Авторская рабочая программа внеурочной деятельности "В мире звуков"
рабочая программа (3, 4 класс)
Рабочая программа «В мире звуков» направлена на развитие художественно - эстетической творческой деятельности и предназначена для обучающихся 3-4-х классов.
Разработана на основе программы Г.А. Суязовой «Мир вокального искусства», реализуется в рамках занятий внеурочной деятельности.
Подразумевает вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
Цель программы - расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, творческих способностей, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формирование эстетических вкусов и идеалов детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
авторская рабочая программа "В мире звуков" | 318.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«В мире звуков »
(художественно – эстетическая творческая деятельность)
Срок реализации программы: 4 года
Количество часов в год: 33(1 класс) , 34 часа (2-4 классы)
Учитель: Власенко Л.Н.
Класс: 4
г. Нерюнгри
2023 -2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В МИРЕ ЗУКОВ»
Пояснительная записка
Рабочая программа музыкальной студии «В мире звуков»» предназначена для обучающихся 3-4-х классов и составлена в соответствии с документами:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (редакция от 30.12.2021 г. с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2022 г.);
- приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31.05.2021 г. №286);
- Стратегией развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р);
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009;
- Концепцией преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 09.04.2013 г. №637-р);
- Распоряжением Департамента общего образования Томской области от 28.09.2018 г. № 832-р «Об утверждении Концепции преподавания и развития русского языка и литературы на 2019-2025 годы»;
- Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 03 июня 2017г. № 1155-р);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 (действуют с 01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027);
- Санитарными правилами и нормами 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 (действуют с 01.03.2021, срок действия ограничен 01.03.2027);
- Примерной ООП НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/22 от 18.03.2022г.);
- Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22);
- Рабочей программой воспитания МОУ ИТЛ №24 г. Нерюнгри
на основе авторской программы Г.А. Суязовой «Мир вокального искусства», реализуется в рамках занятий внеурочной деятельности, направленных на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии.
Цель программы - расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, творческих способностей, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формирование эстетических вкусов и идеалов детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Цель реализуется в конкретных задачах:
- расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, жанрах, стилях вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- воспитывать у обучающихся уважение к певческим традициям, духовному наследию предыдущих поколений;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, навыки ансамблевого пения, творческое воображение;
- сформировать вокальную и сценическую культуру обучающихся, как неотъемлемую часть их общей духовной культуры;
- помочь обучающимся овладеть практическими умениями и навыками вокальной деятельности;
- содействовать популяризации детской школьной музыкальной студии, через активную концертную исполнительскую деятельность.
Реализация воспитательного потенциала музыкальной студии «В мире музыкальных звуков» осуществляется через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые социально значимые формы поведения;
- поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установку на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.
Рабочая программа музыкальной студии «В мире музыкальных звуков» направлена на обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий, необходимых для дальнейшего обучения на уровне основного общего образования, обеспечивает преемственность программ начального общего образования и основного общего образования; реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-10 лет. Срок реализации программы 2 года. Программа рассчитана на 68 часов и предусматривает следующее распределение: 3-4 классы - 34 часа. Продолжительность занятий: 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Содержание программы 3 класс
Звуки, которые нас окружают
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения в студии, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.
«Звуки, живущие в единстве». «Звукоряд». «Хоровое сольфеджио». Знакомство с нотами. Дети учатся определять на слух звукоряд в отличие от других последовательностей звуков. Петь с названием нот. Вокальные упражнения, песни, построенных на элементах звукоряда. «Проще простого», «Волшебные нотки». Игры и упражнения направлены на развитие музыкальных способностей учащихся (слух, ритм, память), умение определять и выделять различные звуки по группам.
Развитие и охрана голоса
Работа над певческим дыханием является первоочередным элементом в процессе вокального воспитания обучающихся. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала приведут к нулевому результату в лучшем случае, в худшем - к полной или частичной потере голоса. Проводится вокально-хоровая работа над художественным образом произведения. Включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки. Включены беседа о гигиене певческого голоса, прослушивание голосов.
Разбудим голосок
«Я красиво петь могу». В раздел входит разучивание детских песен. Работа над музыкально-театрализованной сказкой (по выбору). Беседа: «Мой голос - мой инструмент», беседа и игра «Сценическое поведение». Дети посмотрят музыкальную сказку, выберут главных героев музыкальной сказки. Разучат партии главных героев. Совместно с родителями подготовят костюмы и декорации. Познакомятся с терминами унисон и двухголосие, сольное пение.
