Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников
Введение.
Мотивация обучающихся является одной из важнейших проблем современного образования, так как именно её наличие обеспечивает активную позицию ребёнка в обучении, личностное развитие и способствует повышению качества образования.
Мотивация — это система психических и психофизиологических процессов, отвечающих за побуждение, направленность деятельности, настойчивость и способность концентрироваться на предмете деятельности.
Сегодня главная цель школы: формирование личности, способной к конкуренции. Первые шаги для достижения этой цели закладываются в младшем школьном возрасте, поэтому выпускник 4 – ого класса должен иметь внутреннюю направленность «Я могу учиться» и внутреннюю мотивацию «Я хочу учиться». Это необходимые условия для продолжения образования в среднем звене.
Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Ю. Бабанский, В.Онищюк, А.Савченко считают, что среди основных составляющих учебной деятельности (целеполагающей, мотивационной, содержательной, процессуальной и результативной) отводить приоритетную роль необходимо мотивационному компоненту. Наличие положительных мотивов, по их мнению, побуждает личность к качественной, интенсивной реализации собственных замыслов, целей.
Учебная деятельность имеет для разных школьников разный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия.
Особую актуальность приобретает изучение специфики развития и формирования мотивационной сферы личности детей младшего школьного возраста в контексте овладения ими учебной деятельностью. Данное положение обуславливается рядом причин.
1)Младшие школьники впервые сталкиваются с организованной учебной деятельностью, носящей оценочный характер. Поэтому степень сформированности мотивов учения на этом возрастном этапе будет определять их дальнейший успех в учебной деятельности, и как следствие статусное положение в коллективе, самооценку, чувство самоуважения и пр. В этом отношении актуальны данные, приводимые Л.И. Божович, согласно которым у детей происходит угасание интереса к школьному обучению с первого по четвёртый класс. Дети часто стремятся всячески избавиться от школьных обязанностей, пренебрегают выполнением заданий на уроках и в домашней работе. Вместе с этим падает авторитет учителя и управляемость учебным процессом. Качество обучения страдает от снижения учебной мотивации.
2)В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учеба, хотя не малую долю по-прежнему занимает игровая деятельность. Ввиду этого у младших школьников могут преобладать игровые мотивы над учебными, что необходимо учитывать для формирования учебной мотивации.
3)В младшем школьном возрасте, по словам А.Н. Леонтьева, укрепляются первые узы, первые связи и отношения, которые образуют новое высшее единство – единство личности, которое невозможно рассматривать в отрыве без мотивационной сферы ребенка.
Деятельность педагога в начальных классах направлена на то, чтобы научить детей азам анализа, синтеза и другим методам познания объективной реальности, привить уважение к чужому мнению и особенностям других культур. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать наряду с остальными девятью пунктами и «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения». В нём детально прописаны все необходимые требования и нормы знаний, которыми должны овладеть учащиеся младших классов по таким предметам как: русский и иностранный языки, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России (как полинационального государства), изобразительное искусство, музыка, труды, физическая культура. Таким образом, проблема формирования учебной мотивации у младших школьников очерчивает круг вопросов, связанных как с личностными, так и с социальными аспектами их жизни.
Формулировка цели статьи и задач – на основе анализа научной литературы раскрыть педагогические условия формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Теоретические материалы позволяют выделить два ключевых вида мотивации: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя контролирующая мотивация не связана с самой деятельностью, а задаётся отношениями с ближайшим окружением. При такой мотивации ребенок мало заинтересован в саморазвитии и работает на краткосрочную (заслужить похвалу, получить низкий балл), а не долговременную (развитие, самосовершенствование) перспективу. Ученик мотивирован извне (учителем, родителями); участвует в учебном процессе ради похвалы, признания или чтобы избежать наказания. Как следствие – такие ученики считают причиной своих неудач и неуспешности внешние силы и чувствуют, что не могут влиять на сложившуюся ситуацию. Свою неудачу они воспринимают как постоянную и закономерную, а не как одноразовую ошибку.
Недостатки внешней контролирующей мотивации:
1. Работает только тогда, когда есть контроль деятельности ребёнка.
2. Эффективна для краткосрочных и простых задач, а для долгосрочных, комплексных или творческих заданий работает слабо.
