«Игра как метод развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира»
статья по окружающему миру (1 класс)

Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста методом игры на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Автор работы: Монахова Светлана Алексеевна

Учитель начальных классов

МАОУ «Лицей 82»

Эл.почта: svetamonk@yandex.ru

Тел: 89200195962

Игра как метод активизации познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира

Аннотация: в статье рассмотрена проблема активизации познавательной активности у детей младшего школьного возраста методом игры на уроках окружающего мира.

Проблема активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.

На  основе  разнообразия  предлагаемых  психолого-педагогической литературой  понятий  познавательной  деятельности  можно  характеризовать ее как деятельность  субъекта,  осуществляющего  целеполагание  на  основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных  способов  деятельности;  ориентацию  на  систему  значимых ценностных  отношений  «я –мир»  с  целью  присвоение  содержания образования при содействии и поддержке педагога.

Основными структурными компонентами познавательной деятельности в  рамках  нового  образовательного  стандарта  являются мотивационный, ориентационный,   содержательно-операционный,   ценностно-волевой и оценочный компоненты.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности, т.е. ее  интенсификации  и  повышения  эффективности,  будут  те,  которые повысят   познавательную   активность   на   основе   стимулирования познавательного интереса и познавательной мотивации и будут формировать познавательные  универсальные  действия,  как  основы содержательно-операционного компонента.

Исходя из этого, основным методом может стать дидактическая игра.

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.

  1. Игры-путешествия.
  2. Игры-поручения.
  3. Игры-предположения.
  4. Игры-загадки.
  5. Игры-беседы (игры-диалоги).
  6. Интеллектуальные игры.

Хотелось бы привести несколько общих рекомендаций по проведению урока в начальной школе с применением данного активного метода.

  • Формируем не только познавательные, но и профессиональные  мотивы и интересы.
  • Воспитываем системное мышление специалиста.
  • Учим коллективной мыслительной и практической работе.
  • Формируем социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.
  • Воспитываем ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

Игровые приемы, которые можно использовать на уроках окружающего мира:

 «Интервью»

Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по              изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы.

«Рабочий гул»

При повторении домашнего задания при работе в парах, каждый участник поворачивается к своему соседу и за несколько минут обсуждают проблему вместе с ним, например, в форме интервью.

«Я учитель».  

В зависимости от сложности темы методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему.

Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили.

«Отсроченная отгадка».

В начале урока учитель приводит удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом.

Следующие приемы помогут осознать понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов, тем:

«Оратор»

-За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

«Автор»

-Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Как бы вы объяснили ученикам эту тему?

«Профи»

-Исходя из выбора будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

Включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей положительную мотивацию к учению.

Активизацию познавательной деятельности можно провести также на внеклассных мероприятиях по предмету. Пример: для 3 класса можно провести игру : «Путешествие в страну комнатных растений».

При этом ребята выступят в роли цветоводов и жителей разных стран. «Путешествие» сопровождается «перемещением» по карте и демонстрацией цветов.

Цель: показать взаимосвязь строения со средой обитания, приспособление растений к разным условиям, активизировать деятельность учащихся специальными домашними заданиями.  

Дидактические игры на уроках окружающего мира помогут ребенку в понятной и удобной для него форме получать новые знания.

Список используемых источников:

  1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной / Ш.А. Амонашвили// Вопросы психологии. 1984г.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966.- 512 с.
  3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе, Просвещение, 1982г.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.- 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...

Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли ар­тистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...

“Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

“Развитие  творческих  способностей  у  детей  младшего  школьного  возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, г...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ

9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Советы родителям как воспитать творческую личность, способную замечать, чувствовать, понимать и любить красоту....

«Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»

Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности....