Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому)
рабочая программа
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alt.kom_2_kl.docx | 33.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
На уроках речи и альтернативной коммуникации используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» ставит следующие задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
- «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Учебный курс речи и альтернативной коммуникации предусматривает следующую структуру:
- Коммуникация
- Развитие речи с использованием вербальных и невербальных средств.
- Чтение и письмо
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 1 час в неделю.. Из них:
I ч. – 8 ч.
IIч. – 7 ч.
IIIч. – 10 ч.
IV ч. – 7 ч.
Всего в год – 32 часа.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Потребность в коммуникации.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
- Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Система оценки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».
В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.
Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за вы-полнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.
Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» во втором классе представлена разделами «Повторение», «Звуки и буквы», «Письмо». В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми:
Выражение своих желаний с использованием изображения, слова. Выражение согласия и несогласия. Соблюдение очередности в разговоре. Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. Определение источника звука с опорой на практические действия. Определение источник звука, распознавание речевых и неречевых звуков. Игра «Громко – тихо». Выделение из слова звука [а] [у] в начале слова.
В раздел «Звуки и буквы» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, читать слоги, слова и предложения. Данный раздел представлен темами:
Звук и буква А. Звук и буква У. Звук и буква М. Образование и чтение прямых слогов МА, МУ. Чтение слова МА- МА. Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Звук и буква О. Чтение и письмо буквы О. Образование и чтение слогов ОМ - МО, их сравнение. Звук и буква X. Составление и чтение слов со звуком [х]. Звук и буква С. Составление и чтение слов с изученными буквами. Звук и буква Н. Составление и чтение слогов, слов с буквой Н. Звук и буква Ы. Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком [ы] и буквой Ы. Чтение слов и слогов с буквой ы. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (сын, нос, мох, сом). Звук и буква Л. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой л, предложений с этими словами.Звук и буква В. Упражнение в составлении и чтении слогов во, ва, вы, и слов с ними. Звук и буква И. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. Дифференциация звуков[ ы]-[ и ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ы, и; чтение предложений. Звук и буква Ш. Образование и чтение обратных и прямых открытых слогов с буквой Ш. Звук и буква П. Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой П. Звук и буква Т. Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой Т. Звук и буква К. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (так, сок, лук); предложений с этими словами. Звук и буква 3,з. Чтение и письмо буквы. Образование и чтение слогов ЗА,ЗУ,ЗИ, ЗЫ. Дифференциация звуков 3-С. Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов. Звук и буква Р. Чтение буквы Р. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Р. Дифференциация звуков P-JI. Чтение предложений и текста из слов с буквами Р-Л. Звук и буква й . Слова со звуком [ й ]. Чтение слов с буквами Й-И в конце и в середине. Чтение слов и предложений. Звук и буква Ж. Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. Звук и буква Б. Чтение и письмо буквы Б. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Б. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (бак, бок, бык); слов с твердыми и мягкими согласными буквами. Дифференциация звуков Б-П. Составление и чтение слогов, слов с ними. Звук и буква Д. Дифференциация звуков Г - К. Составление и чтение слогов, слов и предложений. При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно.
6. Календарно-тематическое планирование
№ | Программный материал | Колич. часов | Сроки | Наглядность | Основные виды учебной деятельности | |
1 четверть – 8ч | План Факт | |||||
1. | Выражение своих желаний с использованием изображения, слова. | 1 | 04.09 | карточки, картинки | Умение поддерживать беседу. | |
2. | Выражение согласия и несогласия. Соблюдение очередности в разговоре. | 1 | 11.09 | предметные и сюжетные картинки | ||
3. | Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изобра-жения различной величины. | 1 | 18.09 | карандаши, кисти | ||
5. | Определение источника звука с опорой на практические действия Определение источник звука, распознавание речевых и неречевых звуков. Игра «Громко – тихо». Выделение из слова звука [а] [у] в начале слова. | 1 | 25.09 | аудиозапись, картинки | Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции) Умение пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; | |
8. | Работа по содержанию сказок "Колобок", "Репка". | 1 | 02.10 | герои сказок, предметные и сюжетные картинки | ||
