интеллектуального недоразвития, возрастные и психологические изменения, о которых говорилось выше. На уроках используются отдельные приёмы обучения смысловому чтению, адаптированные к условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Смысловое чтение предполагает трёхэтапную работу с текстом.
На перовом этапе ученики прогнозируют прочтение текста. Предтекстовая деятельность нацелена на постановку задач чтения, выбор вида чтения, актуализацию знаний и опыта ученика, на создание мотивации к чтению и развитие словаря.
Второй этап – это работа с текстом во время чтения, читательская интепретация текста. На этом этапе осуществляется изучение текста обучающимися способами активного чтения (чтение с остановками, повторное чтение, попеременное чтение, выразительное чтение, чтение с пометками, чтение с вопросами). Умение интепретировать художественный текст осуществляется через анализ текста (приёмы: диалог с автором, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, смысловых частей).
Третий этап – это работа после прочтения текста, направленная на корректировку собственной интерпретации авторским замыслом. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на уроке. Работа проводится в парах, группах и индивидуально.На этом этапе осуществляется возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответам на поставленные в начале урока вопросы. Учащимся предлагаются задания на заполнение кластеров, таблиц, оформление графических схем, рисунков, опорных схем по тексту, составление плана пересказа и др.
Предлагаю наиболее доступные приёмы для детей с ОВЗ, используемые мной в педагогической деятельности.
Приём прогнозирования. Этот приём использую с целью постановки учебной задачи как ориентир предвосхищения содержания текста. Осуществляется анализ заголовка текста до начала чтения. Для активизации словаря применяю и другие приёмы: «Глоссарий», «Ассоциативный куст». Так на уроке чтения в 6 классе при изучении рассказа Ю.Дмитриева «Таинственный ночной гость» предлагаю учащимся сделать предположение о содержании рассказа по заглавию. А также разбираем значение слова «таинственный». Сначала ребята подбирают синонимы к этому слову сами, затем открываю на доске слова для чтения: загадочный, невероятный, покрытый тайной, сверхъестественный, неразгаданный, мистический. Или до изучения рассказа Кавказский пленник» Л. Н. Толстого задаю обучающим вопрос: представьте, что вы попали в плен. Что бы вы чувствовали, что предприняли? Обратимся к произведению и посмотрим, как ведут себя герои.
Приём «Чтение с остановками». Данный прием предусматривает такой способ работы с текстом, при котором в процессе чтения делаются остановки для осмысления и прочитанного и установления связей с уже известными фактами, а также прогнозирования содержания последующих частей.Чтение с остановками – прием организации чтения с использованием различных типов вопросов. Этот прием работает на стадии осмысления содержания, как при самостоятельном чтении, так и при чтении текста вслух.При использовании данного приема соблюдаю следующие условия: текст детям не знаком, заранее делю его на части, части по объему могут быть разными, но смысловое содержание каждого отрывка должно быть единым, заранее готовлю вопросы к каждой части текста. Вопросы могут быть: простыми, уточняющими, интерпретационными, творческими, оценочными, практическими.
Приём «Тонкие и толстые вопросы». «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа (Кто? Что? Когда? Как звали? Было ли?). «Толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа (Дайте три объяснения, почему? Объясните, почему? Почему вы думаете? Почему вы считаете? В чём различие? Предположите, что будет, если? Что, если? Может? Мог ли? Согласны ли вы? Верно ли?).
Так в 5 классе после чтения 3 части рассказа Л. Воронковой «Дорогой подарок» задаю ребятам «тонкие» вопросы:
- Кому ученики принесли подарки? Про кого они забыли?
«Толстые» вопросы:
- Сравните, как дарили тёте Нюре подарки Серёжа Камышов и другие дети. Почему подарок Серёжи уборщица назвала дорогим подарочком?
Приём «Вопросы к тексту учебника». Приём позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы и работать в парах.Ребятам предлагается ряд вопросов, на которые они должны ответить после прочтения текста. Задания с ответами на вопросы могут иметь различные целевые установки и соответственно различаться по степени сложности. К рассказу Л. Толстого «Кавказский пленник» можно предложить следующие вопросы:
- Как ведут себя Жилин и Костылин в одинаковых обстоятельствах? Чем различается их поведение?
- Какое чувство у врагов вызывает смелость и упорство Жилина?
- В каких поступках видно его твёрдое решение самому уйти из плена?
Приём «Кластер». Кластер – это графический способ организации учебного материала. Её суть заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам фиксируются слова, рисунки с ним связанные.
Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный приём, способствующий актуализации знаний и активации мыслительной деятельности обучающихся. Данный приём даёт возможность быстро включиться в активную учебную деятельность и логично перейти к изучению нового материала. При изучении рассказов Е. Холмогоровой «Великодушный русский воин» на уроке обобщения предлагаю утверждения. Если оно верное, ребята ставят «+», если неверное «-».
- Н. Раевский – герой Отечественной войны 1812 года.
-Его отец погиб, когда мальчику было 10 лет.
- Прадеды Николеньки были военными.
- В детстве Раевский мечтал стать путешественником.
- Службу в армии начал в 15 лет.
- Воевал в годы Великой Отечественной войны.
- Его армия защищала Смоленск от французов.
- В отставку Н. Раевский вышел генералом.
- После отставки много путешествовал.
Приём «Верите ли вы». Провожу с целью вызвать интерес детей к изучаемой теме и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста. Например, перед изучением биографии И. А. Крылова в 7 классе даю карточку с суждениями. Школьники в графу «До» ставят «+», если верят этому суждению и «-», если не верят. После прочтения статьи о жизни и творчестве автора, в графе «После» проставляют «+», если информация подтвердилась, и сверяют с первоначальными ответами.
Суждения | До | После |
- в басне главными героями являются животные и птицы | ||
- И. Крылов написал более 200 басен | ||
- Баснописец был хорошим музыкантом | ||
- Автор басни «Стрекоза и муравей» И. Крылов | ||
- Крылов 30 лет проработал библиотекарем | ||
- басня начинается или заканчивается моралью | ||
- басня похожа на сказку | ||
- А. Пушкин любил басни Крылова и называл его» истинно народным поэтом» |
Приём «Читаем и спрашиваем».Данный приём способствуетформированию умений самостоятельно работать с текстом, составлять вопросы, работать в парах. В 5 классе, работая над рассказом Л. Воронковой «Дорогой подарок», ребята после прочтения текста составляют вопросы к нему, готовят ответы на них. Затем объединяются в пары. Один ученик задаёт свой вопрос – другой отвечает и наоборот.
Предложенные приёмы смыслового чтения у обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, способствуют эффективной организации деятельности по формированию читательской грамотности и обеспечивают формирование предметных, личностных и метапредметных базовых результатов.
Литература.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н.Н. Сметанникова. — М.: Баласс, 2012. — 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"
Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Класс 0-1
Пояснительная запискаЦели и задачи преподавания предмета «Математика»Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном р...
Диагностика и мониторинг познавательной сферы обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями 1-4 классов
материалы для диагностики...
Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме "Игрушки"
В конспекте представлена деятельность обучающихся....
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Русский язык», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
Обучение русскому языку в 1–4 классах предусматривает включение в примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты», «Обучение грамоте», &la...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предмету «Чтение», реализующая ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1-4 классов
В начальной школе чтение служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при его изучении, и первоначальное овладение чтением и развитием речи ст...
Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса по теме: Одежда. Головные уборы.
В конспекте представлены игры и упражнения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....