Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
учебно-методический материал (1 класс)

Светлана Владимировна Разумова

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами, схемами, также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4a_2_-_kopiya.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

 реализующее адаптированные общеобразовательные программы

 «Школа-интернат №1»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

учителя

Разумовой Светланы Владимировны

Класс 4 «А»

г. Хабаровск

2023 – 2024 учебный год

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» в 4 «А» классе второго года обучения  составлена  в соответствии с ФГОС НОО на основе АООП НОО (вариант 1.2).

Учебники: Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., М.:ВИТА – ПРЕСС, 2018

Финансовая грамотность является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4-х классов в сфере экономики семьи.

Цели:

- развитие экономического мышления;

- воспитание ответственности  и нравственного поведения в области экономических  отношений в семье;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

- семейный бюджет;

- страхование;

- социальные пособия;

- банковские услуги;

- благотворительность

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами, схемами, также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

II. Место курса в учебном плане

Изучение курса «Финансовая грамотность» в 4 классе начальной школы отводится 1 час в неделю. (34 часа в год)

III. Планируемые результаты

Личностными результатами курса «Финансовая грамотность» являются:

 - осознание себя как члена семьи, общества и государства;

 понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

 - участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

- поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

 - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

 - понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

 - оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

 - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей;

коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

- понимание и правильное использование экономических терминов;

- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

IV. Содержание учебного предмета 4 класс второго года обучения (34 часа)

Тематический план

№ п/п

Название раздела

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Доходы и расходы семьи

14

8

6

2

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.

6

3

3

3

Семья и государство: как они взаимодействуют.

2

1

1

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.

12

5

7

Итого:

34

17

17

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (14 часов).

 Введение. «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Доходы семьи. Расходы семьи. Предметы первой необходимости. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Семейный бюджет. Долги. Сбережения. Вклады.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Страхование. Страховая компания. Страховой полис. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (2 часов).

Налоги. Виды налогов. Социальные пособия. Социальные выплаты

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Вклады (депозиты). Кредит. Залог. Валюта в современном мире. Валюта разных стран. Благотворительность. Личный финансовый план.

V. Методическое обеспечение

  • Основы финансовой грамотности. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2018  
  • Основы финансовой грамотности. Методическое пособие для общеобразовательных организаций. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2018  
  • Основы финансовой грамотности. Рабочая тетрадь. В.В. Чумаченко, А. П. Горяев: М; Просвещение, 2018  
  • Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.  
  • Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.  
  • Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 4класс общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.  
  • Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 класс общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Электронные образовательные ресурсы:

1. http://www.fgramota.org/ Образовательный портал по финансовой грамотности Российской экономической школы (РЭШ). Главная цель портала – преподнести теоретические и прикладные знания по управлению личными финансами в современном формате edutainment (обучение плюс развлечение). Все элементы портала – финансовая игра, онлайн-книга, тесты, глоссарий – закладывают основы финансовой безопасности и грамотности граждан. Ключевым элементом портала является «народная» финансовая игра, цель которой – дать практические навыки использования финансовых инструментов и познакомить с азами финансовых концепций: соотношение между доходностью и риском, выгоды от диверсификации, управление портфелем и т.д.

2. http://finprosto.ru/?utm_source=sberbanksite&utm_medium=tizer&utm_term=fi nprosto&utm_campaign=tizersitesberbank Раздел «Финансовое просвещение» сайта Сберегательного банка предназначен для ознакомления с основными терминами, с которыми может встретиться клиент; содержит обучающие курсы о деньгах: как приумножить деньги, как застраховать то, что дорого, как оплачивать услуги и переводить деньги и т.д.

3. http://www.investor.ru/main Сообщество профессиональных финансистов со своим уникальным опытом и объёмным взглядом по теме инвестиций, а также частных лиц, людей различных профессий, являющихся инвесторами или собирающихся ими стать. На сайте есть отдельная рубрика «Личные финансы».

4. http://www.ikpcenter.ru/ Сайт Института краткосрочных программ Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Программы по финансовой грамотности для обучающихся и педагогов, а также всех желающих.

5. http://www.gorodfinansov.ru/ «Город финансов» – качественно новый Интернет-ресурс в области финансовой грамотности, с независимой позицией и объективной информацией. Проект рассчитан на широкую аудиторию, интересующуюся финансами. Посетители портала найдут на страницах «Города финансов» информацию о банковских услугах, особенностях и рисках, которые стоит учитывать при заключении договора на оказание банковских услуг. На портале есть раздел «Личные финансы». В этом разделе эксперты «Города Финансов» расскажут вам о том, как правильно вести семейный бюджет и контролировать личные финансы. Вы научитесь грамотно управлять личными финансами, сумеете оптимизировать доходы и расходы, а главное – поймете, как можно нормально и достойно жить даже на не очень большую зарплату. Внутри раздела «Личные финансы» находится «Школа денег» – http://www.gorodfinansov.ru/finfrteapot/ 

6. http://www.myinvestplan.ru/about/ Блог о финансах. Финансовая независимость и финансовая грамотность. Блог предназначен для получения первоначальных знаний в области финансов. Блог представляет большой перечень материалов по финансовой грамотности – с основ для школьников до глубоких материалов для профессионалов.

7. http://my-capital.narod.ru/ Этот сайт призван легко и доступно рассказывать вам о планировании вашего финансового благополучия. Где взять деньги, что делать с деньгами, основы финансового планирования и т. д.

8. http://www.cbr.ru/fingramota/ Данный раздел сайта Банка России посвящен повышению уровня финансовой грамотности граждан России всех возрастов и социального статуса. Также здесь можно найти информацию об истории Банка России и российской банковской системы в целом. Сказки и рассказы для детей. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 

9. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=mon Информационные буклеты о признаках платежеспособности денежных знаков Банка России.

10. http://www.ja-russia.ru/ru/fl/ Межрегиональная общественная организация (МОО) «Достижения молодых» – Junior Achievement Russia. Материалы по финансовой грамотности.

11. http://www.familyfinance.ru/ Уроки здорового отношения к деньгам, которые позволят вам сформировать у детей правильное представление о том, что такое деньги.

12. http://www.fingramota.org Экспертная группа по финансовому просвещению при Федеральной службе по финансовым рынкам.

13. http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml На этой страничке собраны интересные статьи о том, как научить детей управлять деньгами, зачем это нужно, что это даст и как это сделать.

14. www.finmarket.ru Оперативные новости по финансовой тематике – российские и мировые

15. www.rbc.ru Информация о текущих ценах акций, курсах валют, других финансовых инструментах.

16. http://www.azbukafinansov.ru/ Универсальный портал по финансовой грамотности для школьников, студентов, взрослого населения, предпринимателей.

17.http://museum.micex.ru/ Музей Московской Межбанковской Валютной Биржи – это история биржевого дела в России, виртуальная коллекция с экспонатами.

18. http://www.mirkin.ru/ Специализированная электронная библиотека публикаций по финансовому рынку, инвестициям, ценным бумагам.

19. http://us.dogm.mos.ru/ Сайт Департамента образования города Москвы, раздел «Университетские субботы». Информация о лекциях, мастер-классах и других мероприятиях по финансовой грамотности.

20. http://wikipedia.ru

21. http://prezentacii.com

22. http://pedsovet.org

23. http://nsportal.ru

24. http://infourok.ru

25. http://numi.ru

26. http://cor.edu.ru – единая коллекция ЦОР Хабаровского края

Календарно-тематическое планирование 4 «а»/2 (34 часа)

№ п/п

Дата

Тема

Словарь

Базовые знания

Личностные характеристики и установки

Умения

Компетенции

Формы учебной деятельности, осуществляемые на занятиях

Доходы и расходы семьи (14 часов)

1

2

01.09

08.09

Введение.

Финансовая грамотность.

Финансовые связи семьи и государства

Финансовая грамотность - ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия

Понимание того, что финансовую грамотность - необходимое условие жизни в современном мире.

Излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий

Проявлять познавательную и творческую инициативу в области применения финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи

Общее обсуждение, игровая деятельность

3

4

15.09

22.09

Доходы и расходы семьи

Заработная плата, пенсия, пособие, стипендия, потребности, дивиденды дефицит, долги.

Расходы.

Желательные расходы.

Престижные расходы.

Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы.

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заѐмные средства.

Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату.

Общая сумма доходов семьи, регулярные и нерегулярные доходы семьи.

Расходы семьи делятся на три группы: обязательные, желательные и лишние.

Понимание, что деньги зарабатываются трудом человека, размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации.

Объяснять источники доходов и категории расходов.

Уметь считать общую сумму доходов семьи на условных примерах.

Общее обсуждение, практическая работа

5

29.09

Предметы первой необходимости.

Продукты питания. Пища. Одежда. Обувь. Лекарства.

Продукты питания. Средства гигиены. Непроизводственные товары

Понимание того, что предметы первой необходимости обеспечивают комфортное и полноценное проживание человека

Объяснять причины, по которым люди делают покупки, описывать направления расходов семьи.

Классифицировать виды благ, рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги

Общее обсуждение, групповая поисковая работа, творческая работа

6

06.10

Товары длительного пользования

Эксплуатация, пользование, холодильник, стиральная машина, посудомоечная машина, автомобиль

Продукция с продолжительным сроком эксплуатации до отказа, составляющим три года и боле

Понимание того, что товары длительного пользования эксплуатируются больше более трёх лет

Уметь находить нужную информацию по теме в различных источниках

Умение различать виды товаров

Общее обсуждение, групповая поисковая работа

7

8

13.10.

20.10

Услуги.

Коммунальные услуги.

Услуги. Коммунальные услуги. Ремонт

Коммунальные услуги.

Капитальный ремонт.

Охрана дома

Понимание того, что коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно

Производить безналичный платёж, внеся денежные купюры в платёжный терминал; правильно сосчитать сдачу

Различать виды услуг.

Уметь считать общую сумму расходов коммунальных платежей семьи на условных примерах.

Общее обсуждение, игровая деятельность

9

10

03.11.

10.11.

Банки.

Долги. Сбережения Вклады.

Банк. Сбережения.

Кредит.

Вклад.

Денежной системой страны управляет центральный банк.

Банки предоставляют кредиты

Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды.

Понимание того, что долги надо отдавать в назначенный срок

Понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег)

Пользоваться пластиковой картой, банкоматом

Сравнивать виды денег, объяснять принцип работы пластиковой карты.

Общее обсуждение, творческая работа, исследование

11

12

17.11

24.11

Драгоценные металлы. Монеты. Купюры

Валюты

Банк. Сбережения.

Кредит.

Вклад.

Безналичные денежные расчёты. Банковская карта. Банкоматы. Валюта. Доллар

Рубль. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк

Виды денег: наличные, безналичные Мировая валюта: доллар, евро, фунт стерлингов, иена, швейцарский франк.

Самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов.

Пересчитать цены товаров, используя валютный курс

Применять полученные знания на практике.

Общее обсуждение, групповая поисковая работа, творческая работа

13

14

01.12

08.12.

Семейный бюджет

Бюджет.

Сбережения. Долги.

План доходов и расходов.

Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов

Понимание того, что необходимо планировать бюджет семьи.

Уметь применять нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций

Планировать семейный бюджет

Общее обсуждение, самостоятельная работа.

Риски потери денег, имущества и как человек может от этого защититься (6 часов)

15

16

15.12

22.12

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов

Непредвиденные расходы. Природные катаклизмы.

Болезни. Аварии. Рождение детей.

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей

Понимание причин и последствий изменения доходов и расходов семьи.

Виды источников денежных поступлений. Финансовая «подушка безопасности».

Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи, определять последствия таких событий для бюджета семьи

Уметь создавать экономическую «подушку безопасности»

Общее обсуждение, самостоятельная  работа

17

18

12.01

19.01

Страхование

Страхование

Страховая компания. Страховой полис.