3. Чем больше контролируем ребёнка, мотивируем его поощрениями и негативными последствиями, тем сложнее ему осознать свои цели и интересы, найти собственный смысл в учёбе.
4. Внешняя контролирующая мотивация часто негативно отражается на эмоциональном состоянии, поведении ребёнка, на отношениях со взрослыми.
Если долгое время преобладает внешняя контролирующая мотивация:
- У ребёнка отсутствует инициатива, он предпочитает простые задания, делает только то, что необходимо;
- Ребёнок быстро сдаётся, встречая трудности;
- Негативно сказывается на креативности, когнитивной гибкости, ухудшается качество и скорость решения эвристических задач;
- Ребёнок постепенно теряет контакт со своим внутренним Я, со своими истинными желаниями, целями, интересами.
При внутренней мотивации ученики работают ради целей, которые они сами для себя определили, а не целей, навязанных другими. При таких условиях развивается глубинный интерес к предмету. При наличии внутренней мотивации задействуются такие внутренние факторы личности, как потребности, интерес, любознательность, удовольствие. Ученик учится, не ожидая внешнего вознаграждения. Он получает внутреннее вознаграждение за сет повышения чувства собственного достоинства, самооценки, удовольствие от того, что достиг цели. Такой ученик мало обращает внимание на оценки или поощрения учителя, а работает охотно благодаря внутреннему интересу, желанию достичь поставленной цели.
Ему интересно открывать что-то новое, ему нравится чувствовать, что теперь он умеет то, чего раньше не умел. Он с интересом учится, активно включается в работу, делает задания с желанием.
Важно понимать, что ребёнок не может оставаться в таком состоянии всегда: он растёт, перед ним встают новые возрастные задачи. Важная задача взрослых — поддержать любопытство ребёнка и помочь оформиться его интересам, когда придёт время.
Мотивация конкретного ребёнка — это чаще всего сочетание разных видов мотивации в какой-то пропорции. Где-то в середине мы обнаружим внешнюю автономную мотивацию.
В отличие от внутренней мотивации природа внешней автономной мотивации — не деятельностная, а личностная. Внешняя автономная мотивация проистекает от самого индивида и сознательно выбранных им личностно значимых жизненных целей, по отношению к достижению которых выполняемая деятельность является средством.
Ребёнок с внешней автономной мотивацией находит личный смысл в учёбе, хотя и не интересуется предметом напрямую: «Мне важно хорошо учиться, чтобы родители были рады».
Получается, ребёнок хоть сам и не выбирал учебную деятельность, но принимает её, так как в ней реализуются его потребности. При такой мотивации есть ощущение независимости, учёба важна для ребёнка и для поддержания его отношений с другими людьми.
В основе внешней автономной мотивации могут оказаться любые мотивы, например:
- Необходимость быть принятым окружающими,
- Стремление к престижу, статусу, власти,
- Желание чувствовать себя успешным, компетентным.
На мотивацию влияет много факторов: интерес к предмету, осознание его полезности, стремление к успеху, уверенность и чувство собственного достоинства, настойчивость и терпение, в конце концов – нравится или не нравится учитель. И, конечно же, не все ученики ориентированы на ценности, они имеют разные потребности и желания, среди которых следует отметить такие: потребность в познании: желание человека задавать вопросы и искать на них ответы; потребность в самовыражении, реализация которой основывается на знаниях, умениях, навыках; потребность в проведении своей самооценки: сравнение себя с другими и стремление к самосовершенствованию; потребность в социальных связях; потребность в безопасности: стремление к стабильности и самозащиты; физиологические потребности. Первые четыре вида потребностей – основа для планирования учителем познавательной деятельности субъектов обучения с обязательным учетом мотивов учения.
Важнейшими положительными мотивами к обучению являются:
- мотив «саморазвития»: желание как можно больше знать и уметь, развивать свой ум, повышать культурный уровень;
- мотив «достижения»: желание получить хорошие результаты своей деятельности;
- мотив «профессионально-жизненного самоопределения»: стремление достичь вершин в будущей профессии;
- коммуникативный мотив: желание общаться, сотрудничать, взаимодействовать;
- эмоциональный мотив: желание получать положительные эмоции (радость, удовлетворение) от учения;
- мотив «позиция»: гражданская ответственность за дело, чувство долга.
