РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вида по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 4 год обучения
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа 8 вида по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_4.docx | 57.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1
имени Петра Петровича Корягина»
Благовещенского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
методическим объединением | Заместитель директора | Директор школы |
учителей _________________ | по УВР | __________О.И. Реймер |
Протокол №______________ | _________ (___________) | Приказ № ____________ |
от «____»____________2019г. | «____»_________2019г. | от «___» __________2019 г. |
Руководитель МО ____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 8 вида
по предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
4 год обучения
начальное общее образование, АООП с ориентировкой на пр.№1599 вариант 2,
надомное обучение
Составитель: Шестернина Екатерина Владимировна,
учитель надомного обучения,
первая квалификационная категория
р.п. Благовещенка – 2019 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5. Содержание учебного предмета 6. Тематическое планирование
7. Планируемые образовательные результаты обучающихся
8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
9. Лист дополнений и изменений 10. Выполнение программы
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему природному миру составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- В соответствии с АООП МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.: Просвещение, 7-е издание.
- Учебным планом МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина на 2019-2020 учебный год.
Коммуникация и общение - неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель уроков – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В процессе занятия учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития речи детей.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры). Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в соответствии АООП и учебным планом МБОУ БСОШ №1 им. П.П. Корягина II варианта рассчитана на 35 учебных недель ( по 2 часа в неделю, 70 часов в год)
Начало учебного года – 1 сентября. Учебный год строится по четвертям.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Продолжительность урока – 20 мин.
Планируемые образовательные результаты
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
-Умение самостоятельно использовать усвоенный лексикограмматический материал в учебных и коммуникативных целях.
- Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
-Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
-Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
-Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
-Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
-Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
-Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
-Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
-Узнавание и различение образов графем (букв).
-Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
-Начальные навыки чтения и письма.
Содержание учебного предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса).
Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо. Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Тематическое планирование ( 70 ч.)
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
1 | Время года – осень. Признаки осени. Узнавание (различение) образов букв Т,М. | 1 | Рассматривание сюжетных картинок. Составление картинки из частей. Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» Ролевая игра «Приветствие». Формирование умения образовать и читать слоги. Уметь узнавать и писать изученные буквы. Письмо по пунктиру, точкам слогов. Работа с пиктограммами игра «Нет, Да». Рассказывание потешки учителем с показом кукол, картинок. Выделение персонажей. Ответы на вопросы по содержанию. Заучивание. Обводка, письмо по пунктиру, точкам букв, слогов. | |
2 | Время года – осень. Природные явления. Узнавание звуков в слоге С,Н. Письмо, обводка и штриховка букв. | 1 | ||
3 | Осень в лесу. Наблюдения за растениями и животными. Узнавание (различение) образов букв С,П. | 1 | ||
4 | Выполнение поручений «Дай», «Покажи», «Найди», «Соотнеси» Узнавание (различение) образов букв Р, К,Л. | 1 | ||
5 | Выражение благодарности словом, предложением. Узнавание звуков в слоге И,Ы,А,О,У. | 1 | ||
6 | Выражение своих желаний словом, предложением. Прослушивание потешки «Сидит, сидит зайка..» | 1 | ||
7 | Мир животных: корова, собака, кошка. Выделение знакомых звуков в словах. | 1 | Называние частей тела животных. Ответы на вопросы, кто что ест. «Как говорят животные» Уметь находить в алфавите изученные буквы, письмо и конструирование изученных букв. Письмо по пунктиру, точкам букв, слогов. Учиться имитировать звуки окружающей среды. Называть в словах, где стоят услышанные звуки. Игра «Составь как можно больше слов из заданных слогов!» Работа с пиктограммами, карточками. | |
8 | Ответы на вопросы словом, предложением. Игра «Продолжи». Выделение знакомых звуков в словах. | 1 | ||
9 | Прощение с собеседником, словом, предложением. Ролевая игра «Прости меня». | 1 | ||
10 | Домашние животные. Ролевая игра «Мои друзья». Письмо по пунктиру, точкам слогов. | 1 | ||
11 | Прослушивание потешек «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...». Буква Б. Выделение звука в слове. | 1 | ||
12 | Выражение согласия, несогласия, удовольствия, неудовольствия, благодарности своих желаний. Письмо слогов БА,БУ,БИ,БЫ,БО | 1 | ||
13 | Дикие животные. Письмо по пунктиру, точкам слогов АБ, ОБ, УБ,ЫБ. | 1 | ||
Формирование умения называть предметы. Активизация и обогащение словаря по теме «Дикие животные». Соотносить названия с картинкой и игрушкой. Игра «Найди, кто спрятался». Называние героев сказки. Подбор картинок к сказке. Игры «Соотнеси слово и картинку», «Разложи картинки в правильной последовательности». Проговаривание действий героев сказки. Ответы на вопросы. Игровые упражнения, имитирующие действия героев сказки. Учиться различать речевые и неречевые звуки. | ||||
14 | Дикие животные. Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | 1 | ||
15 | Кто в лесу живёт: лиса, заяц, белка. Буква В. Выделение звука в слове. | 1 | ||
16 | Слушание сказки «Теремок». Письмо слогов ВА,ВО,ВУ,ВЫ. | 1 | ||
17 | Обращение за помощью. Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | 1 | ||
18 | Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, брат, сестра и др.). Буква Г. Выделение звука в слове. | 1 | ||
19 | Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Письмо слогов ГА, ГО, ГУ. | 1 | ||
20 | Узнавание, различение имён членов семьи. Письмо слогов АГ, ОГ, УГ | 1 | ||
21 | Понимание слов, обозначающих предмет: чайная посуда. Буква Д. Выделение звука в слове. Письмо буквы Д. | 1 | Понимание слов, обозначающих предмет: чайная посуда( чайная пара, кофейная пара); столовая посуда: (половник, дуршлаг и т.д); одежда: (майка, шорты, блузка, кофта); спортивная одежда:( футболка, шорты, гольфы); обувь ( сапоги, ботинки, тапочки, кроссовки); спортивная обувь (кеды, бутсы, кроссовки); зимние забавы (лыжи, санки, коньки). Понимание слов, обозначающих действие предмета. Работа с карточками – словами. Составление слогов с изученными буквами, их копирование. | |
22 | Понимание слов, обозначающих предмет: столовая посуда. Письмо слогов ДА, ДО, ДУ, ДЫ. | 1 | ||
23 | Понимание слов, обозначающих предмет: одежда. Письмо слогов АД,ОД,УД. | 1 | ||
24 | Понимание слов, обозначающих предмет: спортивная одежда. Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | 1 | ||
25 | Понимание слов, обозначающих предмет: обувь. Буква Е. Письмо по пунктиру, точкам букв. | 1 | ||
26 | Понимание слов, обозначающих предмет: спортивная обувь. Письмо слогов МЕ,ПЕ,РЕ. | 1 | ||
27 | Время года – зима. Основные признаки и явления природы. Прослушивание стихотворения И. Бунин. «Первый снег». | 1 | Формирование умения называть предметы. Активизация и обогащение словаря по теме «Зима». Познакомить с новыми зимними словами. Игра «Тепло- холодно». формирование знаний об изменениях в одежде людей с наступлением зимы. Письмо по пунктиру, точкам слогов. Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | |
28 | Рассматривание сюжетных картинок по теме «Зима». Прослушивание рассказов про зимующих птиц. | 1 | ||
29 | Понимание слов, обозначающих предмет. Письмо слогов ЕР,ЕМ,ЕН,ЕП . | 1 | ||
30 | Прослушивание сказки «Два мороза». Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | 1 | ||
31 | Понимание слов, обозначающих действие предмета (зимние забавы: играть, кататься, гулять). | 1 | ||
32 | Работа с карточками – словами. Прослушивание рассказа С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; | 1 | ||
33 | Нахождение графического изображения буквы Е в слове. Прослушивание рассказа Н. Носов. «Живая шляпа». | 1 | ||
34 | Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть). Буква Ё. Письмо буквы Ё. | 1 | ||
35 | Понимание слов, обозначающих действие предмета (пить, есть). Письмо слогов БЁ,ВЁ,РЁ. | 1 | ||
36 | Понимание слов, обозначающих действие предмета (рисовать, играть, лепить). Письмо слогов ЁР,ЁМ,ЁН. | 1 | Понимание слов, обозначающих действие предмета. Составление слогов с изученными буквами их копирование. Уметь находить в алфавите изученные буквы, письмо и конструирование изученных букв. Чтение, составление слогов и слов с изученной буквой. Использование карточек с напечатанными словами, как средство коммуникации. Формирование умения составлять и читать слова из заданных слогов. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. | |
37 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (быстро – медленно ). Составление слогов с изученными буквами и копирование их в тетрадь. | 1 | ||
38 | Нахождение графического изображения Ё в слове. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояния (плохо, хорошо). | 1 | ||
39 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих название предметов. Прослушивание рассказа К. Паустовский. «Кот-ворюга» | 1 | ||
40 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действие предметов. Буква Я. Письмо буквы Я. | 1 | ||
41 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действие предметов. Письмо слогов ТЯ,МЯ,ВЯ | 1 | ||
42 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих действие предметов. Письмо слогов ЯВ,ЯМ,ЯН. | 1 | Повторение изученных букв. Тренировка в чтении слогов, слов, предложений. прослушивать текст и задавать вопросы по его содержанию. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Читать предложение с восклицательной интонацией. | |
43 | Нахождение графического изображения Я в слове. Прослушивание сказки В. Катаев. «Цветик -семицветик». | 1 | ||
44 | Узнавание, различение образов букв, обводка букв. Прослушивание сказки П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | ||
45 | Понимание слов, обозначающих предмет (овощи: кабачок, баклажан, капуста). Буква Ж. | 1 | Называние (употребление) слов, обозначающих предмет: овощи. Составление слогов с изученными буквами их копирование. Уметь находить в алфавите изученные буквы, письмо и конструирование изученных букв. Чтение, составление слогов и слов с изученной буквой. | |
46 | Понимание слов, обозначающих предмет (овощи: морковь, свёкла). Письмо слогов ЖИ,ЖА,ЖЕ | 1 | ||
47 | Понимание слов, обозначающих предмет (овощи). Письмо слогов ИЖ,АЖ,УЖ. | 1 | ||
48 | Время года - весна. Буква Ю. | 1 | Активизация и обогащение словаря по теме «Весна». Познакомить с новыми весенними словами. | |
49 | Весна. Основные признаки и явления природы. Письмо слогов ПЮ,МЮ,ПЮ,КЮ | 1 | ||
50 | Весна. Прослушивание произведения К. Ушинского «Ласточка» Письмо слогов ЮК,ЮГ,ЮД. | 1 | ||
51 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (сладкий, кислый). Составление слогов с изученными буквами. | 1 | Называние (употребление) слов, обозначающих предмет, признак предмета. Употребление их в речи. Составление простых предложений .
| |
52 | Выделение звука Ж в слове. Прослушивание В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...» | 1 | ||
53 | Понимание слов, обозначающих предмет (фрукты: яблоко, груша, банан). Буква Ш. | 1 | ||
54 | Понимание слов, обозначающих предмет (фрукты: виноград, апельсин, мандарин, лимон, персик, ананас). Письмо слогов ШИ,ША,ШУ, ИШ,УШ,УШ. | 1 | ||
55 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (фрукты: длинный, короткий, большой, маленький; деревянный, стеклянный, круглый, квадратный, треугольный.). | 1 | ||
56 | Выделение звука Ш в слове. Прослушивание рассказа Б. Алмазова «Горбушка». Понимание обобщающих понятий: цветы, насекомые, посуда. | 1 | Называние (употребление) обобщающих понятий. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. Составление слогов с изученными буквами их копирование. Уметь находить в алфавите изученные буквы, письмо и конструирование изученных букв. Чтение, составление слогов и слов с изученной буквой. | |
57 | Узнавание (различение) образов букв Е,Ё, И,Ю,Я. Письмо, обводка и штриховка букв. | 1 | ||
58 | Понимание и употребление слов, обозначающих действие предмета: поливает, открывает, закрывает, убирает, варит. | 1 | ||
59 | Узнавание (различение) образов букв Г,В,Б,Д. Обводка, письмо по пунктиру, точкам. | 1 | ||
60 | Составление простых нераспространённых предложений. | 1 | ||
61 | Повторение пройденного. Упражнение в чтении усвоенных слогов и слов, составление и чтение предложений с данными словами. | 1 |
Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом. Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Освоение практики общения с окружающими людьми предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир (вербальный и невербальный), средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы (различные по форме, цвету, величине наборы материала, в т.ч. и природного), пазлы;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные альбомы.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внёсшего запись |
Выполнение программы 2019-2020 учебный год
Ф.И.О. учителя – Шестернина Е.В.
Предмет – « Речь и альтернативная коммуникация»
Класс - 4
Период | По плану | Фактически | Отставание | Причина | Способ устранения отставания |
I четверть | |||||
II четверть | |||||
III четверть | |||||
IV четверть | |||||
Год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениям
Дети с умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая...
Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка представляет собой систему комплексного психолого-педагог...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметная область «Язык и речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3 б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обуча...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Рабочая программа по учебным предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий социальный мир», «Человек», «Домоводство», «Изобразительная деят
Рабочая программа по учебным предметам:«Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир», «Окружающий соц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
для I дополнительного и I-IV классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Рабочая программа...