ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
учебно-методический материал на тему

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.  И поэтому, все  личностные и социальные преимущества одарённости часто не просто «уравновешиваются», но и во многом губятся проблемами и трудностями, возникающими по причине отсутствия оптимальных условий развития одарённости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepeshkina_odarennost_sots._proekt.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У

ОБУЧАЮЩИХСЯ  I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Лепешкина Е.Г.

МАОУ СОШ № 58 г.Томска

 Одарённость в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей человека.

 Многочисленные современные психолого-педагогические исследования детской одарённости, проводимые на базе разнообразных экспериментальных образовательных учреждений[1], показали, что в целом одарённые дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития. Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребёнок, они легче учатся и лучше усваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются зубрёшке и строгой дисциплине, более склоны к соревновательности и независимости. Эти дети отличаются высокими социальными идеалами, более цельны,  любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, острее реагируют на несправедливость.

В сферах, отвечающих  их одарённости, такие дети не только достигают уровня, характерного для более старшего возраста,  но и сам процесс их развития и результаты их деятельности имеют уникальный неповторимый характер. Однако в силу своих личностных особенностей они более чувствительны, восприимчивы и лучше понимают отношения и связи.

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.  И поэтому, все  личностные и социальные преимущества одарённости часто не просто «уравновешиваются», но и во многом губятся проблемами и трудностями, возникающими по причине отсутствия оптимальных условий развития одарённости.

Таким образом, необходимость систематизации работы ОУ по развитию одарённости детей объясняется противоречиями между ориентацией образовательных программ, направленных на формирование ЗУНов  и потребностями одарённых детей, поскольку их интеллектуальные возможности значительно выше требований, предъявляемых стандартами образования. Такое несоответствие приводит к снижению познавательной и творческой мотивации ребёнка, что препятствует его личностному развитию.

 В основе данной системы лежат разработка и внедрение  обогащённых образовательных программ и методик, моделей содержания образования для одарённых детей и реализации их интеллектуального и творческого потенциала, а также  создание оптимальных условий для успешности таких детей в процессе дальнейшей образовательной деятельности в социуме.

Поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей.

Таким образом, в качестве приоритетных задач обучения детей с общей одарённостью могут быть выделены следующие:

-    развитие духовно - нравственных основ  личности одарённого ребёнка (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);

-    создание условий для развития творческой личности;

-    развитие индивидуальности;

-   обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня компетентности в разных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями одарённых детей.

Для более полной реализации вышеперечисленных  задач рекомендовано использовать элементы личностно-ориентированной модели образования, которая основывается на равноправии субъектов педагогического процесса, принятии ценности внутреннего мира каждого каждым и  организации совместной деятельности на основе сотрудничества.

Для реализации этой модели образования необходимо ведение нетрадиционных форм работы с учащимися, например общий проект для образовательной ступени. В нашей школе работа с одарёнными детьми ведётся с помощью внедрения в образовательный процесс начальной школы  проекта  «Большая мультимедийная энциклопедия».

Ведущая цель  проекта – разработка и внедрение инновационной методики организации образовательного  процесса, направленной на создание коллектива единомышленников, осознающих свою социальную ответственность  и значимость, а так же

развитие одарённости и творческих способностей обучающихся в различных областях познания и деятельности через формирование навыков самостоятельного научного поиска.

         Каковы же пути реализации проекта?

         Деятельность по педагогической поддержке одарённых детей начинается с выявления таких детей, их личностных особенностей, уровня интеллектуального развития, характера творческих способностей и интересов, межличностных отношений. Диагностика вида и уровня развития одарённости даёт нам возможность помочь ребёнку выбрать тему  своей работы из той области познания, в которой он будет успешен.

         После  выбора темы для  проектно-исследовательской работы, ребёнок вместе с классным руководителем определяют сроки завершения работы и сроки промежуточных консультаций для своевременной обработки информации.

