Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»
материал
Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Афанасьева Анита Михайловна. Я являюсь учителем –наставником. Мы, вместе с молодым коллегой, представляем вашему вниманию выступление по теме:
«Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»
Слайд 1-2
Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Ему необходимо получить поддержку опытного наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Именно в первые годы начинается интенсивное формирование тех качеств, которые определяют степень мастерства будущего педагога.
В сентябре 2021 года, в нашу школу пришел молодой педагог – учитель начальных классов Аникеева Анастасия Алексеевна. Ее наставником я являюсь полтора года.
Слайд 3
Цель и основные задачи работы с молодыми педагогами
Цель: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; сокращение срока адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности; обеспечение самостоятельного и качественного выполнения обязанностей.
Задачи:
-помочь начинающему педагогу в личностной и социально – педагогической адаптации;
-оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми;
-оказать методическую помощь начинающему педагогу;
-способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога;
-сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.
Слайд 4
Я придерживаюсь таких принципов наставничества:
Добровольность;
Гуманность;
Соблюдение прав молодого специалиста;
Конфиденциальность ;
Ответственность;
Искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
Взаимопонимание ;
Способность видеть личность.
Слайд 5
Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:
- 1-й этап - адаптационный. (1-й год работы)
Самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.
Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.
Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- 2 этап -основной (проектировочный) (2 год).
Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.
Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- 3 этап -контрольно-оценочный (3-й год)
Складывается система работы, имеются собственные разработки. Учитель внедряет в свою работу новые технологии.
Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий:
- составление плана работы наставника с молодым специалистом ( ИОМ);
- подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству (к концу 3 года)
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Индивидуальный план работы включил в себя следующие вопросы: (слайд ИОМ 6)
- помощь в адаптации к новым условиям трудовой деятельности;
- проведение диагностики (анкетирований, тестирований) потенциальных возможностей педагогов;
- знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;
- установление взаимоотношений с коллективом;
- помощь в разработке рабочих программ по предмету, составление календарно-тематического планирования, плана воспитательной работы;
- проведение инструктажа о ведении журналов (контроль ведения журналов), проверке дневников и тетрадей учащихся; контроль тематического планирования;
- посещение уроков с целью оказания методической помощи;
- помощь в составлении технологической карты уроков и их структуры; подбор методической литературы, наглядных пособий; контроле оценки знаний учащихся; самоанализе урока, внедрение в свою работу новых образовательных технологий;
- обсуждение планов проведения внеклассных мероприятий;
- изучение опыта коллег своего учреждения;
- осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;
- помощь в работе с родителями;
- осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки);
- формирование собственной системы работы
Была проведена диагностика:
- анкетирование для молодых специалистов на разных этапах первого года работы: (вводное- затруднения в профессиональной деятельности, промежуточное – уровень проф.подготовки, итоговое – по определению степени эмоциональной комфортности
- диагностическая карта изучения трудностей молодого педагога
- анкета по определению знаний и навыков, которыми уже обладает молодой педагог и на каких зонах роста необходимо сфокусироваться в работе с наставником
- анкета для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов ( степень комфортности в коллективе) в конце 1 года работы
В ходе анкетирования, бесед, посещения уроков и мероприятий выяснили уровень теоретической подготовки, а также в каких вопросах педагог испытывает трудности.
Результат: молодой специалист коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, самоорганизован, владеет современными средствами ИКТ, доброжелателен. Но, вместе с тем, имеет недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, в разработке программной документации по ФГОС, методике преподавания. Имея огромный запас теоретических знаний, молодой учитель зачастую затрудняется применять их на практике.
Анастасие Алексеевне, как и любому другому молодому специалисту, необходимы были своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном уроке, изучение и работа с технологической картой урока.
В решении этих затруднений помогает приём самоанализа урока «Колесо урока» Слайд 7
Инструкция. Самоанализ «Колесо урока» проводится после окончания урока. Чтобы отследить затруднения и динамику в работе педагога, этот метод рефлексии необходимо использовать на серии уроков в течение четверти.
Сектора - это этапы урока или виды деятельности, которые использует учитель на уроке (они могут варьироваться). Каждый сектор закрашивается максимально, если в реализации этого вида деятельности учитель достиг целей на уроке (10 баллов).
Слайд 8 Образец заполнения «Колесо урока»
Можно вписать комментарий в сектор, как подсказку для дальнейшей работы или пояснение к результату. После такого самоанализа нескольких уроков учитель увидит динамику своей работы.
Что касается информационной культуры, то она достаточно высока у Анастасии Алексеевны, и это помогло ей использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии в ходе проведения уроков и внеурочных занятий. Можно сказать, что в данной теме у нас присутствует Реверсивное наставничество, т.е Анастасия Алексеевна уже учит меня некоторым возможностям работы с компьютером.
Особую роль в становлении начинающего педагога играет его участие в методических мероприятиях школы, района, области. А это один из способов повышения методической компетентности учителя.
А теперь я хочу передать слово моей наставляемой Анастасие Алексеевне
Слайд 9-14 (выступление Аникеевой А.А)
Слайд 15
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/11/picture-1196419-1576066418.jpg)
Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»
Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/09/picture-1057530-1615290729.jpg)
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (статья)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/13/picture-559088-1605252215.jpg)
Тренинг "Есть контакт !"(семинар" Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов")
Тренинг – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения. Если говорить простыми словами, это групповое заняти...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-220317-1382874549.jpg)
Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества».
Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества»....
Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого педагога.
В течение последних лет одной из острых проблем образовательной системы России стало отсутствие связи между поколениями преподавателей. Особенно это сказывается на тех, кто только начинает свою карьер...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-610378-1698934133.jpg)
Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов
Статья "Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов" раскрывает роль учителя-наставника в профессиональном становлении молодых коллег, подчеркивает важность совместного со...
Наставничество - одна из форм успешной адаптации молодых педагогов
В материале представлены цель наставничества, формы и методы работы....