Рабочая программа" Коррекционно-развивающие занятия "5 класс (2 вариант) обучение на дому
рабочая программа
Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korr.razv_.zan_.docx | 62.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Коррекционно-развивающие занятия 5 класс 2 вариант
Пояснительная записка
Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социокультурными ценностями развитие необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В основу Рабочей программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями в развитии положены принципы
государственной политики РФ в области образования:
- гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации;
- светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся;
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и
расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых
образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и
непрерывность образования обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями в развитии на всех этапах
обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными
предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умеренной,
тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями в развитии
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями в развитии к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире.
В силу наличия тяжелых нарушений развития для обучающихся данной группы показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря этому варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, программы учебных предметов и коррекционных технологий, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Итоговые достижения обучающихся с умственной отсталостью, с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям умственно отсталых детей без дополнительных нарушений. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития и тем, что его образование направлено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненная компетенция») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования способностей для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который ведет подавляющее большинство обычно развивающихся людей: жить дома, решая разные вопросы повседневного быта; участвовать в трудовой деятельности вместе с другими людьми; проводить свободное время, решая где, как и с кем; в целом иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Вышеперечисленные особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость специальной индивидуальной образовательной программы для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения рабочей программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) рабочей программы (далее – планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся рабочей программы по 2-му варианту является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
Рабочая программа направлена на формирование 2-х групп результатов:
- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Результаты освоения программы рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Личностные результаты освоения данной программы включают:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения рабочей программы планируются учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и не вербальными.
2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
3) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.
4) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.
5) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.
6) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.
7) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
8) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
9) Элементарные представления о течении времени.
10) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
11) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
12) Умение решать постоянно возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.
13) Представления о мире, созданном руками человека.
14) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
15) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
16) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).
17) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
18) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие»
Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие».
Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» направлено на развитие психомоторной и сенсорной сферы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано, поэтому деление программы на блоки условно.
I. Зрительное восприятие:
II. Слуховое восприятие:
III. Кинестетическое восприятие:
IV. Восприятие запаха:
V. Восприятие вкуса.
Цель курса: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи курса:
1. Формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
2. Накопление ребенком сенсорного опыта и формирование на основе опыта сенсорно-перцептивных действий.
3. Расширение диапазона воспринимаемых ощущений, стимуляция активности ребенка.
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса «Сенсорное развитие»:
- фиксация взгляда на лице человека;
- фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки);
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз (выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка);
- прослеживание взглядом за близко расположенным предметом, движущимся по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад);
- прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом;
- узнавание/различение цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.);
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (на уровне плеча, талии);
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
- локализация неподвижного удаленного источника звука;
- соотнесение звука с его источником;
- нахождение одинаковых по звучанию объектов;
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
- адекватная реакция на давление на поверхность тела;
- адекватная реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела;
- адекватная реакция на изменение положения тела;
- адекватная реакция на положение частей тела;
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей;
- различение свойств материалов: холодный/горячий, гладкий/шероховатый, мокрый/сухой, жидкий/густой;
- адекватная реакция на запахи; результат: узнавание/различение объектов по запаху;
- адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький/сладкий, кислый/соленый), консистенции (жидкий/твердый, вязкий/сыпучий);
- узнавание/различение продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.); узнавание/различение основных вкусовых качеств продуктов (горький/ сладкий, кислый/соленый).
Программа коррекционного курса «Предметно-практические действия»
Содержание коррекционного курса «Предметно – практические действия»
Программно-методический материал коррекционного курса «Предметно – практические действия» включает 2 раздела:
- Раздел I «Действия с материалами»
- Раздел II «Действия с предметами»
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Задачей курса является: формирование приёма элементарной предметной деятельности,
такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем будут используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Содержание коррекционного курса «Предметно – практические действия» направлено на формирование у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Обучение этому курсу имеет практическую направленность и максимально индивидуализировано, поэтому деление программы на блоки условно.
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса
«Предметно – практические действия»:
- сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.): двумя руками, одной рукой, пальцами;
- разрывание материала (бумага, вата, природный материал): двумя руками, направляя руки в разные стороны; двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя;
- размазывание материала: сверху вниз; слева направо; по кругу;
- разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса): двумя руками, одной рукой;
- пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы): двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.);
- переливание материала (вода): двумя руками, с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.);
- наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.);
- захват, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др)
- встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.
толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др);
- притягивание предмета по направлению к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
- вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.);
- нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.):всей кистью, пальцем;
- вынимание предметов из емкости; складывание предметов в емкость; перекладывание предметов из одной емкости в другую;
- вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.);
- нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.): на стержень, на нить.
Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
Цели программы:
- освоение обучающимися доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы;
- освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации;
- освоение коммуникативных таблиц, коммуникативных тетрадей, коммуникативных устройств для общения в школе, дома и в других местах.
Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация».
Коммуникация с использованием невербальных средств:
- Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
- Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия);приветствие (прощание) с использованием мимики.
-Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
-Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия(неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
-Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
- Выражение согласия (несогласия), удовольствии (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
- Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
- Выражение своих желаний, согласия(несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера
(планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации:
Импрессивная речь:
- Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
- Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
-Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
-Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
- Понимание простых предложений.
- Понимание сложных предложений.
- Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации:
- Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства).
- Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).
- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
- Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
- Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).
- Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).
- Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).
- Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).
- Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
- Составление рассказа о себе с использованием графического изображения(электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение: узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Формирование умения использовать взгляд как средство коммуникации.
Ожидаемый результат: использование взгляда как средства
коммуникации.
Ожидаемые результаты освоения коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»:
- Использование взгляда как средство коммуникации.
- Использование мимики как средство коммуникации.
- Использование жеста как средство коммуникации.
- Использование звука как средство коммуникации.
- Использование предмета как средство коммуникации.
- Использование графических изображений/символов как средство коммуникации.
- Использование таблицы букв как средство коммуникации.
- Использование карточек с напечатанными словами как средство коммуникации.
- Использование набора букв как средство коммуникации.
- Использование компьютера как средство коммуникации.
Программа коррекционного курса «Двигательное развитие»
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: развитие двигательной активности ребенка.
Задачи курса:
- мотивация двигательной активности;
- поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.
- обучение переходу из одной позы в другую;
- освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Содержание курса «Двигательное развитие»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к личностным и предметным результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Формирование уважительного отношения к окружающим,
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире,
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах,
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Базовые учебные действия:
1 Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся;
2 Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию
3 Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами;
4 Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия
Предметные результаты:
Развитие элементарных пространственных понятий.
Знание частей тела человека.
Знание элементарных видов движений.
Умение выполнять исходные положения.
Умение бросать, перекладывать, перекатывать.
Умение управлять дыханием.
Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
Освоение двигательных навыков, последовательности движений,
Развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
Учебно-тематическое планирование
курса «Коррекционно-развивающие занятия»
№ п/п | Название курса | Контактная форма обучения | Неконтактная форма обучения |
1. | Сенсорное развитие | 8 | 25 |
2 | Предметно-практические действия | 8 | 25 |
3. | Двигательное развитие | 8 | 26 |
4. | Альтернативная коммуникация | 8 | 26 |
Итого | 32 | 102 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»
2. РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, 2015 «Методические рекомендации по внедрению ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в систему работы образовательных учреждений РФ».
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – М.: В Секачев, 2012.
4. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований. В Секачев, 2002.
5. Царев А.М. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – основа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в контексте ФГОС.
