«Проектная деятельность как метод развития творческих навыков у детей младшего школьного возраста»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Одно из самых рациональных сочетаний теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности – проектная деятельность. Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность как метод развития творческих навыков у детей младшего школьного возраста»
На сегодняшний день актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
Одно из самых рациональных сочетаний теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности – проектная деятельность. Успех обучения сегодня во многом зависит от внутренней активности учащихся, от характера их деятельности, от степени самостоятельности и творчества. Именно поэтому в современной школе все более востребована проектная технология как инновационная педагогическая технология, предполагающая организацию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, направленная на развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Творчество требует от личности высокой компетентности в той области, в которой она хочет творить. Ещё А.С. Макаренко подчеркивал, что развитие творческих возможностей личности – это всегда трудно, так как творчество связано с напряжением всех сил человека, с преодолением лености мысли, с проявлением самостоятельности личности, с поиском нового.
А что является ведущей деятельностью в творчестве? Поиск. Участие школьников в проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала, нестандартного мышления и приобретению новых знаний. Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.
Проектная деятельность - это «интегрированный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной и творческой деятельности». При этом проектная деятельность тесно связана с проблемой творчества школьников и является, по сути, творческой. Таким образом, метод учебных проектов и сам учебный проект нельзя отделить от понятия творчества.
Младший школьный возраст - это начальный этап вхождения в проектную деятельность, который закладывает фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность помогает учить их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует у них адекватную самооценку.
Однако, младший школьный возраст накладывает ограничения на использование проектной деятельности в начальной школе. Тем не менее, следует начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность именно в этот период. Это связано с тем, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений и если это обстоятельство не учитывать, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и впоследствии у значительной части школьников не удаётся достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Совместная проектная деятельность помогает педагогу в решении данной задачи.
Метод проектов выгодно отличается от других методов:
1. Развитие мотивации. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей.
2. Развитие творческой среды. Одна из задач педагога – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску.
3. Создание психологического комфорта. Важно, чтобы дети не боялись допустить ошибку. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Использование учебных проектов в обучении младших школьников способствует развитию всех типов УУД (познавательных, коммуникативных и регулятивных), так как в ходе реализации проекта дети учатся следовать задуманному плану, работать со схемами и символами, определять этапы проекта, приобретают умения публичного изложения своих мыслей. Кроме того, они учатся работать в группе, у них формируется способность к самоанализу, умение выстраивать из частей целое, находить и решать проблемы, на основе привлечения знаний из разных областей.
Использование проектной деятельности в обучении младших школьников способствует у них развитию творческих способностей, развитию интеллектуального потенциала, стимулирует их познавательную инициативу, повышает уровень самостоятельности, творческой активности и работоспособности.
Задачи:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого ученика, его самореализации и использовании знаний на уроках.
2. Развивать исследовательские умения.
3. Развивать у младших школьников осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий.
4. Сформировать положительную мотивацию к обучению.
Принципы построения уроков:
- принцип системности;
- принцип учёта возрастных, психологических и индивидуальных особенностей детей;
- принцип постепенности и поэтапности.
Сфера применения: уроки по повышению уровней творческих способностей младших школьников предназначены для использования педагогами в практической деятельности начальной школы на уроках русского языка, математики, литературного чтения.
Формы работы:
- упражнения в группах;
- игровые виды деятельности.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
− мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
– планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
– информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
– рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:
- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск газеты, съемки фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;
- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;
- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;
- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.
Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей. А дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования. В начальной школе дети открыты для творчества: они мечтают о странствиях, приключениях, хотят стать поэтами, художниками. А потому это время нужно не упустить. Творчество не терпит застоя. Оно существует только в динамике - или развивается, или угасает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"
В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ Л.В.ЗАНКОВА
В статье говорится о работе педагога по формированию долговременной памяти...
Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)
Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ
9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....
«Игра как метод развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира»
Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста методом игры на уроках окружающего мира....
Выступление на заседании школьного и муниципального методических объединений учителей начальной школы на тему "Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития"
Выступление на заседании МО...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста средствами искусства во внеурочной деятельности
Творчество – сложный процесс, связанный с интересами, с характером, способностями личности....