Программа "Социализация обучающихся"
рабочая программа (4 класс)
Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе и направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_obuchayushchihsya.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Социализации обучающихся»
Программу составила
учитель первой категории
Епифаноа Т.А...
Смоленск 2021
Программа составлена на основе пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычевой, Е.Ю.Селивановой, В.В.Титовой.
Программа воспитания и социализации
Пояснительная записка.
В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.
Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе и направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.
Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент принадлежит учету индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка.
Исходя из этого, цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Задачи коррекционно-воспитательной работы:
- Создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.
- Формирование нравственности, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
- Развитие потребности в здоровом образе жизни.
- Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
- Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков.
- Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.
Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:
1. Совместное сотрудничество учителя и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.
2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства гражданственности, ответственности, культуры общения.
3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.
Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента
в воспитательном процессе:
1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним учителем.
2. Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.
3. Принцип динамичности восприятия предполагает включение игр и упражнений, непосредственно развивающих процесс персептивного характера, корригирующих отклонения в его характеристиках.
4. Психолого-педагогическое сопровождение, обучение способам делать выбор в предстоящей взрослой жизни.
5. Формирование человека - трудолюбивого, физически развитого, самостоятельного, любящего свое Отечество, Гражданина, пробуждение национального самосознания
Основное содержание воспитательной деятельности отражено в программе и структурировано по основным направлениям:
Направления | Содержание |
Познавательная деятельность. |
|
Физкультурно-оздоровительная деятельность. |
|
Культурно-досуговая деятельность. |
|
В Программе при отборе содержательных блоков воспитательного процесса учтены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.
Основные мотивы:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Ведущие виды деятельности:
- игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
- учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через неё отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.
Прогнозируемый результат.
В целом решение задач коррекционно-воспитательной работы имеет три плана, обучающийся последовательно и постепенно осваивает:
- мир (учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);
- человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и окружающих);
- деятельность (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).
Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у обучающихся :
личностная идентификация | «Кто я?» - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности, сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера; знает о способах реагирования (рефлексии) |
начальные представления и навыки коммуникативного поведения | человек – существо социальное; есть разные способы общения; владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях; умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его можно избежать; знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице в магазине, в транспорте, в больнице и т. п.; отсутствует комплекс невостребованности, своей неполноценности; умеет и знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку |
Сроки реализации программы: 2021-2023 учебный год
Формы и режим занятий – занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительность занятия составляет – 40 минут;
Тематический план (34 часа)
№ | Направление | 1 год пол. | 1 год пол. | 2 год пол. | 2 год пол. | 3 год пол. | 3 год пол. | 4 год I пол. | 4 год II пол |
1 | Познавательная деятельность | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Культурно-досуговая деятельность. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Примерное календарно-тематическое планирование
Познавательная деятельность
Тема занятия | Цель | Срок проведения | Примечание |
Игровое занятие «Ловкие пальчики». | Развитие сенсомоторных координаций, точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекции их недостатков. | ||
Игровое занятие «Все мы слышим». | Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков. | ||
Наша школа. | Закреплять знания детей о зданиях (здание снаружи, цвет, количество этажей); названиях и назначении кабинетов в школе (групповые, классы, спортзал, медпункт и т.д.) | ||
Игровое занятие «Узнай по звуку». | Развитие слухового восприятия, наблюдательности, научить различать по характеру звуки. | ||
Игра с предметами «Для чего нужен предмет?» | Развитие сообразительности, умственной и речевой активности; закрепление знаний детей о назначении предметов; воспитание бережного отношения к ним. | ||
Наша одежда. | Закрепить знания о сезонной одежде. Уточнить название одежды, дать ее классификацию. Учить заботиться о своем здоровье, правильно одеваться по погоде. | ||
Цвет, форма, величина. | Закрепление знаний детей о форме, величине и цвете предметов. | ||
Игровое занятие «Я могу». | Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков. | ||
Рассматривание картины и составление рассказа «Зимние забавы». | Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ. Закреплять правильное и отчетливое произношение звуков. Побуждать рассказывать о своих впечатлениях. | ||
Упражнения кинезиологической программы. | Развивать моторику пальцев рук, согласованность действий, слуховое восприятие, внимание. | ||
Игровое занятие «Все мы видим». | развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекции их недостатков. | ||
Составление рассказа по сюжетной картинке «Семья». | Формировать представление о семье, называя членов семьи, кто чем занимается. Воспитывать уважение друг к другу, как к членам семьи. | ||
Пересказ украинской народной сказки «Колобок». | Учить пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацию, характер героев, свое отношение к персонажу. Упражнять в составлении предложений. | ||
Ориентировка в пространстве. | Учить ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги: в, над, под, за, между, на, около, перед. | ||
Деревья и кустарники. | Закреплять знания о деревьях как представителей флоры Земли, их красоте и пользе. | ||
Игра «Заметь все». | Увеличение объема внимания и кратковременной памяти, запоминания числа и порядка расположения ряда предметов. | ||
Экскурсия в парк. | Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе. Воспитывать бережное отношение к природе. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность
(Физкультурно-оздоровительная работа. Основы культурно-гигиенических навыков. Занятия по ОБЖ. Подвижные игры. Профилактика вредных привычек).