В педагогической науке и практике существуют различные способы повышения учебной мотивации младших школьников.
Важно учесть, что за время учёбы в школе ребёнок проживает несколько возрастных этапов и меняется. Это отражается и на мотивации. Понимая особенности разных возрастов, можно с наибольшим успехом выстраивать с детьми доверительные отношения, подбирать нужные методики и приёмы для работы с мотивацией.
Большое значение для детей 1-2 класса имеет фигура учителя. Чаще всего дети безоговорочно доверяют учителю, и это удачное время, когда можно передавать ученикам важные ценности, например, ценность получения новых знаний или ценность дружбы. Даже отношения между детьми строятся преимущественно через учителя. Он организует совместную деятельность и общение в классе, его требования и оценки воспринимаются учениками как важные ориентиры. Своими реакциями на детей он определяет суждения детей друг о друге. Работая с ребятами из 1-2 классов, важно отслеживать, какое отношение к детям мы транслируем.
В этом возрасте для детей значима смена своего статуса, поэтому всё, что связано со школой, является для них важным, выражена познавательная потребность, которая как раз подпитывается в школе. Дети задают вопросы, стремятся узнать побольше.
На этом этапе следует поощрять задавание вопросов, поддерживать ребят в поиске ответов, показать, как удивителен мир. Обращайте внимание на отношения между вами и учениками, учеников друг с другом. Берегите доверительные отношения и следите за психологической атмосферой в классе.
В 3-4 классе дети уже перестают идеализировать учителя. Становится невозможно замотивировать ребёнка только за счёт своего авторитета, слова должны быть обоснованы и аргументированы. В этом возрасте дети хотят больше времени проводить вместе, появляется интерес к мнению других ребят и желание понравиться, быть принятым другими детьми. Теперь уже не только мнение взрослого, но и отношение со стороны одноклассников определяет положение ребёнка среди других детей и влияет на его эмоциональное благополучие. К 3 классу социальная роль школьника становится привычной, начинает проявляться избирательное отношение к отдельным учебным предметам, учебная мотивация становится более разграниченной: появляется как положительное, так и отрицательное отношение к учебному процессу в зависимости от интереса к предмету.
Познавательные интересы, как правило, ещё довольно эпизодические. Чаще всего они возникают в процессе урока и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.
Так как естественное любопытство в этом возрасте снижается, а учебная нагрузка растёт, важно учить детей настойчивости и целеполаганию. Разбивайте задания на небольшие промежуточные цели. Так ребёнку будет проще начать работу и довести её до конца. Уделяйте время анализу ошибок и успехов ребят, подчёркивайте личную динамику учеников. Так процесс обучения становится осознанным и понятным для ребёнка. Игра в этом возраста остаётся важной и естественной деятельностью. Дидактические игры помогут поддержать интерес к предмету и в лёгкой форме освоить знания.
Необходимо знать, что учебная мотивация имеет пять уровней:
- Высокий уровень учебной мотивации – у таких детей хорошо развиты познавательный мотив, стремление наиболее успешным образом выполнять все предложенные задания и школьные требования и указания учителя ; это добросовестные и ответственные дети, которые сильно переживают свои неудачи, если иногда они бывают;
- Достаточный уровень учебной мотивации – учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью , имеют познавательный интерес; по сравнению с детьми первого уровня спокойней относятся к неудовлетворительным оценкам, отличаются нестабильным вниманием, снижением и повышением в настроенности к обучению ( от активной позиции к пассивной);
- Средний уровень учебной мотивации – у учащихся сформировано положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей в основном внеучебной деятельностью; они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, с удовольствием общаются с друзьями, с учителями; им нравится быть учениками, иметь красивый портфель ручки, пенал, тетради; познавательные мотивы сформированы недостаточно, поэтому учебный процесс привлекает их незначительно;
- Низкий уровень учебной мотивации – такие дети посещают школу неохотно, проявляют желание пропускать занятия; на уроках часто занимаются посторонними делами, играми; имеют проблемы в учебной деятельности, трудно адаптируются к школе;
- Нулевой уровень учебной мотивации – у учащихся сформировано отрицательное отношение к школе, им присуща школьная дезадаптация; такие дети имеют не только трудности в обучении, но и проблемы в общении с одноклассниками и учителями; школа нередко воспринимается ими как враждебная среда; в отдельных случаях некоторые из них могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным правилам; то у таких детей наблюдаются нервно-психические нарушения.