Обязательное страхование.

Добровольное страхование.

Виды страхования.

Понимание роли государства в экономике семьи

Объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования

Различать обязательное и добровольное страхование

Общее обсуждение, игровая деятельность, самостоятельная работа.

19

20

26.01

02.02

Страхование имущества, жизни и здоровья.

Страхование имущества. Страхование жизни.

Страхование здоровья.

Полис обязательного медицинского страхования.

Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Понимание направления расходов, объяснение степени их необходимости

Считать общую сумму доходов, производить расчёт расходов

Различать виды расходов, составлять собственный план расходов

Общее обсуждение, мини-проект

Семья и государство: как они взаимодействуют (2часа)

21

09.02

Налоги

Налог. Налоговая инспекция. Налог на прибыль.

Налог на добавленную стоимость. Акциз

Налоги - обязательные платежи, собираемые государством.

Виды налогов. Организация сбора налогов. Налоговая инспекция

Понимание роли государства в экономике семьи

Уметь объяснять, почему государство собирает налоги,

Приводить примеры налогов уплаты налогов в семье

Общее обсуждение, самостоятельная практическая работа

22

16.02

Социальные пособия

Инвалиды. Старики. Дети.

Безработные

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Понимание того, что некоторые категории людей нуждаются в поддержке.

Уметь приводить примеры социальных выплат, пособий

находить информацию о социальных выплатах в различных источниках

Общее обсуждение, групповая игровая деятельность, творческая работа

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов)

23

24

02.03

09.03

Как спасти деньги от инфляции

Инфляция

Понятие инфляции. Как спасти деньги от инфляции

Понимание того, что бумажные деньги обесцениваются.

Уметь объяснять причины обесценивания денег

Уметь находить информацию об уровне инфляции в стране из различных источников.

Общее обсуждение, решение проектной задачи

25

26

16.03

23.03

Банковские услуги

Сбережение и финансовые накопления.

Процентная ставка

Банки принимают вклады и выдают кредиты.

Самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов.

Приводить примеры банковских услуг

Уметь находить информацию о банковских услугах банка из различных источников

Экскурсия в банк

27

28

06.04

13.04

Вклады (депозиты)

Вклад. Сбережения. Накопления.

Процентная ставка

Виды и условия вкладов. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока.

Понимание личной ответственности за поступки в области финансов

Уметь объяснять проблемы, возникающие при обмене

Сравнивать условия вкладов

Общее обсуждение, решение проектной задачи

29

30

20.04

27.04

Кредит. Залог

Кредит. Залог.

Процентная ставка

Условия кредиторов и обязательства заёмщика перед банком. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Понимание личной ответственности за решение о взятии кредита

Уметь различать дебетовую и кредитную карты

Сравнивать условия кредитов

Общее обсуждение, решение проектной задачи

31

32

04.05

11.05

Благотворительность

Благотворительность. Помощь людям

Благотворительность -

оказание помощи тем, кто не в состоянии позаботиться о себе.

Понимание того, что каждый человек может участвовать в благотворительной деятельности и помогать другим

Объяснять причины, роль, виды благотворительности для общества

Применять полученные знания на практике.

Общее обсуждение, самостоятельная работа

33

34

18.05

25.05

Личный финансовый план.

Самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов

Объяснять, что такое финансовый план и его значение для человека

Применять полученные знания на практике.

Общее обсуждение, самостоятельная практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"

Программа предполагает изучение данного курса в 3 классе, но можно использовать даннный материал и для 2 класса....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 2019-2020 г.

Программа составлена в соответствии с требованием ФГОС...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" 4 класс

Сегодня нам недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания, планируемых результатов и КТП...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

Цель программы: создание на практике условий  для развития экономического образа мышления  путем расширения экономико-образовательного пространства учащихся начальных классов на основе форми...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 3 класса

Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению.         Освоение содержания опирается на межпр...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся 1-4 классов

          Целями изучения курса « Финансовая грамотность» выступают:• развитие основ экономического образа мышления;• воспитание ответственного и ...