9. | Звук и буква А. Письмо буквы А. | 1 | 09.10 | буквы, картинки | Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя Умение соотносить звук и букву. Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; | |
10. | Звук и буква У. Письмо буквы У. | 1 | 16.10 | буквы, картинки | ||
11. | Звук и буква М. Письмо буквы м. | 1 | 23.10 | буквы, картинки | ||
2 четверть – 7ч. | ||||||
12. | Образование и чтение прямых слогов МА, МУ. Чтение слова МА- МА. | 1 | 13.11 | предметные и сюжетные картинки | ||
13. | Предметы. Соотнесение предметов и их 1названий. | 1 | 20.11 | предметные картинки | ||
14. | Звук и буква О. Чтение и письмо буквы О. Образование и чтение слогов ОМ - МО, их сравнение. | 1 | 27.11 | буквы, картинки | ||
15. | Звук и буква X. Письмо буквы X. Составление и чтение слов со звуком [х]. | 1 | 04.12 | буквы, картинки | ||
16. | Звук и буква С. Письмо буквы С. Составление и чтение слов с изученными буквами | 1 | 11.12 | схемы, буквы, картинки | ||
17. | Звук и буква Н. Письмо буквы Н. Составление и чтение слогов, слов с буквой Н. | 1 | 18.12 | карточки | ||
18. | Звук и буква Ы. Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком [ы] и буквой Ы. Чтение слов и слогов с буквой ы. Письмо буквы ы. | 1 | 25.12 | предметные картинки, касса букв | Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия; Умение обращаться за помощью и принимать помощь организовывать рабочее место; Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу) | |
3 четверть -10 ч. | ||||||
19. | Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (сын, нос, мох, сом). | 1 | 15.01 | буквы, картинки | ||
20. | Звук и буква Л. Письмо буквы л. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой л, предложений с этими словами. | 1 | 22.01 | презентация, картинки | ||
21. | Звук и буква В. Чтение и письмо буквы В. Упражнение в составлении и чтении слогов во, ва, вы, и слов с ними. | 1 | 29.01 | касса букв, предметные картинки, карточки | ||
22. | Звук и буква И. Чтение и письмо буквы И. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. | 1 | 05.02 | буквы, картинки | ||
23. | Дифференциация звуков[ ы]-[ и ]. Упражнение в составлении и чтение слов из слогов с буквами ы, и; чтение предложений. | 1 | 12.02 | касса букв, картинки | ||
24. | Звук и буква Ш. Письмо буквы ш. Образование и чтение обратных и прямых открытых слогов с буквой Ш. | 1 | 19.02 | буквы, картинки | ||
25. | Звук и буква П. Чтение и письмо буквы П. Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой П. | 1 | 26.02 | презентация, касса букв, картинки | ||
26. | Звук и буква Т. Письмо буквы т. Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой Т. | 1 | 04.03 | буквы, картинки | ||
27. | Звук и буква К. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (так, сок, лук); предложений с этими словами. Письмо буквы к. | 1 | 11.03 | касса букв, карточки, картинки | ||
28. | Звук и буква 3,з. Чтение и письмо буквы. Образование и чтение слогов ЗА,ЗУ,ЗИ, ЗЫ. Письмо буквы з. | 1 | 18.03 | буквы, картинки | ||
4 четверть- 7 ч. | ||||||
29. | Дифференциация звуков 3-С. Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов. | 1 | 08.04 | презентация, касса, картинки, карточки | ||
30. | Звук и буква Р. Чтение буквы Р. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Р. Письмо буквы р. Дифференциация звуков P-JI. | 1 | 15.04 | карточки, предметные картинки | ||
31. | Звук и буква й . Слова со звуком [ й ]. Письмо буквы й. Чтение слов с буквами Й-И в конце и в середине. Чтение слов и предложений. | 1 | 22.04 | буквы, картинки | ||
32. | Звук и буква Ж. Чтение и письмо буквы Ж. Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. | 1 | 27.04 | касса букв, карточки, картинки | Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу) Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов (звуков, слов); Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Читать слоги и слова с изученными буквами; Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов(звуков, слов); Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем | |
33. | Звук и буква Б. Чтение и письмо буквы Б. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Б.Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (бак, бок, бык); слов с твердыми и мягкими согласными буквами. | 1 | 06.05 | буквы, картинки | ||
34. | Дифференциация звуков Б-П. Составление и чтение слогов, слов с ними. | 1 | 13.05 | картинки, буквы | ||
35. | Звук и буква Д. Чтение и письмо буквы Д. Дифференциация звуков Г - К. Составление и чтение слогов, слов и предложений | 1 | 20.05 | касса букв, карточки |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умствен ной отсталостью;
- Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- А.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2009.
- Аксенова А. К.. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2009.
- Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- Карточки Г. Домана.
8. Материально-техническое обеспечение
- Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- Технические средства обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вида по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 год обучения
Рабочая программа 8 вида по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 4 класс...
Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.
Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтерн...
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение
Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...