Музыка вокруг тебя
Раздел «Музыка вокруг тебя» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы «Мир музыки», «Музыкальный букварь», «Я хочу услышать музыку», «Я- композитор, я-исполнитель, я-слушатель», «Мир музыки» - концерт для родителей. Познакомятся с правилами и основами поведения на сцене, на занятии, репетиции. Работать над содержанием исполняемой песни, создание музыкального образа, над манерой исполнения песен.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Тайны инструментов
Знакомство с инструментами симфонического оркестра. «Три оркестра». Презентация «Тайны симфонического оркестра». Правила поведения в концертном зале. Игра-имитация «Я-дирижёр». Определение жанров музыки.
Творчество
Кроссворды, ребусы. Музыкальная викторина «Знаете ли вы музыку?». Беседа «Знаете ли вы музыку?».
У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Радуга талантов
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед школьниками, родителями, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Работа над концертным репертуаром. Подготовка к выступлению. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
4 класс
Звуки, которые нас окружают
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения в студии, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра «Два рояля». Беседы: «Мир волшебных звуков», «Звуки моей души», «Музыкальные часы». Познакомиться со свойствами звука: высота, громкость, длительность, тембр. Музыкальная игра «Семицветик». Игры и упражнения направлены на развитие музыкальных способностей учащихся (слух, ритм, память), умение определять и выделять различные звуки по группам. Составление музыкального словаря.
Развитие и охрана голоса
Работа над певческим дыханием является первоочередным элементом в процессе вокального воспитания обучающихся. Без поставленного певческого дыхания все усилия по освоению песенного материала приведут к нулевому результату в лучшем случае, в худшем - к полной или частичной потере голоса. Распевание. Вокальная позиция. Дикция. Звуковедение. Двухголосие. Работа с солистами. Работать над дыханием, дикцией, вокальной позицией. Групповая игра «Вокальная гимнастика» .Вокально-хоровые и дыхательные упражнения.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки. Включены беседа о гигиене певческого голоса, прослушивание голосов.
Разбудим голосок
«Звучит, поёт моя душа». В раздел входит разучивание детских песен. Работа над музыкально-театрализованной сказкой. Знакомство с профессиями музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д. Дети посмотрят музыкальную сказку, выберут главных героев музыкальной сказки. Разучат партии главных героев. Совместно с родителями подготовят костюмы и декорации.
Научаться анализировать выразительные средства, создающие образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдать за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором. Сольная и хоровая деятельность. Вокально-хоровая работа.
Музыка вокруг тебя
Раздел «Музыка вокруг тебя» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы «Пусть музыка звучит», «Великие классики», «Путешествие в страну музыки». Создание фильма-мюзикла по выбранной музыкальной сказке.
Раздел включает в себя различные музыкальные игры: «Мир музыки», «Музыкальное лото», «Великие классики», «Я слышу музыку». Работа в ансамбле.
Работать над содержанием исполняемой песни, создание музыкального образа, над манерой исполнения песен.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Три оркестра
Симфонический оркестр. Народный оркестр. Эстрадный оркестр. Презентация «Тайны трёх оркестров». Познакомиться с составом симфонического, народного, эстрадного оркестров, группами инструментов. Определять на слух тембры инструментов. Сольная и ансамблевая
исполнительская деятельность. Просмотр концерта симфонической музыки. Просмотр фильма об устройстве оркестра. Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов.
Творчество
«Все про музыку мы знаем, поем, танцуем и играем». Раздел закрепляет знания детей о трёх жанрах музыки: песне, танце, марше. Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?». Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека. Двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку».
У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Радуга талантов
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед школьниками, родителями, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Работа над концертным репертуаром. Подготовка к выступлению. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
II. Планируемые результаты освоения
программы музыкальной студии «В мире звуков»
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы музыкальной студии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
- знание Гимна России и традиций его исполнения, проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России;
- уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
- стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города.
Духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной деятельности.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов;
- умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой.