Календарно-тематическое планирование «Коррекционно-развивающие занятия»
№ | Тема урока | Количество уроков | Сроки план факт | |
1 четверть – 8ч. | ||||
1 | Диагностика Обследование состояние сенсорных и моторных процессов | 1 | 01.09 | |
2 | Действия с предметами. Выполнение простых подражательных движений по инструкции "Делай со мной". Воспроизведение по подражанию действий с предметами | 1 | 08.09 | |
3 | Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Наклоны головы. | 1 | 15.09 | |
4 | Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики | 1 | 22.09 | |
5 | Развитие зрительного восприятия. Фиксация взгляда на лице, на неподвижном предмете. Игра «Посмотри на …», «Чего не стало», «Чья тень» | 1 | 29.09 | |
6 | Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета | 1 | 06.10 | |
7 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | 1 | 13.10 | |
8 | Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора | 1 | 20.10 | |
9 | Форма, цвет, величина. Выбор и раскладывание предметов контрастных цветов (называние цвета). Группировка предметов по форме. Выбор предметов из двух контрастных форм. Понятие величины. Выбор одинаковых по величине предметов. | 1 | 27.10 | |
2 четверть – 8ч. | ||||
10 | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом. Узнавание и различение цвета объектов. Игра «Куда полетела птичка?» «Какого цвета …травка, солнышко» | 1 | 10.11 | |
11 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | 17.11 | |
12 | Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов | 1 | 24.11 | |
13 | Развитие слухового восприятия. Локализация неподвижного (близко расположенного) источника звука. Соотнесение звука с его источником. Игра «На чём Петрушка играет?» «Кто сказал …мяу,гав, хрю?» | 1 | 01.12 | |
14 | Элементы конструирования. Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Складывание разрезных картинок. | 1 | 08.12 | |
15 | Выполнение движений плечами. | 1 | 15.12 | |
16 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | 22.12 | |
3 четверть – 9ч. | ||||
17 | Развитие кинестетического восприятия. Соприкосновение с различными предметами. Вибрация исходящая от предметов. Игра «Что я делаю?» | 1 | 12.01 | |
18 | Постройка из одноцветных деталей башни. | 1 | 17.01 | |
19 | Бросание мяча двумя руками от груди. Упражнения с ленточками. | 1 | 26.01 | |
20 | Понимание слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета,состояние | 1 | 02.02 | |
21 | Соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Игра «Меховой мишка и бумажный мишка» Различение свойств материалов. Тактильная панель. | 1 | 09.02 | |
22 | Постройка дома из разноцветных деталей по заданному образцу. | 1 | 16.02 | |
23 | Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. | 1 | 16.02 | |
24 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты) | 1 | 02.03 | |
25 | Восприятие вкуса. Продукты. Выделение и различение продуктов по вкусу. Узнавание различных запахов. Игра «Что сегодня на обед?» | 1 | 09.03 | |
26 | Работа с мозаикой. Заполнение панели мозаикой одного цвета. | 1 | 16.03 | |
4 четверть - | ||||
27 | Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук | 1 | 06.04 | |
28 | Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 13.04 | |
29 | Узнавание различных запахов. Узнавание различных блюд на вкус. | 1 | 20.04 | |
30 | Выкладывание мозаики по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений | 1 | 27.04 | |
31 | Ходьба приставным шагом. | 1 | 04.05 | |
32 | Чтение и письмо. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | 1 | 11.05 | |
33 | Диагностика. Выявление динамики психических процессов | 1 | 18.05 | |
34 | Выкладывание мозаики по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений | 1 | 25.05 |
Календарно-тематическое планирование «Сенсорное развитие».
№ | Тема урока | Количество уроков | Сроки план факт | |
1 четверть – 2ч. | ||||
1 | Диагностика Обследование состояние сенсорных и моторных процессов | 1 | 04.09 | |
2 | Развитие зрительного восприятия. Фиксация взгляда на лице, на неподвижном предмете. Игра «Посмотри на …», «Чего не стало», «Чья тень» | 1 | 02.10 | |
2 четверть -2ч | ||||
3 | Форма, цвет, величина. Выбор и раскладывание предметов контрастных цветов (называние цвета). Группировка предметов по форме. Выбор предметов из двух контрастных форм. Понятие величины. Выбор одинаковых по величине предметов. | 1 | 13.11 | |
4 | Развитие слухового восприятия. Локализация неподвижного (близко расположенного) источника звука. Соотнесение звука с его источником. Игра «На чём Петрушка играет?» «Кто сказал …мяу,гав, хрю?» | 1 | 11.12 | |
3 четверть -3ч. | ||||
5 | Развитие кинестетического восприятия. Соприкосновение с различными предметами. Вибрация исходящая от предметов. Игра «Что я делаю?» | 1 | 22.01 | |
6 | Соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Игра «Меховой мишка и бумажный мишка» Различение свойств материалов. Тактильная панель. | 1 | 19.02 | |
7 | Восприятие вкуса. Продукты. Выделение и различение продуктов по вкусу. Узнавание различных запахов. Игра «Что сегодня на обед?» | 1 | 18.03 | |
4 четверть-1 ч | ||||
8 | Узнавание различных запахов. Узнавание различных блюд на вкус. Выявление динамики психических процессов | 1 | 27.04 |
Календарно-тематическое планирование «Предметно-практические действия»
№ | Тема урока | Количество уроков | Сроки план факт | |
1 четверть – 2ч. | ||||
1 | Действия с предметами. Выполнение простых подражательных движений по инструкции "Делай со мной". Воспроизведение по подражанию действий с предметами | 1 | 11.09 | |
2 | Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета | 1 | 09.10 | |
2 четверть -2ч | ||||
3 | Прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом. Узнавание и различение цвета объектов. Игра «Куда полетела птичка?» «Какого цвета …травка, солнышко» | 1 | 20.11 | |
4 | Элементы конструирования. Складывание фигур из счетных палочек по показу и по образцу. Складывание разрезных картинок. | 1 | 18.12 | |
3 четверть -2ч | ||||
5 | Постройка из одноцветных деталей башни. | 1 | 29.01 | |
6 | Постройка дома из разноцветных деталей по заданному образцу. | 1 | 26.02 | |
4 четверть – 3ч | ||||
7 | Работа с мозаикой. Заполнение панели мозаикой одного цвета. | 1 | 08.04 | |
8 | Выкладывание мозаики по показу с соблюдением цвета и пространственных отношений | 06.05 |
Календарно-тематическое планирование «Альтернативная коммуникация»
№ | Тема урока | Количество уроков | Сроки план факт | |
1 четверть -2ч. | ||||
1 | Коммуникация с использованием невербальных средств. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики | 1 | 18.09 | |
2 | Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора | 1 | 16.10 | |
2 четверть – 2ч. | ||||
3 | Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов | 1 | 27.11 | |
4 | Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) | 1 | 25.12 | |
3 четверть-2ч | ||||
5 | Понимание слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета, состояние | 1 | 05.02 | |
6 | Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты) | 1 | 04.03 | |
4 четверть -2ч. | ||||
7 | Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства) | 1 | 15.04 | |
8 | Чтение и письмо. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации | 1 | 13.05 |
Календарно-тематическое планирование «Двигательное развитие»
№ | Тема урока | Количество уроков | Сроки план факт | |
1 четверть -2ч. | ||||
1. | Удержание головы в положении лежа на спине (на животе, на боку (правом, левом), в положении сидя. Наклоны головы. | 1 | 25.09 | |
2 | Выполнение движений руками: вперед, назад, вверх, в стороны, «круговые». | 1 | 23.10 | |
2 четверть – 1ч. | ||||
3 | Выполнение движений пальцами рук: сгибание /разгибание фаланг пальцев, сгибание пальцев в кулак /разгибание. | 1 | 04.12 | |
3 четверть – 3ч. | ||||
4 | Выполнение движений плечами. | 1 | 15.01 | |
5 | Бросание мяча двумя руками от груди. Упражнения с ленточками. | 1 | 12.02 | |
6 | Изменение позы в положении лежа: поворот со спины на живот, поворот с живота на спину. | 1 | 11.03 | |
4 четверть - | ||||
7 | Ходьба по гимнастической скамейке с различными положениями рук | 1 | 22.04 | |
8 | Ходьба приставным шагом. | 1 | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ЗОЖ 1 класс (2 вариант обучения)
Рабочая программа ЗОЖ...
Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому
Рабочая программа по математике 2 класс 8 вид, обучение на дому...
Рабочие программы 4 класс Школа России обучение на дому (вариант 6.2.)
Рабочие программы 4 класс Школа России обучение на дому (вариант 6.2.)...
Рабочая программа по курсу "логопедия" 3б класса II вариант обучения (адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Разработка рабочей программы для учащихся 3 класса (4 год обучения) с интеллектуальными нарушениями (II вариант обучения)....
Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, 2 вариант (обучение на дому)
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации предназначена для учащихся 2 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....
Рабочая программа Коррекционно-развивающие занятия 4 класс 2 вариант обучение на дому
Рабочая программа (2-й вариант) образования обучающихся с умственной отсталостью направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей, в соответствии с общепринятыми нравственными и социоку...
Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия" 6 класс 1 вариант обучение на дому
Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе:Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2...