Формирование учебной мотивации у младших школьников с ЗПР средствами арттерапии
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В данной статье рассмотрены теоретические  аспекты применения артехнологий,как одного из методов фомирования учебной мотивации учащихся. Рассмотрены наиболее основные техники  применяемые в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_artterapiya.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации у младших школьников с ЗПР средствами арттерапии

Младший школьный возраст является одним из значимых периодов детства, который характеризуется интенсивным развитием познавательных процессов и формированием навыков учебной деятельности. В этом   возрасте ребёнок активно развивается и познает окружающую среду. Неотъемлемым элементом развития младшего школьника является учебная мотивация, которая определяется организацией образовательного процесса и субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка).

Проблема формирования учебной мотивации и не усвоения школьной программы стала предметом исследования педагогов специалистов (Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский и многие др.). В наши дни эта проблема встаёт наиболее остро в связи с обновлением содержания образования, постановкой задач формирования навыков самостоятельного приобретения знаний уже с начальной школы и постоянно увеличивающимся количеством детей с низкой степенью обучаемости, в том числе и детей с задержкой психического развития (ЗПР). Этот вопрос волнует не только педагогов общеобразовательных школ, но и родителей, поэтому является актуальным и злободневным.

Мотивация как движущая сила поведения и деятельности ребёнка, безусловно, занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её составляющие компоненты: направленность, характер, эмоции, способности, психические процессы и т.д.

Младший школьник, начав обучение в школе, безусловно, испытывает большую нагрузку на психическую и эмоционально-волевую сферы. Мотивационная готовность к школе в данном случае играет важную роль в успешности обучения и адаптации ребёнка к новым школьным условиям.

Мотивационная основа учебной деятельности младшего школьника состоит из следующих элементов:

  • сосредоточение внимания на учебной ситуации;
  • осознание смысла предстоящей деятельности;  
  • осознанный выбор мотива;
  • целеполагание;
  • стремление к цели;
  • стремление к достижению успеха;
  • самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

В связи с этим, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если оно будет являться потребностью самого ребёнка, будет ему интересно, иметь для него личностный смысл.

Если процесс познания не сопровождает эмоциональная заинтересованность ребёнка, то интеллектуальные чувства не развиваются, познавательная активность угасает. Одним из способов формирования и развития учебной мотивации у младших школьников может стать использование методов технологии арттерапии.

Воспитание искусством закладывает основы мироощущения, позитивные эмоции, на которых строится более рациональная часть сознания. Гармоничное состояние ребёнка зависит от энергетических ресурсов, которыми он располагает. Данные ресурсы помогают проявлять активную, позитивную направленность личности, повышать адаптивные возможности, решать учебные задачи.

В последние годы, учреждения образования активно внедряют инновационные формы и методы работы с детьми. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии.

Арт-терапия - это, прежде всего, технология психокоррекционного воздействия, направленная на развитие творческого потенциала личности ребёнка, которая совершенствует процессы саморегуляции. Арт-терапия находится в тесной связи с медициной, имеет предупреждающую, социализирующую направленность, что имеет большое значение в образовательных организациях.

В отечественной психологии вопросами применения арттерапевтических методов занимались Е. А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, О. Постальчук, и Т.А. Добровольская. Они рассматривают применение искусства как средство комплексного воспитательного, развивающего и коррекционного воздействия на детей с нарушениями в развитии.

О влиянии искусства на структуру личности с нарушениями в развитии, в частности с задержкой психического развития, указывали многие учёные. По мнению C.М. Миловской, занятия творчеством помогают повысить мотивацию к образовательной деятельности, развить внимание, речь, память, воображение и мышление, а, следовательно, способствовать успешному формированию учебных действий.

Современные тенденции в области специальной педагогики и психологии всё больше ориентируются на применение воздействия искусства в области образования. Применение методов арт-терапии способствует повышению познавательной активности, расширению жизненных компетенций, развивает эмоциональную сферу и способствует развитию компенсаторных механизмов.

Наиболее эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря использованию в учебном процессе таких методов арттерапии, как: изотерапии (рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство), библиотерапии (воздействие чтением), имаготерапии (воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапии (воздействие через восприятие музыки), вокалотерапии (пение), кинезитерапии (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями), игротерапии, сказкотерапии.

