«Игра как метод развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира»
статья по окружающему миру (1 класс)
Аннотация: в статье рассмотрена проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста методом игры на уроках окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор работы: Монахова Светлана Алексеевна
Учитель начальных классов
МАОУ «Лицей 82»
Эл.почта: svetamonk@yandex.ru
Тел: 89200195962
Игра как метод активизации познавательной активности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира
Аннотация: в статье рассмотрена проблема активизации познавательной активности у детей младшего школьного возраста методом игры на уроках окружающего мира.
Проблема активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.
На основе разнообразия предлагаемых психолого-педагогической литературой понятий познавательной деятельности можно характеризовать ее как деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я –мир» с целью присвоение содержания образования при содействии и поддержке педагога.
Основными структурными компонентами познавательной деятельности в рамках нового образовательного стандарта являются мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты.
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности, т.е. ее интенсификации и повышения эффективности, будут те, которые повысят познавательную активность на основе стимулирования познавательного интереса и познавательной мотивации и будут формировать познавательные универсальные действия, как основы содержательно-операционного компонента.
Исходя из этого, основным методом может стать дидактическая игра.
Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
- Игры-путешествия.
- Игры-поручения.
- Игры-предположения.
- Игры-загадки.
- Игры-беседы (игры-диалоги).
- Интеллектуальные игры.
Хотелось бы привести несколько общих рекомендаций по проведению урока в начальной школе с применением данного активного метода.
- Формируем не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы.
- Воспитываем системное мышление специалиста.
- Учим коллективной мыслительной и практической работе.
- Формируем социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений.
- Воспитываем ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.
Игровые приемы, которые можно использовать на уроках окружающего мира:
«Интервью»
Класс делится на «корреспондентов», которые задают вопросы по изученному материалу и «Респондентов», которые отвечают на эти вопросы.
«Рабочий гул»
При повторении домашнего задания при работе в парах, каждый участник поворачивается к своему соседу и за несколько минут обсуждают проблему вместе с ним, например, в форме интервью.
«Я учитель».
В зависимости от сложности темы методический прием может использоваться как для объяснения нового материала, так и для закрепления пройденного (на усмотрение учителя). Сущность его заключается в том, что учитель на уроке предлагает ученикам перевоплотиться в учителя и объяснить (или повторить) тот или иной раздел темы, или всю тему, или определенный вопрос, или проблему.
Важно, чтобы ученики объясняли материал на таком уровне, насколько сами его усвоили.
«Отсроченная отгадка».
В начале урока учитель приводит удивительный факт, загадку, решение которой будет открыто на уроке при работе над новым материалом.
Следующие приемы помогут осознать понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов, тем:
«Оратор»
-За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор»
-Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? Как бы вы объяснили ученикам эту тему?
«Профи»
-Исходя из выбора будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?
Включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей положительную мотивацию к учению.
Активизацию познавательной деятельности можно провести также на внеклассных мероприятиях по предмету. Пример: для 3 класса можно провести игру : «Путешествие в страну комнатных растений».
При этом ребята выступят в роли цветоводов и жителей разных стран. «Путешествие» сопровождается «перемещением» по карте и демонстрацией цветов.
Цель: показать взаимосвязь строения со средой обитания, приспособление растений к разным условиям, активизировать деятельность учащихся специальными домашними заданиями.
Дидактические игры на уроках окружающего мира помогут ребенку в понятной и удобной для него форме получать новые знания.
Список используемых источников:
- Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной / Ш.А. Амонашвили// Вопросы психологии. 1984г.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966.- 512 с.
- Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе, Просвещение, 1982г.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.- 360 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"
В данной презентации обобщен опыт работы в детском объединении "Сувенир"...
Приемы развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста (Методические рекомендации)
Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым услови...
“Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
“Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста» обусловлена противоречием между ростом потребности общества в людях, имеющих прочные, г...
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».
В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.Темы для творческих работ
9 тем для творческих работ на каждый месяц учебного года.Совместное творчество ребёнка и родителей.Развитие уверенности в себе,раскрытие таланта рассказчика и писателя....
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Советы родителям как воспитать творческую личность, способную замечать, чувствовать, понимать и любить красоту....
«Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в ГПД»
Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности....