Рабочая программа "Функциональная грамотность", 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа "Функциональная грамотность", 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_funktsionalnaya_gramotnost.doc | 130 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 1 пгт Спирово
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ______/ /
Протокол № 1 от « » августа 2023г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР МОУ ООШ №1 пгт Спирово ___________ / / от « » августа 2023г. | «Утверждено» Директор МОУ ООШ №1 пгт Спирово __________/ / Приказ № от « » августа 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(общеинтеллектуальное направление)
1класс
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения Программы НОО.
Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач:
- формирование умения читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствование культуры чтения, интереса и мотивации к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
- приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Программа состоит из четырех блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно - научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Место курса
На реализацию рабочей программы в 1- м классе отводится 33 часа
(1 раз в неделю).
Содержание программы
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно - следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково - символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно – научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно - научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно - научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Тематическое планирование
1 класс (33 ч)
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы внеурочной деятельности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Читательская грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | В. Бианки. Лис и мышонок. Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. Грузинская сказка. Лев и заяц. Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Е. Пермяк. Четыре брата. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | http://school- collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/materialview/ atomic_objects/651804 |
Итого | 8 | ||||
2. | Математическая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Про курочку рябу, золотые и простые яйца. Про козу, козлят и капусту. Про петушка и жерновцы. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. Про наливные яблочки. Про Машу и трех медведей. Про старика, старуху, волка и лисичку. Про медведя, лису и мишкин мед. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/75768 |
Итого | 8 | ||||
3. | Финансовая грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 | За покупками. Находчивый колобок. День рождения мухи-цокотухи. Буратино и карманные деньги. Кот Василий продает молоко. Лесной банк. Как мужик и медведь прибыль делили. Как мужик золото менял. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/75768 |
Итого | 8 | ||||
4. | Естественно-научная грамотность | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Как Иванушка хотел попить водицы. Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. Про репку и другие корнеплоды. Плывет, плывет кораблик. Про Снегурочку и превращения воды. Как делили апельсин. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. Иванова соль. В. Сутеев. Яблоко. | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения | http://school-collection.edu.ru https://uchebnik.mos.ru/ catalogue/material_ view/atomic_objects/75768 |
Итого | 9 | ||||
Итого 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Дата проведения | |
по плану | По факту | |||
В. Бианки. Лис и мышонок. | 1 | |||
Русская народная сказка. Мороз и заяц. | 1 | |||
В. Сутеев. Живые грибы. | 1 | |||
Г. Цыферов. Петушок и солнышко. | 1 | |||
М. Пляцковский. Урок дружбы. | 1 | |||
Грузинская сказка. Лев и заяц. | 1 | |||
Русская народная сказка. Как лиса училась летать. | 1 | |||
Е. Пермяк. Четыре брата. | 1 | |||
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. | 1 | |||
Про козу, козлят и капусту. | 1 | |||
Про петушка и жерновцы. | 1 | |||
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. | 1 | |||
Про наливные яблочки. | 1 | |||
Про Машу и трех медведей. | 1 | |||
Про старика, старуху, волка и лисичку. | 1 | |||
Про медведя, лису и мишкин мед. | 1 | |||
За покупками. | 1 | |||
Находчивый колобок. | 1 | |||
День рождения мухи-цокотухи. | 1 | |||
Буратино и карманные деньги. | 1 | |||
Кот Василий продает молоко. | 1 | |||
Лесной банк. | 1 | |||
Как мужик и медведь прибыль делили. | 1 | |||
Как мужик золото менял. | 1 | |||
Как Иванушка хотел попить водицы. | 1 | |||
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик. | 1 | |||
Про репку и другие корнеплоды. | 1 | |||
Плывет, плывет кораблик. | 1 | |||
Про Снегурочку и превращения воды. | 1 | |||
Как делили апельсин. | 1 | |||
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. | 1 | |||
Иванова соль. | 1 | |||
В. Сутеев. Яблоко. Промежуточная аттестация | 1 | |||
Итого: | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...
Финансовая грамотность. Рабочая программа 3 класс ВУД
Рабочая программа по Финансовой грамотности составленана основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), положения о рабочей програ...
Внеурочная деятельность. Курс "От вдумчивого чтения до грамотного письма". Рабочая программа 4 класс
Внеурочная деятельность. Курс "От вдумчивого чтения до грамотного письма". Рабочая программа 4 класс. 2022-2023 учебный год...