В младшем школьном возрасте наиболее часто используется изобразительная терапия, сказкотерапия, игротерапия и музыкальная терапия.

В целом изобразительная арт-терапия способствует самопознанию, взаимопониманию, активизации коллективной работы, повышению мотивационного деятельностного компонента. При работе с младшими школьниками изотерапия используется для создания положительной мотивации, помогает преодолеть неуверенность детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, внимание, усидчивость и дисциплинированность.

В работе с младшими школьниками для формирования учебной мотивации целесообразно использовать следующие арт-терапевтические техники:

  • Техника «мандала» (рисование в круге) - включает в себя спонтанную работу с цветом и формой внутри круга и открывает возможность для личностного роста ребёнка.
  • Техника марания обусловлена неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлечённых форм и цвета.
  • Техника «кляксография» заключается в нанесении краски на одну часть листа, при сгибании которого, образуется замысловатый рисунок.
  • Техника рисования по мокрому листу способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми.
  • Техника рисования сухими листьями, сыпучими материалами (крупами, макаронными изделиями).
  • Техника образа и пластики настроения - работа с пластилином, тестом или глиной используется для снятия мышечного напряжения, гиперактивности, а также способствует развитию навыков самоконтроля.
  • Техника фотоколлажа и аппликаций - развивает психические процессы и креативность.
  • Музыкальная терапия.
  • Игротерапия

Игровая терапия, как правило, применяется при коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, способствует развитию саморегуляции и активизирует мотивационную деятельность, так как игра является ведущей деятельностью детей младшего школьного возраста. В игре ребёнок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Психокоррекционный эффект может быть достигнут благодаря установлению положительного эмоционального контакта.

Таким образом, арттерапия даёт положительные результаты в коррекционно-развивающей работе:

  • повышает учебную мотивацию, а, следовательно, способствует оптимизации развития личности ребёнка;
  • способствует активизации учебной деятельности;
  • вызывает положительные эмоции, помогает сформировать более активную жизненную позицию;
  • повышает уровень социальной адаптации;
  • помогает устанавливать отношения в детском коллективе.

Использование арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР повышает мотивацию, оптимизирует развитие всех психических процессов. Совместная деятельность педагога и младшего школьника, в рамках арт-терапевтических методов, даёт воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

В процессе арттерапии удовлетворяется актуальная потребность в признании младших школьников с ЗПР, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребёнком на неэффективное напряжение.

Арттерапия как инновационный метод является перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в частности с детьми с ЗПР.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972
  2. Васильева Т.А., Лукьяненко О.Д. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации // Школа и производство. - 2007. - № 8.
  3. Воронова Н. Мотивация как фактор успеха учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. - № 3. - 2015.
  4. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2010. – 15 с.
  5. Копытин А. И, Свистовская Е. Е. Арт-терапевтические методы, используемые с детьми и подростками: обзор современных публикаций. Журнал практической психологии и психоанализа. 2014, № 3. – 5с.
  6. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2016. – 16 с.
  7. Лэндрет Г.Л., С. С. Суини. Игровая терапия, центрированная на ребенке: работа в группе. Журнал практической психологии и психоанализа. Декабрь 2015. – 11 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации у младших школьников.

Три основные направления по формированию учебной мотивации...

Педагогические условия формирования учебной мотивации у младшего школьника при безотметочной системе обучения

Прaктикa нaчaльнoгo oбрaзoвaния пoкaзывaeт, чтo в прoцecce oбyчeния млaдших шкoльникoв нaблюдaeтcя нaрyшeниe cooтнoшeния coбcтвeннoй yчeбнo-пoзнaвaтeльнoй aктивнocти yчeникa и энeргичнoгo вoздeйcтвия ...

«Детская мультипликация, как средство формирования учебной мотивации у младших школьников»

Примерная форма работы детской киностудии и её влияние на учебный процесс...

Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности

Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование...

"Формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития"

Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности. Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации обучения является одной из ...

Статья "Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников"

В статье проанализировано понятие «учебная мотивация», обоснована необходимость её формирования в образовательном процессе начальной школы....

Педагогические условия формирования учебной мотивации у младших школьников

Аннотация. В статье проанализировано понятие «учебная мотивация», обоснована необходимость её формирования в образовательном процессе начальной школы. Ключевые слова: педагогические условия,...