Ценности научного познания:
- первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде;
- бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос);
- профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
- установка на посильное активное участие в практической деятельности; настойчивость в достижении поставленных целей;
- интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
- бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные познавательные действия
- Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
- Базовые исследовательские действия:
- на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
- с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности;
- сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть - целое, причина - следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
- Работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
- анализировать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
- анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Универсальные коммуникативные действия
1) Невербальная коммуникация:
- воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
- выступать перед публикой в качестве исполнителя (соло или в коллективе);
- передавать в собственном исполнении песен художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
- осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
2) Вербальная коммуникация:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
- Совместная деятельность (сотрудничество):
- стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
- переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.
3. Универсальные регулятивные действия
1) Самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий.
2) Самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
К концу обучения обучающийся будет:
- знать и понимать строение артикуляционного аппарата, особенности певческого голоса, гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские действия и правильно следовать им;
- основы музыкальной грамоты.
- уметь правильно дышать, петь короткие фразы на одном дыхании, в подвижных песнях делать быстрый вдох, петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен, петь легким звуком без напряжения, на звуки «ля» первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе фразы с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера;
- показывать результат элементов двухголосия.
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им;
- жанры вокальной музыки.
- уметь правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, точно повторить заданный звук, в подвижных песнях делать быстрый вдох, правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- уметь давать критическую оценку своему исполнению;
- уметь показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровождения;
- принимать активное участие в творческой жизни музыкальной студии.
- знать и понимать основные типы голосов;
- различать жанры вокальной музыки;
- уметь использовать типы дыхания;
- владеть навыками поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;
- уметь осуществлять реабилитацию при простудных заболеваниях;
- уметь узнавать образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народного творчества;
- уметь петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.
- знать и понимать основные типы голосов;
- различать жанры вокальной музыки;
- использовать разные типы дыхания;
- владеть навыком поведения певца до выхода на сцену и во время концерта;
- уметь осуществлять реабилитацию при простудных заболеваниях;
- знать и применять особенности многоголосого пения;
- понимать обоснованность сценического образа;
- уметь петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы, исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
III. Тематическое планирование программы
музыкальной студии «В мире звуков»
3 класс (34 часа)
Тема, раздел курса, примерное количество часов | Предметное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Формы проведения занятий | Электронные образовательные ресурсы |
Звуки, которые нас окружают (5 ч.) | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой на год. Вводное занятие. «Звуки, живущие в единстве». «Звукоряд». «Хоровое сольфеджио». Знакомство с нотами. Вокальные упражнения, песни, построенные на элементах звукоряда. «Проще простого», «Волшебные нотки». Игры и упражнения направлены на развитие музыкальных способностей учащихся (слух, ритм, память), умение определять и выделять различные звуки по группам. | Познакомиться с элементами нотной записи. Различать по нотной записи. Определять на слух звукоряд в отличие от других последовательностей звуков. Петь с названием нот. Разучивать вокальные упражнения, песни, построенных на элементах звукоряда. | *Беседа «Техника безопасности на занятиях». *Музыкальные игры «Проще простого», «Звукоряд», «Волшебные нотки». *Групповая и индивидуальная игра. *Пение. | |
