Внеурочная деятельность. Курс "От вдумчивого чтения до грамотного письма". Рабочая программа 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Внеурочная деятельность. Курс "От вдумчивого чтения до грамотного письма". Рабочая программа 4 класс. 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vdumchivoe_chtenie.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 19»
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальной школы Кузнецова Л.И. Протокол № от «___» августа 2022 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР Тесленко Н.А. «___» августа 2022 | «Утверждаю» И.о.директора МБОУ «Лицей № 19» Кадырова Ф.Ю. Приказ № от «___»_ августа 2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«От вдумчивого чтения до грамотного письма»
для _4 класса
на 2022-2023 учебный год
Составлена на основе авторской программы «От вдумчивого чтения до грамотного письма»
Количество часов: всего – 34 часа; в неделю - _1_ час
Составители программы: учитель Башкатова И.В., I квалификационной категории, Тугуз З.Х., учитель I квалификационной категории.
Пояснительная записка
Программа разработана и составлена в соответствии с:
1.Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №19» (Приказ № ____ от ____.2022 г.) на основе ООП НОО (ООО, СОО) МБОУ «Лицей
2.Федеральными государственными стандартами НОО (ООО, СОО).
3.Учебным планом МБОУ «Лицей №19» на 2022-2023 учебный год.
4.Программой воспитания МБОУ «Лицей №19»
Программа реализуется в 2022-2023 учебном году
5.Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
6.Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
7.Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20
___________________ (Приказ № ____ от ________2022 г.).
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей № 19» на 2022-2023 учебный год на изучение курса по внеурочной деятельности «От вдумчивого чтения до грамотного письма» отведено 34 часа в год, в неделю 1 час. Предмет изучается в течение года .
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть | Количество недель в четверти (согласно календарному графику) | Количество часов в неделю (согласно учебному плану) | Количество часов в четверти | Количество контрольных работ* | Количество часов, отведенныхна изучение РОСО* |
1 | 8 | 1 | 8 | ||
2 | 8 | 1 | 8 | ||
3 | 10 | 1 | 10 | ||
4 | 8 | 1 | 8 | ||
итого | 34 |
| 34 |
Воспитательный потенциал курса направлен на :
-воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Учет и оценка достижений планируемых результатов внеурочной деятельности ведется в электронном виде.
Цель курса: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний (устойчивый и осознанный интерес к чтению);
• совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников - смысловое чтение);
• сформировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги, энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как различными источниками информации; умения извлекать из текстов интересную и полезную информацию; преобразовывать её;
• обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).
• способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;
• развивать творческую читательскую деятельность учащихся через организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов, проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.;
• способствовать развитию традиций семейного чтения.
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года обучения. Курс «Вдумчивый читатель» 1-го года обучения рассчитан на 33 часа, 2-4 года - по 34 часа 1 раз в неделю. Общий объем часов с 1 – 4 класс составляет – 135ч.
Программа предусматривает проведение аудиторных и внеаудиторных занятий. Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.
Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Проекты
Толковый словарик
Поздравительная открытка герою любимого произведения
Загадки о книге и чтении
Лесные домишки
Карта путешествия Муравьишки
Крестики-нолики
Задачи из сказок (рассказов)
Книжка-малышка для самых маленьких
Толковый словарик
Моя первая книга
Саквояж любимого героя
Книга на сцене. В гостях у малышей. Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки
Рекорды книги Гиннеса на страницах книг
Книжная полка моих любимых книг
Конкурсы рисунков, оформление выставок рисунков
Моя Вообразилия
Создание сборника произведений определенной тематики (о родине, о животных, о времени года…).
Создание небольшого сборника пословиц, загадок (о чтении, книге)
Создание коллажей по темам: «Осень», «Зима», «Весна»
составление диафильма (комикса)
Подготовка и проведение праздников («Посвящение в читатели», «Книга -именинница»,
Реклама книги
Создание поделок и рисунков к прочитанным произведениям.
Создание эскизов костюмов для сказочных персонажей.
Сочинение собственных произведений в жанре рассказа, сказки.
Участие в подготовке и проведении викторин
Мы сочиняем сказку
Сказка в красках
Настроение и его оттенки. Словарь настроений. Составление словаря настроений
Хит-парад из 10-ти лучших книг, «Горячая Десятка»
Какие книги в детстве читали мои родители.
Самая старая книга в нашем доме.
Акции
День подарка просто так
Спасем елочку
Поможем зимующим птицам
Поможем бездомным животным
Книга в подарок
Праздники
«Папа, мама, я – читающая семья»
Праздник читательских удовольствий
Викторины и игры
«Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина;
«Знаешь ли ты мифы о Геракле?»;
«Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена;
Игра «Лего-чтение» Моделирование рассказа, сказки;
«Там, на неведомых дорожках» Игра-путешествие;
Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Литературная игра «Слабое звено»
Литературные диктанты «Внимательный читатель»
Конкурсы
Участие в конкурсе чтецов
«Самая читающая семья»
Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать»
Фотоконкурс «Я читаю!»