Тема занятия | Цель | Срок проведения | Примечание |
Занятие с водой. | Корригировать недостатки психофизического развития посредством акватерапии | ||
Упражнения на снятие усталости, релаксацию. | Выполнение упражнений, нормализующих психическое состояние ребенка. | ||
Закаливающие процедуры. | В практической деятельности способствовать укреплению организма. | ||
Катание на санках. | Пропаганда ЗОЖ. | ||
Режим дня. | Разъяснение важности организационной жизни и деятельности человека, как одного из факторов здоровья. | ||
Состязания «Самый быстрый и ловкий». | Развивать ловкость и быстроту, воспитывать чувство соперничества. | ||
Подвижная игра «Медведь и пчелы». | Упражнять в лазании на гимнастическую стенку, учить имитировать животных. | ||
«Ожоги». | Сформировать представление об источниках опасности, возможности получения ожогов, а также первой доврачебной помощи при ожогах. | ||
Кто охраняет мой рот. Зубы. | Дать понятия о зубах, о причине болезни зубов. Развивать практические навыки ухода за зубами. | ||
Игры с мячом. | Упражнять навыки игры с мячом разными способами. | ||
Подвижная игра «Воробьи-вороны». | Развивать слуховое восприятие, быстрое реагирование на команды. | ||
«Азбука безопасности». | Дать информацию о значении гигиенических процедур, а также практические советы о том, как ухаживать за собой. | ||
Чистота – залог здоровья. | Корригировать физические недостатки посредством физических упражнений. | ||
Веселые старты. | Корригировать физические недостатки посредством физических упражнений | ||
«Пожарная безопасность». | Развивать наблюдательность, реакцию, быстроту движений. | ||
Подвижная игра «Третий лишний». | Учить прыжкам через скакалку, сохранять устойчивое равновесие. | ||
Игры со скакалкой. | Овладение навыками первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. | ||
Первая помощь при ссадинах и ушибах. | Продолжать знакомиться с правилами ухода за зубами, объяснить необходимость постоянного ухода за зубами. | ||
«Белоснежная улыбка». | Упражнять в беге врассыпную. Развивать речь, память. | ||
Подвижная игра«Гуси-гуси». | Знакомство с признаками укусов насекомых (комаров, ос, пчел и клещей) и правилами оказания помощи. | ||
«Укусы насекомых» | Повышение иммунитета, улучшение обменных процессов, обеспечение высоких уровней снабжения всего организма кислородом. | ||
«Дыхательная гимнастика». | Способствовать укреплению организма, развитию физических качеств. |
Культурно-досуговая деятельность.
Тема занятия | Цель | Срок проведения | Примечание |
Участие в общешкольных мероприятиях. | Приобщение к участию в массовых мероприятиях. Создание положительного эмоционального фона. Коррекция поведенческих отклонений посредством досуговой деятельности. | ||
Прогулки-экскурсии. | Расширение кругозора воспитанников. | ||
Культпоходы (театр, кинотеатр, цирк, выставка, музей, концерты, творческие конкурсы и т.д.). | Способствовать социализации воспитанников, приобщение к культурным и художественным ценностям, ознакомление с традициями и обычаями разных народов. | ||
Праздники, конкурсы, развлечения, конкурсные программы. | Коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие музыкально-ритмических, вокально-хоровых навыков. | ||
Игровая терапия | Развитие мимики, пантомимики у детей. Развитие адекватных форм проявления эмоций | ||
Игровая терапия | Развитие мимики, пантомимики у детей. Развитие адекватных форм проявления эмоций. | ||
Музыкально-ритмические движения. | Закреплять навыки бодрого шага, подскоков. Учить двигаться в соответствии музыки. | ||
Сказка «Репка». | Воспитывать коллективизм, любовь к труду. Умение передавать характеризованные особенности животных и людей. | ||
«Три поросенка». | Актуализация эмоций, коррекция страхов, развитие творчества. | ||
Сказка «Принцесса на горошине». | Развивать творческие способности, сценический образ. | ||
Подготовка к Новому году. | Создание праздничного настроения, коррекция эмоционально-волевой сферы. | ||
Праздник «Рождество». | Познакомить с возникновением и историей праздника. | ||
«Пчелка». | Разрядка агрессивных импульсов, коррекция страха и темноты, релаксация. | ||
Музыкальное занятие (пение песен к 23 февраля.) | Развивать дикцию, артикуляцию, учить средствам музыкальной выразительности. | ||
«Капризная лошадка». | Разрядка агрессивных импульсов, актуализация упрямства, коррекция упрямства. | ||
Слушание детских песен. | Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения, воспитывать интерес к музыке. | ||
«Кошки». | Разрядка агрессивных импульсов, коррекция страха и темноты, релаксация. | ||
Пение детских песен. | Учить петь слитно, пропевая каждый слог, удерживать интонацию до конца песни, выделять в песне акценты. | ||
«Жадные медвежата». | Актуализация жадности, коррекция жадности, релаксация. | ||
Танцтерапия. | Коррекция эмоционально-волевой сферы посредством музыкально-ритмических движений. | ||
Сказка «Красная шапочка». | Учить детей выделять главную мысль в сказке, отличать положительных и отрицательных героев, уметь их изобразить, используя средства вербального и невербального общения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. И поэтому, все личностные и социальные ...
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...