Развитие и охрана голоса (3 ч.) | «Вокальная гимнастика». Певческая установка и певческая позиция. Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция. Вокально-хоровая работа. Музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки. | Работать над дыханием, дикцией, вокальной позицией. Знать основные виды звуковедения. Показать выполнение вокальных упражнений (распевок). | *Прослушивание голосов. *Беседа о гигиене певческого голоса. *Вокально-хоровая работа. *Рекомендации для правильной голосовой деятельности. *Работа над дыханием. *Вокальное пение. *Скороговорки. | |
Разбудим голосок (6 ч.) | «Я красиво петь могу». Разучивание детских песен. Работа над музыкально-театрализованной сказкой (по выбору). «Мой голос - мой инструмент». Сценическое поведение. Знакомство с терминами унисон и двухголосие, сольное пение. | Выбрать главных героев музыкальной сказки. Разучить партии главных героев. Подготовить костюмы и декорации. Познакомиться с терминами унисон и двухголосие. | *Вокально-хоровая работа. *Сольная деятельность «Мой голос - мой инструмент». * Работа над музыкально-театрализованной сказкой | |
Музыка вокруг тебя (8 ч.) | Музыка как видом искусства. «Мир музыки». «Музыкальный букварь». «Я хочу услышать музыку». «Я - композитор, я - исполнитель, я - слушатель» «Мир музыки»- Концерт для родителей. Правила и основы поведения на сцене, на занятии, репетиции. Манера исполнения песен. | Знать правила и основы поведения на сцене, на занятии, репетиции. Работать над содержанием исполняемой песни, создание музыкального образа, над манерой исполнения песен. Включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | *Групповая игра «Музыкальное лото». *Концерт для родителей. *Показ музыкально-театрализованной сказки. *Диалог с учителем по теме занятия. «Я - исполнитель». *Игра - имитация исполнительских движений. *Игра «Я - композитор» (сочинение небольших попевок, мелодических фраз). | |
Тайны инструментов (5 ч.) | Инструменты симфонического оркестра. «Три оркестра». Презентация «Тайны симфонического оркестра». Правила поведения в концертном зале. Жанры музыки. | Осваивать правила поведения на концерте. Определять жанры музыки. | *Просмотр видеозаписи концерта. *Слушание музыки, рассматривание иллюстраций. *Просмотр презентации. *Исполнительская деятельность. *Диалог с учителем о роли дирижёра. *Игра - имитация дирижёрских жестов во время звучания музыки «Я - дирижёр». | |
Творчество (3 ч.) | Музыкальная викторина «Знаете ли вы музыку?» Приём «Игровое четырёхручие». Кроссворды, ребусы. | Соблюдать правила игры и дисциплины. | *Кроссворды, ребусы. *Музыкальная викторина «Знаете ли вы музыку?». | |
Радуга талантов (4 ч.) | Подготовка сольных партий. Репетиция концерта. Генеральная репетиция концерта. Отчетный концерт «Радуга талантов». | Проявлять творчество детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. Изготавливать декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Формировать положительное отношение к творческим профессиям. Уметь рефлексировать, давать оценку своим действиям. | *Репетиции *Отчётный концерт в актовом зале для родителей. |
4 класс (34 часа)
Тема, раздел курса, примерное количество часов | Предметное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Формы проведения занятий | Электронные образовательные ресурсы |
Звуки, которые нас окружают (5 ч.) | Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с программой на год. Вводное занятие. Игры «Мир волшебных звуков», «Звуки моей души», «Музыкальные часы», «Семицветик». Свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Игры и упражнения направлены на развитие музыкальных способностей учащихся (слух, ритм, память), умение определять и выделять различные звуки по группам. Составление музыкального словаря. | Знать свойства звука: высота, громкость, длительность, тембр. Находить по нотам границы музыкальной фразы, мотива. Исполнять на клавишных инструментах или виртуальной клавиатуре попевок, кратких мелодий по нотам. | *Беседа «Техника безопасности на занятиях». *Музыкальная игра «Семицветик», «Два рояля». *Групповая и индивидуальная деятельность. *Составление музыкального словаря. | |
Развитие и охрана голоса (3 ч.) | Работа над певческим дыханием. Распевание. Скороговорки. Вокальная позиция. Дикция. Звуковедение. Двухголосие. Работа с солистами. Вокально-хоровые и дыхательные упражнения. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Беседа о гигиене певческого голоса, прослушивание голосов. | Работать над дыханием, дикцией, вокальной позицией. Знать основные виды звуковедения. Изучать элементы двухголосия. | *Прослушивание голосов. *Беседа о гигиене певческого голоса. *Групповая игра «Вокальная гимнастика». *Вокально-хоровые и дыхательные упражнения. *Парная и индивидуальная деятельность. | |
Разбудим голосок (6 ч.) | «Звучит, поёт моя душа». Разучивание детских песен. Работа над музыкально-театрализованной сказкой. Разучивание партий главных героев Профессии музыкального театра: дирижёр, режиссёр, оперные певцы, балерины и танцовщики, художники и т. д. Сольная и хоровая деятельность. Вокально-хоровая работа. | Познакомиться с миром театральных профессий, творчеством театральных режиссёров, художников и др. Создавать эскизы костюмов и декораций к музыкальной сказке. Анализировать выразительные средства, создающие образы главных героев, противоборствующих сторон. Наблюдать за музыкальным развитием, характеристика приёмов, использованных композитором. | *Сольная и хоровая деятельность. *Диалог с учителем по поводу синкретичного характера музыкального спектакля (сказки). *Вокально-хоровая работа. *Игра «Душа поёт». | |