Педагогический опыт и чуткое отношение к ребенку дают возможность многим учителям выявлять, какие мотивы характеризуют действия тех или иных детей, определять уровень учебной мотивации, предусматривать «зону ближайшего развития», то есть проектировать личность в условиях учебно-воспитательного процесса. Основными задачами учителя начальной школы должны стать:
- изучение мотивационной сферы учащихся;
- развитие положительных мотивов, их учет при планировании учебной деятельности;
- формирование новых мотивов, способных обеспечить повышение качества учебной работы.
Эффективная реализация этих задач возможна при условии целевого использования приемов стимулирования эмоцианально-положительного влияния на мотивационную сферу школьников, учета их интересов и склонностей; поддержки успехов; стремления сделать работу интересной; одобрения здорового соперничества; применения разнообразных эффективных методов организации познавательной деятельности; предоставления ученику шанса проявиться.
Так, с целью формирования положительной мотивации к учению учитель может создать проблемно-поисковые ситуации на уроках. В 1-4 классах это постановка перед учениками определенного познавательного задания, которое содержит в себе противоречие, вызывает дискуссию, побуждает к размышлениям, поискам и выводам. В начальных классах наиболее целесообразными и наиболее распространенными приемами создания проблемных ситуаций через общую адекватно-полноценную положительную мотивацию являются:
- столкновения учащихся с противоречивыми фактами ( металл в воде тонет, а дерево – нет, почему?);
- демонстрация ошибок, к которым приводит незнание определенной темы (например, трудности, возникающие во время написания буквосочетаний ьо, йо);
- исследовательские задачи (проследите, где снег начинает таять быстрее, и объясните, почему; проследите за местом ударения в словах и сделайте вывод);
- побуждение учащихся к обобщению фактов (сравните слова: сорняк – свекла, перья – буря; сформулируйте определенное правило на основе этого сравнения);
- побуждение учащихся к анализу фактов и явлений, которые логически противоречат их жизненному опыту ( металл в воде не тонет, так почему же тонет пароход?);
- постановка проблемного вопроса на основе элементов дискуссии;
- создание ситуации, когда учащиеся убеждены в недостаточности своих знаний и испытывают потребность обрести новые, чтобы ответить на поставленный вопрос ( назовите слова одного корня: вода, водитель, водичка, водяной , водить, водный).
Анализ деятельности школьника дает учителю возможность осуществлять индивидуальный подход к тем, кто испытывает трудности в процессе поиска. В таком случае, как правило, происходит процесс автоматического преобразования общей мотивации учебной деятельности на индивидуально-личностную.
При увеличении объема информации, содержания учебного материала, то у учителя возникает желание использовать оптимальные методы и приемы для качественного усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности. Обучение и воспитание младшего школьника невозможно представить без внедрения в структуру урока игры и игровых технологий. Это один из самых эффективных методов обучения, не только максимально активизирует интеллектуально-практические и творческие возможности индивида, но и позволяет привлечь ребенка к процессу учения.
Наиболее значимым инструментом формирования учебной мотивации является интеллектуальная игра, в которой динамично сочетается дидактическая, развивающая и познавательная цель. Существенные компоненты интеллектуальных игр: сбор нужной информации; поиск неизвестного элемента или алгоритма достижения цели; принятие решения; логический выбор одной позиции из ряда возможных; преодоление препятствий на пути к установленной или выбранной цели. Проведение интеллектуальных игр не требует наличие громоздких и сложных реквизитов; бывает достаточно листа бумаги и карандаша.
Существует несколько видов интеллектуальных игр: игры с карандашом и устные игры; ребусы; кроссворды, сканворды, чайнворды; игры на шахматной доске; головоломки; конкурсы знатаков-эрудитов и т.п.
