Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.
материал (2 класс)

Диагностика обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Дубовицкая Т.Д.)

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, поставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: верно (++), пожалуй, верно (+), пожалуй, неверно (-), неверно (-). Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

  1. Изучение данного предмета даёт мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
  2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
  3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.
  4. Учебные задания по данному предмету мне интересны, я их выполняю, потому что это требует учитель (преподаватель).
  5. Трудности, возникшие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
  6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
  7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
  8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
  9. На уроках по данному предмету, у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
  10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
  11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками, друзьями.
  12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают.
  13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
  14. Считаю, что все задания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
  15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
  16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
  17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с этим предметом.
  18. Данный предмет даётся мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
  19. Если по болезни (или по другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
  20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).



Обработка результатов по диагностике направленности учебной мотивации

Дубовицкой Т.А.

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «да» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «нет» - отрицательные (пожалуй, неверно; неверно). Ключ:

Да

1

2

5

6

8

11

12

14

17

19

нет

3

4

7

9

10

13

15

16

18

20

За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

Анализ результатов.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается так:

0 – 10 баллов – внешняя мотивация

11 – 20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

0 – 5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации

6 – 14 баллов – средний уровень внутренней мотивации

15 – 20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

Для качественного анализа результатов вопросы разделены на следующие группы:

  1. Ценность знаний – положительные ответы по суждениям 1, 11, 14, 17 (максимальное количество баллов 8).
  2. Самостоятельность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 6, 8, 12 (максимальное количество баллов 6).
  3. Пассивность в изучении предмета – положительные ответы по суждениям 7, 10, 13 (максимальное количество баллов 6).
  4. Трудность в изучении предмета – положительный ответ по суждению 18 (максимальное количество баллов 2).
  5. Интерес к предмету – положительные ответы по суждениям 2, 5, 19 (максимальное количество баллов 6).
  6. Негативное отношение к занятиям – положительные ответы по суждениям 3, 4, 9 (максимальное количество баллов 6).
  7. Негативное отношение к предмету – положительные ответы по суждениям 15, 16, 20 (максимальное количество баллов 6).

Степень данных проявлений : 0-25 % - низкая

30% - 70% - средняя

75% - 100% - высокая

Знак результата, полученный при суммировании баллов, показывает наличие или отсутствие данных проявлений.

Диагностика определения уровня обученности (по П.И. Третьякову)

Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).

Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.

Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.

Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.

Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.

Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.

 

Тест для определения обученности

1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее…

I уровень - различение

2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу…

II уровень - воспроизведение

3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи…

III уровень - понимание

4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства…

IV – уровень умений (репродуктивных)

5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи…

V уровень – перенос (творческие умения)

 

Ключ. Учитель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки.

 

Выполнено

 

Оценка

 

 

 

Вариант I 1, 2

 

«3»

Вариант II 2, 3, 4

 

«4»

Вариант III 4, 5

 

«5»

 

Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы учитель заполняет аналитическую таблицу.

 

 

Ф.И.

Полностью и правильно выполнены задания

 

Выводы

Уровни обученности

различение

запоминание

понимание

умение

перенос

Методика «Карта одаренности» А. Савенков

Цель: выявить виды одаренности ребенка.

Инструкция: Перед вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство сильно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойство личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую, и так далее. Всего у вас на это должно уйти 10 – 15 минут.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных сведений для этого, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «2» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов:

1.  Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2.  Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3.  Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4.  В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5.  Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6.  Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.  Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8.  Интересуется механизмами и машинами.

9.  Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Избирателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

34. Любит использовать какой – либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанные варианты.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно – популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры - драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов:

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

1.  интеллектуальная;

2.  творческая;

3.  академическая (научная);

4.  художественно – изобразительная;

5.  музыкальная;

6.  литературная;

7.  артистическая;

8.  техническая;

9.  лидерская;

10. спортивная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников

Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личност...

Методики диагностики учебной мотивации школьников

В данной статье можно найти анкеты для диагностики учебной мотивации школьников и ключи....

Диагностика уровня учебной мотивации

Диагностика уровня учебной мотивации...

Диагностика уровня учебной мотивации

Диагностика уровня учебной мотивации...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Диагностика уровня учебной мотивации первоклассников

диагностика формирования учебной мотивации первоклассников на интегрированных уроках....

Методика диагностики направленности учебной мотивации Дубовицкой Т.Д.

Методика диагностики направленности учебной мотивации  Дубовицкой Т.Д....