Музыка вокруг тебя (8 ч.) | «Пусть музыка звучит». «Великие классики». «Путешествие в страну музыки». Создание фильма-мюзикла по выбранной музыкальной сказке. Музыка как вид искусства. Музыкальные игры: «Мир музыки», «Музыкальное лото», «Великие классики», «Я слышу музыку». Работа в ансамбле. | Разучивать, исполнять отдельные номеров из музыкального спектакля. Создавать эскизы костюмов и декораций к музыкальной сказке. Отрабатывать сценические движения. Обсуждать музыкально-выразительные средства, передающие повороты сюжета, характеры героев. | *Групповая игра «Мир музыки». *Музыкальная игра «Музыкальное лото», «Великие классики», «Я слышу музыку», *Работа в ансамбле. *Пение. *Съёмка фильма-мюзикла. | |
Три оркестра (5 ч.) | Симфонический оркестр. Народный оркестр. Эстрадный оркестр. Тембры инструментов. Презентация «Тайны трёх оркестров». Просмотр концерта симфонической музыки. Сольная и ансамблевая исполнительская деятельность. Музыкальная викторина. | Познакомиться с составом симфонического, народного, эстрадного оркестров, группами инструментов. Определять на слух тембры инструментов. | *Сольная и ансамблевая исполнительская деятельность. *Просмотр презентации. *Просмотр концерта симфонической музыки. *Просмотр фильма об устройстве оркестра. *Музыкальная викторина на знание конкретных произведений и их авторов, определения тембров звучащих инструментов. | |
Творчество (3 ч.) | «Все про музыку мы знаем, поем, танцуем и играем». Жанры музыки: песня, танец, марш. Значение красоты и вдохновения в жизни человека. Двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку». | Соблюдать правила игры и дисциплины. Рефлексировать собственное эмоциональное состояние после участия в двигательных импровизациях. Закреплять знания о жанрах музыки: песня, танец, марш. | *Групповая и парная игра. *Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?». *Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека. * Двигательная импровизация под музыку лирического характера «Цветы распускаются под музыку». | |
Радуга талантов (4 ч.) | Выбор главных исполнителей музыкальных сказок, сольных партий. Изготовление декораций, костюмов для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Репетиция концерта. Генеральная репетиция концерта. Отчетный концерт «Радуга талантов». | Проявлять творчество детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок. Изготавливать декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Формировать положительное отношение к творческим профессиям. Уметь рефлексировать, давать оценку своим действиям. | *Репетиции. *Отчётный концерт в актовом зале для родителей. |
Приложение 1
Материально-техническое обеспечение
музыкальной студии «В мире звуков»
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
| |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | «Мир вокального искусства» автор: Г.А. Суязова. - Волгоград: «Учитель», 2010. «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А., 1997г. «Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, М.: «Аквариум», 1999 г. «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991г. «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996г. «Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей». Автор: Исаева И. – М.: Издательство «Астрель», 2006г. «Дыхательная гимнастика при вашей болезни» (дыхательная гимнастика А. Стрельниковой. Автор: Казьмин В.Д. – Ростов-на-Дону: Издательство «Баро-пресс», 2004г. |
| |
10 11 | Персональный компьютер |
| |
12 13 14 15 16 | Информационно-коммуникационная сеть (Интернет) https://resh.edu.ru/ - информационно-образовательная среда https://education.yandex.ru/ - российская образовательная платформа https://www.yaklass.ru/ - цифровой образовательный ресурс для школ https://www.youtube.com/ видеохостинг. |
| |
17 18 19 20 | Помещение для занятий (в соответствии с действующим СНиПом). Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Музыкальные инструменты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа по внеучебной деятельности «Интеллектуальная радуга»
Представленная программа актуальна с точки зрения реализации ФГОС второго поколения....
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Авторская программа внеурочной деятельности. Театральный кружок "В мире театра"
Данная программа помогает создать эмоциональную среду, увлекающую детей, настраивающую их на романтический лад, ориентирующую на успех, так как все дети любят играть в куклы, читать сказки, смотреть ф...
Рабочая программа по ЗОЖ (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Рабочая программа (авторская) по внеурочной деятельности «Разговор о здоровом питании» для 1 - 4 классов (здоровьесберегающее направление)
Авторская рабочая программа "С чего начинается Родина" краеведческой направленности 1-4 классы...
Авторская программа внеурочной деятельности по родному (татарскому) языку "В мире слов"
В настоящее время популяризация и более глубокое изучение родного языка является неоспоримым фактом. Чтобы развить у учащихся интерес к предмету, пробудить желание лучше знать свой родной язык, необхо...