Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому)
рабочая программа

Юлия Александровна Орлова

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alt.kom_2_kl.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»  от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.  Основой является программа  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

На уроках речи и альтернативной коммуникации используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Беседа;
  • Наблюдение;
  • Упражнение;
  • Практическая работа;
  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
  • Объяснительный / репродуктивный
  • Инструктивный / практический
  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Предметный урок;
  • Индивидуальная работа;

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» ставит следующие задачи:

Образовательные:

  • формирование умения слушать и понимать собеседника;
  • формирование умения выполнять несложные инструкции;
  • формирование умения отвечать на вопросы;
  • формирование правильной артикуляции и дикции;
  • формирование умения употреблять слова и выражения:
  • «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
  • формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
  • обучение умению делить слова на слоги
  • обучение правильной посадке при письме;
  • обучение правильному захвату карандаша;
  • обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
  • обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие речи;
  • развитие слухового и зрительного восприятия;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания;
  • развитие зрительно-двигательной координации;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к процессу обучения;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
  • воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
  • воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Учебный курс речи и альтернативной коммуникации предусматривает следующую структуру:

  • Коммуникация
  • Развитие речи с использованием вербальных и  невербальных средств.
  • Чтение и письмо

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного предмета по индивидуальной программе отводится 1 час в неделю.. Из них:

I ч. –   8  ч.

IIч. –   7  ч.

IIIч. –  10  ч.

IV ч. –  7 ч.                            

Всего в год – 32 часа.

4. Планируемые результаты освоения программы

предметные результаты обучения:

  • Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, коммуникативными таблицами и тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Потребность в коммуникации.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом.
  • Знать 15 букв, уметь читать слоги, слова с изученными буквами.

личностные результаты обучения.

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Система оценки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация».

В течение года проводится текущая и промежуточная аттестация.

        Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП (таблица прилагается).

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В нее входят: педагоги и специалисты, осуществляющие процесс образования и развития ребенка.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется образовательной организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является достижение результатов освоения специальной индивидуальной программы развития последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся.

Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за вы-полнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося.

Выявление результативности обучения будет происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся будет оказываться помощь. При оценке результативности достижений будет учитываться степень самостоятельности ребенка.

Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, будет оцениваться его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга оценивается уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Результаты мониторинга указаны в таблице.

5. Содержание учебного предмета

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» во втором классе представлена разделами «Повторение»,  «Звуки и буквы», «Письмо». В раздел «Повторение» включены темы, которые были слабо усвоены детьми:

Выражение своих желаний с использованием  изображения, слова. Выражение согласия и несогласия. Соблюдение очередности в разговоре. Удержание кисти и карандаша. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображения различной величины. Определение источника звука с опорой на практические действия. Определение источник звука, распознавание речевых и неречевых звуков. Игра «Громко – тихо». Выделение из слова звука [а] [у] в начале слова.

В раздел «Звуки и буквы» входит изучение букв, дети учатся соотносить звук и букву, читать слоги, слова и предложения. Данный раздел представлен темами:

