Эссе "Моя педагогическая философия"
материал
Предварительный просмотр:
Эссе на тему: «Моя педагогическая философия»
« Вы знаете, мне по-прежнему верится,
Что, если останется жить земля,
Главным достоинством человечества
Будут когда – нибудь учителя…»
Р. Рождественский
Трудно ли быть учителем? Раньше этот вопрос мало занимал мои мысли, пока я сама не стала учителем. Теперь, вспоминая свои школьные годы, я всё чаще задумываюсь над этим вопросом. Будучи ученицей, считала, что быть учителем несложно. Ты просто даёшь ученикам задание, организовываешь их работу на уроке, что-то рассказываешь… Но, как правило, ученики не понимают, какой труд стоит за всем этим. Ведь нужно не просто что-то рассказать, а поведать интересно, увлекательно и доступно, подобрать нужный материал, лишнее вычеркнуть, а нужное подчеркнуть.
Будучи студенткой, я задумывалась над сложностью педагогической профессии, особенно когда оказалась в качестве учителя на педагогической практике. Именно тогда я смогла понять, сколько труда, сил, как физических, так и душевных, вкладывается в урок длительностью сорок пять минут.
Моя педагогическая философия – это мой стиль отношений с учениками и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать душу и энергию детям.
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Кто-то остаётся, а кто-то уходит. Это неизбежно, так как это большой и необыкновенный труд. А сложность учительского труда состоит в поиске путей к каждому ученику, создании условий для развития способностей, заложенных в каждом.
Интересно ли быть учителем? Безусловно. Наблюдать за лицами учащихся, когда они с упоением слушают тебя, когда в их глазах зажигается огонёк любопытства и интереса, – это ни с чем несравнимое удовольствие.
Мне нравится, что практически каждый урок – это узнавание чего-то нового, необычного. Ведь преподавание – это саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование. Мне нравится быть режиссёром на уроке, волшебником, который творит чудеса своими руками.
Я думаю, школа должна быть миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром гармонии и сотрудничества. И мы, учителя, можем превратить учение в процесс развития познавательных стремлений. В этом процессе учитель и ученик дополняют друг друга: если позиция ученика: «Я так много хочу знать, помоги мне», то позиция учителя: «Возьми то, что хочешь узнать и понять, если трудно, разберёмся вместе».
Лев Николаевич Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Трудно не согласиться с Толстым, так как любовь и преданность своему делу – это ещё не всё. Нужно ещё что-то, ещё один паззл, без которого картинка будет неполной. И этой недостающей частью является любовь к ученикам. Я согласна, что ученики все разные, у каждого из них свои способности, свои знания по тому или иному предмету. Но в каждом из них учитель должен увидеть личность с неповторимым внутренним миром.
Важной составляющей учебного процесса является контролирование работы учащихся на уроке. Нужно держать в поле своего зрения весь класс и каждого в отдельности, во время выполнения работы подходить к каждому,
следить за тем, насколько грамотно и верно учащийся справляется с заданием.
Педагог должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов, начинают отвечать взаимностью.
Одним из сложнейших моментов работы учителя считаю общение с родителями. Стараюсь выбрать оптимальный путь взаимодействия с ними. На родительском собрании, анализируя различные виды деятельности учащихся, обязательно рассказываю о положительных результатах. Если родитель знает, что ему расскажут что-то интересное, нужное, неизвестное, он сам активно идёт на контакт, становится союзником классного руководителя.
Считаю, что в работе учителя, классного руководителя нет предела совершенству и лишь кропотливым каждодневным трудом, самосовершенствованием можно воспитать личность, живущую под девизом: «Твори себя и мир вокруг твори».
Дети всегда остаются детьми, учителя – учителями. Меняются времена, но не меняются задачи учителя:
• дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
• содействовать творческому развитию каждого ученика , как на уроке, так и вне урока;
• вызвать у ребёнка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;
• воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
• стать им другом, раскрыть богатство их душ.
Говорят, что человек поистине счастлив, если он чувствует свою необходимость людям. Я нужна своим ученикам, значит, я самый счастливый человек на планете.
Учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Еще В.А.Сухомлинский поставил перед собой важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться. Эти задачи остаются для учителя начальных классов очень актуальными и современными.
Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Работая в школе, очень часто замечаю, как дети тянутся к учителю, стараются прикоснуться, просят идти, держась за руку. Как нежный росток, которому нужны тепло и влага, ребенок ждет от учителя понимания, заботы и просто доброго слова и участия. Все лучшее обязательно раскроется, если рядом с ребенком родители и учитель, излучающие тепло и свет.
Терпимость, а не агрессия, сострадание, а не равнодушие – вот те пути, по которым должен идти человек. Мои ученики должны найти эти пути. Это главное в моей профессии.
Бахарева Александра Сергеевна
МКОУ «Школа № 2» г. Пласта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия
Каждому человеку рано или поздно приходится делать судьбоносный выбор – выбор профессии, дела жизни....

моя педагогическая философия
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза, любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье...
Эссе. Моя педагогическая философия
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в, ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам дум...