Выступление на районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»
материал

Афанасьева Анита Михайловна

 Выступление на  районном семинаре «Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Афанасьева Анита Михайловна. Я являюсь учителем –наставником. Мы, вместе с молодым коллегой, представляем вашему вниманию выступление по теме:

«Наставничество как форма профессиональной адаптации молодого педагога»

Слайд 1-2

Сегодня система наставничества в школе вновь заслуживает самого пристального внимания. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Ему необходимо получить поддержку опытного наставника, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Именно в первые годы начинается интенсивное формирование тех качеств, которые определяют степень мастерства будущего педагога.

 В сентябре 2021 года, в нашу школу пришел молодой педагог – учитель начальных классов Аникеева  Анастасия Алексеевна. Ее наставником я являюсь полтора года.

Слайд 3

Цель  и основные задачи работы с молодыми педагогами

Цель: оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; сокращение срока адаптации к конкретным условиям профессиональной деятельности; обеспечение самостоятельного и качественного выполнения обязанностей.

  Задачи:

-помочь начинающему педагогу в личностной и социально – педагогической адаптации;

-оказать помощь в проектировании и организации образовательной деятельности с детьми;

-оказать методическую помощь начинающему педагогу;

-способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего педагога;

-сформировать у начинающего педагога потребность в непрерывном самообразовании.

Слайд 4

Я придерживаюсь таких принципов наставничества:

Добровольность;

Гуманность;

Соблюдение прав молодого специалиста;

Конфиденциальность ;

Ответственность;

Искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

Взаимопонимание ;

Способность видеть личность.

Слайд 5

Наставничество в нашем педагогическом коллективе выстроено в три этапа:

  • 1-й этап - адаптационный. (1-й год работы)

  Самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

  • 2 этап -основной (проектировочный) (2  год).

  Процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, авторитета среди детей, родителей, коллег.

Наставник осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

  •   3 этап -контрольно-оценочный  (3-й год)

 Складывается система работы, имеются собственные разработки.  Учитель внедряет в свою работу новые технологии.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

    С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий:

  • составление плана работы наставника с молодым специалистом ( ИОМ);
  • подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
  • осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
  • анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству (к концу 3 года)

  При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.

Индивидуальный план работы включил в себя следующие вопросы:  (слайд ИОМ 6)

  • помощь в адаптации к новым условиям трудовой деятельности;
  • проведение  диагностики (анкетирований, тестирований)  потенциальных возможностей педагогов;
  • знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;
  • установление взаимоотношений с коллективом;
  • помощь в разработке рабочих программ по предмету, составление календарно-тематического планирования, плана воспитательной работы;
  • проведение   инструктажа о ведении журналов (контроль ведения журналов), проверке дневников и тетрадей  учащихся; контроль тематического планирования;
  • посещение уроков с целью оказания методической помощи;
  • помощь в составлении технологической карты уроков и их структуры; подбор методической литературы, наглядных пособий; контроле оценки знаний учащихся; самоанализе урока, внедрение в свою работу новых образовательных технологий;
  • обсуждение планов проведения  внеклассных мероприятий;          
  • изучение опыта коллег своего учреждения;
  • осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;
  • помощь в работе с родителями;
  • осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки);
  • формирование собственной системы работы

Была проведена диагностика:

- анкетирование для молодых специалистов на разных этапах первого года работы:  (вводное- затруднения в профессиональной деятельности, промежуточное – уровень проф.подготовки, итоговое – по  определению степени эмоциональной комфортности

-  диагностическая карта изучения трудностей молодого педагога

- анкета по определению знаний и навыков, которыми уже  обладает молодой педагог и на каких зонах роста необходимо сфокусироваться в работе с наставником

- анкета для мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов ( степень комфортности в коллективе)  в конце 1 года работы

    В ходе анкетирования, бесед, посещения уроков и мероприятий выяснили уровень теоретической подготовки, а также в каких вопросах педагог испытывает трудности.

   Результат: молодой специалист коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, самоорганизован, владеет современными средствами ИКТ, доброжелателен. Но, вместе с тем, имеет недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, в разработке программной документации по ФГОС, методике преподавания. Имея огромный запас теоретических знаний, молодой учитель зачастую затрудняется применять их на практике.

  Анастасие Алексеевне, как и любому другому молодому специалисту,  необходимы были своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уроков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие средства обучения будут эффективны на данном уроке, изучение и  работа с технологической картой урока.

В решении этих затруднений помогает приём самоанализа урока «Колесо урока»    Слайд 7

Инструкция. Самоанализ «Колесо урока» проводится после окончания урока. Чтобы отследить затруднения и динамику в работе педагога, этот метод рефлексии необходимо использовать на серии уроков в течение четверти.

Сектора - это этапы урока или виды деятельности, которые использует учитель на уроке (они могут варьироваться). Каждый сектор закрашивается максимально, если в реализации этого вида деятельности учитель              достиг целей на уроке (10 баллов).

C:\Users\Apple\Desktop\Безымянный.png

Слайд 8  Образец заполнения «Колесо урока»

Можно вписать комментарий в сектор, как подсказку для дальнейшей работы или пояснение к результату. После такого самоанализа нескольких уроков учитель увидит динамику своей работы.


  Что касается информационной культуры, то она достаточно высока у Анастасии Алексеевны,  и это помогло ей использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии в ходе проведения уроков и внеурочных занятий. Можно сказать, что в данной теме у нас присутствует Реверсивное наставничество, т.е Анастасия Алексеевна уже учит меня некоторым возможностям работы с компьютером.

  Особую роль в становлении начинающего педагога играет его участие в методических мероприятиях школы, района, области. А это один из способов повышения методической компетентности учителя.

А теперь я хочу передать слово моей наставляемой  Анастасие Алексеевне

Слайд 9-14 (выступление Аникеевой А.А)

Слайд 15

Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»

Доклад «Адаптация и профессиональное развитие молодого педагога»...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (статья)...

Тренинг "Есть контакт !"(семинар" Развитие профессиональных компетенций молодых педагогов")

Тренинг  – это метод активного обучения, который направлен на развитие знаний, навыков и социального поведения. Если говорить простыми словами, это групповое заняти...

Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества».

Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества»....

Роль наставника в формировании профессиональных компетенций молодого педагога.

В течение последних лет одной из острых проблем образовательной системы России стало отсутствие связи между поколениями преподавателей. Особенно это сказывается на тех, кто только начинает свою карьер...

Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов

Статья "Роль наставничества в профессиональном росте молодых педагогов" раскрывает роль учителя-наставника в профессиональном становлении молодых коллег, подчеркивает важность совместного со...

Наставничество - одна из форм успешной адаптации молодых педагогов

В материале представлены цель наставничества, формы и методы работы....