Методика диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой Т.Д.
учебно-методический материал
Методика диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой Т.Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_diagnostiki_dubovitskoy.docx | 33.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)
Инструкция.
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, поставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++), пожалуй, верно (+), пожалуй, неверно (-), неверно (-). Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе.
- Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
- Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
- В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.
- Учебные задания по данному предмету мне интересны, я их выполняю, потому что это требует учитель (преподаватель).
- Трудности, возникшие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
- При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
- Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
- Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
- На уроках по данному предмету, у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
- Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
- Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.
- Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.
- По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
- Считаю, что все задания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
- Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
- Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
- Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с этим предметом.
- Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
- Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
- Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов по диагностике направленности учебной мотивации
Дубовицкой Т.А.
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно). Ключ:
Да
1
2
5
6
8
11
12
14
17
19
нет
3
4
7
9
10
13
15
16
18
20
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов.
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так:
0 – 10 баллов – внешняя мотивация
11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:
0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации
6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации
15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:
- Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1, 11, 14, 17 (максимальное количество баллов 8).
- Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 6, 8, 12 (максимальное количество баллов 6).
- Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7, 10, 13 (максимальное количество баллов 6).
- Трудность в изучении предмета – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2).
- Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2, 5, 19 (максимальное количество баллов 6).
- Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3, 4, 9 (максимальное количество баллов 6).
- Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15, 16, 20 (максимальное количество баллов 6).
Степень данных проявлений : 0-25 % - низкая
30% - 70% - средняя
75% - 100% - высокая
Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.
Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Тест для определения обученности
Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.
Выполнено |
| Оценка |
|
|
|
Вариант I 1, 2 |
| «3» |
Вариант II 2, 3, 4 |
| «4» |
Вариант III 4, 5 |
| «5» |
Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.
Ф.И. | Полностью и правильно выполнены задания |
Выводы | ||||
Уровни обученности | ||||||
различение | запоминание | понимание | умение | перенос |
Методика «Карта одаренности» А. Савенков
Цель: выявить виды одаренности ребенка.
Инструкция: Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство сильно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10 – 15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных сведений для этого, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «2» по этому параметру «в родительской школе».
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов:
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Избирателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой – либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно – популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры - драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Лист ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Обработка результатов:
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
1. интеллектуальная;
2. творческая;
3. академическая (научная);
4. художественно – изобразительная;
5. музыкальная;
6. литературная;
7. артистическая;
8. техническая;
9. лидерская;
10. спортивная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика, направленная на определение сформированности познавательных универсальных учебных действий. Прогрессивные матрицы Равена.
Как продиагностировать познавательные УУД у младших школьников? Хорошим подспорьем для этого являются прогрессивные матрицы Равена....
Методики диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников
Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личност...
Методики диагностики учебной мотивации школьников
В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи....
Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.
Диагностика обучающихся...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
Диагностика универсальных учебных действий. Нравственно-эстетическая ориентация. Методика "Что такое хорошо и что такое плохо" (4 класс)
Методика "Что такое хорошо и что такое плохо"...
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...