         Родители исполняют роль соучастника проекта ребёнка: оказывают помощь в подборке материалов, организовывают выход в музеи, оказывают помощь в оформлении работ.

         Параллельно ведётся работа с руководителями детских проектов по реализации педагогической поддержки развития одарённого ребёнка.

         Презентация индивидуальных  или групповых детских проектов проводится на мероприятиях различного уровня.

          В результате такой работы школа получает продукт в виде мультимедийной энциклопедии, которая ежегодно пополняется работами участников проекта по разной тематике, а дети соответственно приобретают навыки самореализации через умения добывать нужную информацию, умения систематизировать и анализировать полученные данные, умения самостоятельно делать выводы, а так же навыки планирования, сотрудничества, самообразования, поисково-исследовательской деятельности и использования информационно-коммуникативных технологий.

         Важным, на наш взгляд, в реализации проекта «Большая мультимедийная энциклопедия» является утверждение о том, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребёнка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей.

         В работе с одарёнными детьми в урочной и внеурочной деятельности нами применяются четыре основных подхода: углубление, ускорение, обогащение и проблематизация.

         Первый подход эффективен по отношению к  детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности.

         Второй подход позволяет учесть потребности и возможности категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

         Третий подход ориентирован на качественное иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем, за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами.

         Специфика четвёртого подхода состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний.    

         Применительно к обучению и развитию интеллектуально одарённых детей, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные. Естественно они должны применяться в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно - мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одарённых детей.

        Рассмотрим этапы работы по развитию одарённости обучающихся.

        1 этап. Выявление степени проявления и вида одарённости у каждого ребёнка (мы это делаем с помощью «Карты одарённости»[2] на основе методики Д.Хаана и М.Каффа). Методика адресована родителям (может использоваться и педагогом).  Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Данная методика позволяет выявить 10 видов одарённости.

         Диагностика вида и уровня развития одарённости у ребёнка даёт классному руководителю  возможность составить план работы на учебный год, а так же проанализировав результаты диагностики,  помочь ребёнку выбрать направление внеурочной кружковой  и проектно-исследовательской деятельности, в которых он будет успешен.

        2 этап. Выявление направленности классного коллектива по преобладающему в нём виду одарённости с целью выделения дополнительного часа из школьного компонента или организации кружковой работы по данному направлению.

        3 этап. Разработка и внедрение  обогащённых образовательных программ и методик, моделей содержания образования для одарённых детей и реализации их интеллектуального и творческого потенциала, а также  создание оптимальных условий для успешности таких детей в процессе дальнейшей образовательной деятельности в социуме.

        4 этап. Разработка и  внедрение мониторинга прогнозирования образовательных   результатов и анализа педагогической деятельности.

         Обучение одаренных детей в условиях  общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.).

         Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистанционного обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информацию поддержку в зависимости от своих потребностей.  

         В завершении хочется отметить, что выбор и применение той или иной формы работы с одарёнными детьми должны быть основаны,  прежде всего, на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения для одаренных детей, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения.


[1] Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы. – М., 1984

[2] Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми/авт.-сост.Н.И.Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Игра – как одна из форм развития экологической культуры младших школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Кустовская средняя общеобразовательная школа  Яковлевского района Белгородской области»           ...

Организация групповой деятельности на уроке как одна из форм развития коммуникации

Труд, познание, общение - важнейшие области человеческой жизнедеятельности.Именно общение выступает важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания.  В школе  оно нес...

«Рок-н-ролл с морскими животными» или одна из форм развития эстетического воспитания в коррекционной школе

в данном материале я рассказываю о некоторых формах эстетического воспитания через социализацию учащихся коррекционной школы...

Внеурочная деятельность, как одна из форм развития личности ребенка.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявля...

Тема родительского собрания: «Нетрадиционные техники рисования - как одна из форм развития мелкой моторики»

Тема  родительского  собрания: «Нетрадиционные техники рисования  -  как одна из форм развития мелкой моторики»...