Учебный материал, поданный в игровой форме, вызывает у ученика эмоциональный подъем только благодаря правильной, методически грамотно обусловленной положительной мотивации и создании ситуации успеха для всех и каждого в частности. Таким образом, главный положительный фактор игры – способность стимулировать познавательную активность и вызвать потребность учиться, узнавать, исследовать через четко сформулированные в цели и осознанную каждым учеником мотивацию.
Общеизвестно, что именно в семье формируются основные духовные ориентиры ребенка, на которых в дальнейшем строится система ее взаимоотношений с социальной средой. Ценности, принятые в семье, определяют поведение юной особы, ее отношение к себе и другим, способствуя духовному росту или, наоборот, препятствуя развитию. Родителям необходимо знать, что интерес к учебе может появиться у ребенка только тогда, когда взрослые создадут соответствующие условия для формирования у него стремление познавать, а также чувство долга и ответственности.
Важное значение в формировании у детей положительной мотивации к обучению имеют вопросы взрослых: расспрашивать ребенка о школе следует таким образом, чтобы возбуждать в нем интерес к учебному труду, а не до оценок и похвалы; повышенный интерес к оценке и постоянное ожидание похвалы при первых же неудачах могут вызвать негативное отношение к школе.
В начальной школе ключом к любому виду обучения является чтение, дающее определенную информацию. Сегодня дети могут получать эту информацию более легким путем (через телевидение, интернет), поэтому современные дети читают без особого желания. А если к этому добавляется недовольство родителей, неутешительные сравнения с другими детьми, чувство вины, то процесс чтение начинает вызывать у детей отвращение.
Для того, чтобы сформировать эмоционально-положительную мотивация к процессу чтения, необходимо родителям:
- не ругать за плохое чтение, а наоборот, восхищаться им, хвалить малыша за то, что сегодня он прочитал лучше, чем вчера;
- просить ребенка читать каждый день не потому, что он плохо это делает, а потому, что вам очень приятно его слушать;
- во время чтения полезно остановить ребенка, предложить высказать свои впечатления от прочитанного, что внесет в процесс чтения эмоционально привлекательный элемент диалога, поможет понять текст и одновременно даст ребенку отдохнуть;
- если ребенок не хочет читать, то не нужно заставлять его делать это более 5-6 минут.
Следует отметить общие причины снижения интереса детей как к процессу чтения, так и к обучению вообще:
- завышенные требования родителей;
- неадекватное оценивание деятельности ребенка родителями;
- частые конфликты в семье по поводу учебы ребенка.
Следовательно, обязательным условием отношений в системе «родители-ребенок» является взаимное уважение и доверие. Взрослым стоит видеть в ребенке самобытную личность, а не объект воспитательных действий, уважительно относиться к нему, развивать в себе умение подойти к ребенку с мотивированно правильной установкой, что является важнейшим условием формирования эмоционально-положительных мотиваций к учебе у маленького ученика.
Выводы. Младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы. Это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит судьба ребенка на протяжении всего школьного времени; поэтому именно в этом возрасте главное содержание мотивации заключается в том, чтобы научить ребенка учиться.
Ответственное формирование учителем мотивационной сферы параллельно с развитием эмоционально-волевого компонента сферы личности с позиции «вместе с ребенком» способствует формированию у маленького ученика личностного видения мира и способности вступать в диалог с ним, выработке умений самостоятельно принимать решения, навыков самовоспитания и саморегуляции взаимоотношений, целенаправленности в действиях и поступках, то есть постепенному воспитанию личности, в дальнейшем успешной в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации у младших школьников.
Три основные направления по формированию учебной мотивации...
Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения
Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия ...
«Детская мультипликация, как средство формирования учебной мотивации у младших школьников»
Примерная форма работы детской киностудии и её влияние на учебный процесс...
Формирование учебной мотивации у младших школьников с ЗПР средствами арттерапии
В данной статье рассмотрены теоретические аспекты применения артехнологий,как одного из методов фомирования учебной мотивации учащихся. Рассмотрены наиболее основные техники применяемые в ...
Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности
Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование...
"Формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития"
Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из ...
Статья "Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников"
В статье проанализировано понятие «учебная мотивация», обоснована необходимость её формирования в образовательном процессе начальной школы....