Звук и буква А.  Звук и буква У. Звук и буква М.  Образование и чтение прямых слогов МА, МУ. Чтение слова МА- МА. Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Звук и буква О. Чтение и письмо буквы О. Образование и чтение слогов ОМ - МО, их сравнение. Звук и буква X.  Составление и чтение слов со звуком [х]. Звук и буква С. Составление и чтение слов с изученными буквами. Звук и буква Н.  Составление и чтение слогов, слов с буквой Н. Звук и буква Ы. Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком [ы] и буквой Ы.  Чтение слов и слогов с буквой ы.  Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (сын, нос, мох, сом).  Звук и буква Л. Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой л, предложений с этими словами.Звук и буква В.  Упражнение в составлении и чтении слогов во, ва, вы, и слов с ними. Звук и буква И.  Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений. Дифференциация звуков[ ы]-[ и ]. Упражнение в составлении и  чтение слов из слогов с буквами ы, и; чтение предложений. Звук и буква Ш. Образование и чтение обратных и прямых открытых слогов с буквой Ш.  Звук и буква П. Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой П. Звук и буква Т. Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой Т. Звук и буква К. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (так, сок, лук); предложений с этими словами. Звук и буква 3,з. Чтение и письмо буквы. Образование и чтение слогов ЗА,ЗУ,ЗИ, ЗЫ.  Дифференциация звуков 3-С. Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов. Звук и буква Р. Чтение буквы Р. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Р.  Дифференциация звуков P-JI. Чтение предложений и текста из слов с буквами Р-Л. Звук и буква й . Слова со звуком [ й ].  Чтение слов с буквами Й-И в конце и в середине. Чтение слов и предложений. Звук и буква Ж.  Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами. Звук и буква Б. Чтение и письмо буквы Б. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Б. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (бак, бок, бык); слов с твердыми и мягкими согласными буквами. Дифференциация звуков Б-П. Составление и чтение слогов, слов с ними. Звук и буква Д. Дифференциация звуков Г - К. Составление и чтение слогов, слов и предложений. При изучении букв дети учатся обводить буквы по контуру, по трафарету, писать самостоятельно.

6. Календарно-тематическое планирование

Программный материал

Колич. часов

Сроки

Наглядность

Основные виды учебной деятельности

1 четверть – 8ч

План    Факт

1.

Выражение своих желаний с использованием  изображения, слова.

1

04.09

карточки, картинки

Умение поддерживать беседу.

2.

Выражение согласия и несогласия. Соблюдение очередности в разговоре.

1

11.09

предметные и сюжетные картинки

3.

Удержание кисти и карандаша.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изобра-жения различной величины.

1

18.09

карандаши, кисти

5.

 Определение источника звука с опорой на практические действия Определение источник звука, распознавание речевых и неречевых звуков. Игра «Громко – тихо».

Выделение из слова звука [а] [у] в начале слова.

1

25.09

аудиозапись, картинки

Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции)

Умение пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

8.

Работа по содержанию сказок "Колобок", "Репка".

1

02.10

герои сказок, предметные и сюжетные картинки

9.

Звук и буква А. Письмо буквы А.

1

09.10

буквы, картинки

Умение правильно и отчётливо произносить изучаемые звуки,

слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя Умение соотносить звук и букву.

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

10.

Звук и буква У. Письмо буквы У.

1

16.10

буквы, картинки

11.

Звук и буква М. Письмо буквы м.

1

23.10

буквы, картинки

2 четверть – 7ч.

12.

Образование и чтение прямых слогов МА, МУ. Чтение слова МА- МА.

1

13.11

предметные и сюжетные картинки

13.

Предметы. Соотнесение предметов и их 1названий.

1

20.11

предметные картинки

14.

Звук и буква О. Чтение и письмо буквы О. Образование и чтение слогов ОМ - МО, их сравнение.

1

27.11

буквы, картинки

15.

Звук и буква X. Письмо буквы X. Составление и чтение слов со звуком [х].

1

04.12

буквы, картинки

16.

Звук и буква С. Письмо буквы С. Составление и чтение слов с изученными буквами

1

11.12

схемы, буквы, картинки

17.

Звук и буква Н. Письмо буквы Н.

Составление и чтение слогов, слов с буквой Н.

1

18.12

карточки

18.

Звук и буква Ы. Обратные и прямые открытые слоги и слова со звуком [ы] и буквой Ы. Чтение слов и слогов с буквой ы. Письмо буквы ы.

1                                                      

25.12

предметные картинки, касса букв

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

Умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;

Умение обращаться за помощью и принимать помощь

организовывать рабочее место;

Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу)

3 четверть -10 ч.

19.

Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (сын, нос, мох, сом).

1

15.01

буквы, картинки

20.

Звук и буква Л. Письмо буквы л.

