АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная математика» 3 класс
рабочая программа

Молчанова Анастасия Сергеевна

Адаптированная программа по учебному предмету «Занимательная математика» составлена для обучающихся ОВЗ с ЗПР и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 11

к Адаптированной основной общеобразовательной программе

 начального общего образования

обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

                                         

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Занимательная математика»

3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная программа по учебному предмету «Занимательная математика» составлена для обучающихся ОВЗ с ЗПР и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1598);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ «Адамовская ООШ».

Цели, задачи и принципы программы:

Актуальность программы определяется тем, что младшие школьники с ОВЗ должны иметь мотивацию к изучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данной науки. Решение математических задач, развивающих логическое мышление, закрепит интерес детей к познанию, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников с ОВЗ и предоставляет им возможность работать на доступном для них уровне познания, в то же время, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширение знаний наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет школьнику с ОВЗ успешно овладеть общеучебными умениями и навыками. Занятия расширяют познавательные возможности ребенка с ОВЗ.

Программа представляет собой технологию педагогического воздействия на формирование психических процессов, на зону ближайшего развития ребенка. Программа дополнена заданиями, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Программа также направлена на оказание практической помощи в социальной адаптации детей с ОВЗ, что является важной составляющей их жизни.

  1. Цель и задачи курса.

Цель: формирование у учащихся с ОВЗ устойчивого интереса к предмету «математика», выявление и развитие их математических способностей; формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности; овладение учащимися важными логико-математическими понятиями; полноценное интеллектуальное развитие учащихся.

Общие задачи курса, реализуемые в работе с детьми с ОВЗ с задержкой психического развития (вариант 7.2), обучающие, развивающие, воспитывающие.

  • Задачи: 
  • формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  • расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • развитие логического мышления и пространственных представлений;
  • формирование начальных элементов конструкторского мышления;
  • воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
  • формирование усидчивости и терпения;
  • создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
  • формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков.


Особенности программы «Занимательная математика»

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа курса «Веселый счет» предусматривает включение задач и заданий, особенность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от стандартных решений, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Именно эти умения и следует развивать у детей с ОВЗ.

Программа «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая способствует развитию и физических и умственных способностей. С этой целью в программу включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг

к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеѐк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Формы проведения занятий

Математические (логические) игры, упражнения, графические задания, игры-загадки, задачи-шутки, ребусы, шарады, головоломки, штриховки, построение фигур при помощи трафаретов, дидактические игры и упражнения, конкурсы и др.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, изготовление игрушек в технике оригами. В каждом занятии прослеживаются три части: игровая, теоретическая, практическая. Обязательны разминка и динамическая пауза.

Занятия проводятся индивидуально.

  1. Основные методы и технологии

Метод

Приёмы

Основные виды деятельности

учащихся

1. Словесный метод: рассказ,

Анализ и синтез, сравнение,

Решение занимательных задач;

беседа, обсуждение, словесные

классификация. Аналогии,

знакомство с научно-

оценки

обобщения.

популярной литературой,

связанной с математикой.

2. Метод наглядности

Использование наглядных

Оформление математических

пособий, иллюстраций,

газет; проектная деятельность;

компьютерных презентаций.

творческая работа.

3. Объяснительно-

Сообщение готовой

Активное слушание,

иллюстративный

информации.

обсуждение.

4. Практический метод

Анализ и синтез, сравнение,

Решение занимательных задач,

классификация. Аналогии,

шарад, ребусов;

обобщения.

тренировочные упражнения;

практические работы.

5.Частично-поисковый метод

Анализ и синтез, сравнение,

Выполнение части заданий для

аналогии.

достижения основной цели.

Описание места предмета в учебном плане

В 3 классе на изучение учебного предмета отводится 34 часа. 1 раз в неделю (34 учебных недели).

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности

– качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

 Метапредметные результаты:

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения, использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном

действии;

  • сопоставлять полученный результат с заданным условием, контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи; использовать соответствующие знаково- символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность «шагов» (алгоритм)решения задачи, воспроизводить способ решения задачи;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; выбрать наиболее эффективный способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

конструировать несложные задачи;

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже, анализировать расположение деталей в исходной конструкции; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

В процессе освоения программы курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО и ФГОС НОО ОВЗ:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы        в результате совместной работы детей и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему, ключевые слова;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им; приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание программы.

Содержание  отвечает требованию к организации урока: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и таким образом приводят к упрочению знаний у детей с ОВЗ.

  1. Исторические сведения о математике (4ч)

Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.

  1. Числа и выражения (6ч)

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство.

  1. Математические ребусы и головоломки (9ч)

Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.

  1. Решение занимательных задач (9ч)

Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками

  1. Геометрическая мозаика (6ч)

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.

Календарно-тематическое планирование

«Занимательная математика» 3 класс

34 часа

                             

№ урока

Тема

Дата по плану

Дата по факту

1.

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она

родилась, и что явилось причиной ее возникновения?

2.

Старинные        системы        записи        чисел.        Упражнения,        игры,

задачи.

3.

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения,

игры, задачи.

4.

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.

5.

Римские цифры. Как читать римские цифры?

6.

Решение задач.

7.

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.

8.

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.

9.

Архимед. Упражнения, игры, задачи.

10.

Умножение. Упражнения, игры, задачи.

11.

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах.

Логические задачи. Загадки.

12.

Деление. Упражнения, игры, задачи.

       

13.

Делится или не делится.

14.

Решение задач.

15.

Новогодние забавы.

16.

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.

17.

Знакомство с занимательной математической литературой.

Старинные меры длины.

18.

Игра «Веришь или нет».

19.

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.

20.

Экскурсия в компьютерный класс.

21.

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.

22.

Математические фокусы.

23.

Конкурс знатоков.

24.

Открытие нуля. Загадки-смекалки.

25.

Решение задач.

26.

Денежные знаки. Загадки-смекалки.

27.

Решение задач повышенной трудности.

28.

Игра «Цифры в буквах».

29.

КВМ «Царица наук».

30.

Задачи с многовариантными решениями.

31.

Игра «Смекай, решай, отгадывай».

32.

Игра «Поле чудес».

33.

Решение        занимательных        задач        в        стихах.Отгадывание

ребусов.

34.

Интеллектуальный марафон.

                   

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Персональный компьютер с принтером.
  4. Экспозиционный экран.
  5. Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» обучающихся 2-х классов 2015 - 2016 учебный год

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:−     математическое развитие младшего школьника - развитие логического и знакового мышления, пр...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» уровень образования: начальное общее образование срок реализации: 2016 – 2017 учебный год для класса ЗПР

Адаптированная рабочая  программа построена с учетом особенностей развития детей с задержкой психического развития (ЗПР). Все  обучающиеся  с ЗПР испытывают в той или иной степени выраж...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 2 класса.

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373),  Приме...

Рабоча программа учебного предмета "Занимательная математика"

Рабочая программа учебного предмета "Занимательная математика", рассчитанная на 3 года обучения:2-4 класс....

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» 3, 4 и 4 дополнительный класс

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598),...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная грамматика» 3, 4 и 4 дополнительный классы

Рабочая программа «Занимательная грамматика» для учащихся 3, 4 и 4 дополнительного классов является приложением к   Адаптированной основной общеобразовательной программе начально...