Составление и чтение слов, состоящих из обратных и прямых открытых слогов буквой л, предложений с этими словами.

1  

22.01

презентация, картинки

21.

Звук и буква В. Чтение и письмо буквы В. Упражнение в составлении и чтении слогов во, ва, вы, и слов с ними.

1

29.01

касса букв, предметные картинки, карточки

22.

Звук и буква И. Чтение и письмо буквы И. Упражнение в составлении и чтении слов из изученных слоговых структур, чтение предложений.

1

05.02

буквы, картинки

23.

Дифференциация звуков[ ы]-[ и ]. Упражнение в составлении и  чтение слов из слогов с буквами ы, и; чтение предложений.

1

12.02

касса букв, картинки

24.

Звук и буква Ш. Письмо буквы ш.

Образование и чтение обратных и прямых открытых слогов с буквой Ш.

1

19.02

буквы, картинки

25.

Звук и буква П. Чтение и письмо буквы П. Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой П.

1

26.02

презентация, касса букв, картинки

26.

Звук и буква Т. Письмо буквы т.

Образование и чтение обратных слогов и прямых открытых с буквой Т.

1

04.03

буквы, картинки

27.

Звук и буква К. Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (так, сок, лук); предложений с этими словами. Письмо буквы к.

1

11.03

касса букв, карточки, картинки

28.

Звук и буква 3,з. Чтение и письмо буквы. Образование и чтение слогов ЗА,ЗУ,ЗИ, ЗЫ. Письмо буквы з.

1

18.03

буквы, картинки

4 четверть- 7 ч.

29.

Дифференциация звуков 3-С. Упражнения в составлении и чтении слов из двух закрытых слогов.

1

08.04

презентация, касса, картинки, карточки

30.

Звук и буква Р. Чтение буквы Р. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Р. Письмо буквы р. Дифференциация звуков P-JI.

1

15.04

карточки, предметные картинки

31.

Звук и буква й . Слова со звуком [ й ]. Письмо буквы й. Чтение слов с буквами Й-И в конце и в середине. Чтение слов и предложений.

1

22.04

буквы, картинки

32.

Звук и буква Ж. Чтение и письмо буквы Ж.

Составление и чтение слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений с этими словами.

1

27.04

касса букв, карточки, картинки

Умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу)

Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов (звуков, слов);

Умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

Читать слоги и слова с изученными буквами;

Умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства

Умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов(звуков, слов);

Умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем

33.

Звук и буква Б. Чтение и письмо буквы Б. Обратные и прямые открытые слоги и слова буквой Б.Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога (бак, бок, бык); слов с твердыми и мягкими согласными буквами.

1

06.05

буквы, картинки

34.

Дифференциация звуков Б-П. Составление и чтение слогов, слов с ними.

1

13.05

картинки, буквы

35.

Звук и буква Д. Чтение и письмо буквы Д. Дифференциация звуков Г - К. Составление и чтение слогов, слов и предложений

1

20.05

касса букв, карточки

7.  Учебно-методическое обеспечение

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умствен ной отсталостью;
  • Комплект  рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект  предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
  • А.Аксенова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид) М.: Просвещение, 2009.
  • Аксенова А. К.. Дидактический материал. Добукварный период, 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). – М.: Просвещение, 2009.
  • Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
  • Карточки Г. Домана.

8. Материально-техническое обеспечение

  • Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
  • Технические средства обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант

Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вида по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 год обучения

Рабочая программа 8 вида по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 4 класс...

Адаптированная общеобразовательная программа по предмету "Развитие речи и альтернативной коммуникации" для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР.

Адаптированная общеобразовательная программа для надомного обучения учащихся 5 класса с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР по "Развитию речи и альтерн...

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 4 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....

Программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями(2 вариант), 3 класс, надомное обучение

Программа предназначена для обучающихся с умеренными интеллектуальными нарушениями (2 вариант), 3 класс, надомное обучение...