Конкурс кроссвордистов
«Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни
Конкурс «скороговорителей»
Другие виды практической и творческой деятельности
Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга»; «С чего начинается родина?»; «Никто не забыт, ничто не забыто»; «В жизни всегда есть место подвигу»
Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»
творческий пересказ
Пополнение и структуризация классной библиотечки (уголка чтения)
Создание выставок книг по темам
Практическое занятие. Как обернуть книгу.
Разные формы творческого пересказа;
Инсценировки и театрализации;
Практическое занятие. Как отремонтировать книгу
Отзыв о прочитанной книге
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (жанр); передавать последовательность сюжета; описывать героев.
Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.
Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность развития сюжета, описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответа-ми других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр, сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания
Чтение
Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми слова-ми, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.
Декламировать стихотворение.
Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.
Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.
Участвовать в ведении учите-лем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Пересказывать текст художественного произведения произведения (подробно).
Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.
Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст:
предполагать содер-жание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения;.
Составлять план.
Пересказывать текст подробно и выборочно
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Выбирать книгу в библиотеке
Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.
Декламировать стихотворение, отрывки прозы.
Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.
Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию,
фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов;
определять тему, вычитывать текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную (главную мысль).
Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.
Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.
Составлять план текста.
Выделять ключевые слова текста (фрагмента).
Находить в тексте материал для характеристики героя.
Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,
оглавление.
Выбирать книги в библиотеке, составлять краткий отзыв о прочитанной книге.
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
Формулировать вопросы.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.
Конструировать устное монологическое высказывание:
формулировать главную мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.
Создавать (устно) рассказ характеристику героя, устное описание
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.
Культура письменной речи
Создавать письменный текст (описание, отзыв).
Писать сочинение о личных впечатлениях после предварительной подготовки.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
2.Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
3-4 классы
Ученик обладает следующими умениями:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Регулятивные УУД
3-4 классы
– самостоятельно формулирует тему и цели занятия;
– составляет план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работает по плану, сверяя свои действия с целью, корректирует свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Познавательные УУД
3-4 классы
– вычитывает все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользуется разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекает информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывает и преобразовывает информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользуется словарями, справочниками, инциклопедиями;
– осуществляет анализ и синтез;
– устанавливает причинно-следственные связи;
– строит рассуждения.
Коммуникативные УУД
3-4 классы
– оформляет свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеет монологической и диалогической формами речи;
– высказывает и обосновывает свою точку зрения;
– слушает и слышит других, пытается принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности;
– задает вопросы.
Предметные результаты
4 класс
– самостоятельно осваивает незнакомый текст (читает про себя, задаёт вопросы автору по ходу чтения, прогнозирует ответы, осуществляет самоконтроль; проводит словарную работу по ходу чтения);
– формулирует основную мысль Т;
– составляет простой и сложный план Т;
–составляет уст.рассказ на материале прочитанного;
– имеет собственные читательские приоритеты, уважительно относится к предпочтениям других;
– самостоятельно дает характеристику героя
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
- писать отзыв о прочитанной книге;
- работать с тематическим каталогом;
- работать с детской периодикой.
- ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей
3.Содержание учебного предмета, курса
Программа курса составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о подвигах, о природе (о растениях и животных, о временах года).
На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Акцент делаем на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.
В программу для четвертого класса вошли в большинстве своем крупнообъемные произведения (повести, романы). Эти книги должны быть по возможности прочитаны детьми полностью. Только так можно формировать читательскую культуру и самостоятельность. Однако содержание программы по внеклассному чтению для 4 класса ориентировано на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, поэтому педагог может варьировать содержание программы, ориентируясь на уровень своего класса (не только в 4 классе).
Формы организации: беседа, выставка рисунков, практическая работа, кукольный театр – постановка мини-пьес, самостоятельная работа, экскурсия, игра по станциям, защита проекта, участие в тематических линейках, творческих конкурсах.
Содержание курса «От вдумчивого чтения до грамотного письма».
для каждого класса включает следующие разделы:
№ | Тема раздела | Произведения и их авторы |
«Лето с героями любимых книг» | Знакомство с перечнем книг для прочтения на каникулах. Книги, прочитанные детьми летом. | |
«Обо всем на свете» | Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы, загадки, скороговорки, народные песенки) | |
«Сказка мудростью богата...» | Русские народные сказки: «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Снегурочка». | |
Литературные сказки: Х.К. Андерсена «Русалочка», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», Горький М. «Воробьишка»; Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»; Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик», Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»; Усачев А. «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Тигр в клеточку»; Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»; Пушкин А.С. «Сказки» Л. Преображенская. «Тяп-ляп» П. Бажов. «Таюткино зеркальце» | ||
«Школьные годы чудесные» | Стихи А.Л. Барто, И. Токмаковой, В. Рыбина, С.Я. Маршака, Н.Наволочкина; Г. Остер «Вредные советы»; В.В. Голявкин. Рассказы из сборника «Карусель в голове»; К.В. Драгунской. Н.Г. Гарина-Михайловский «Детство Темы», Марк Твен «Приключения Тома Сойера»,А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», С.Михалков «Праздник непослушания» А. Борченко. «Буквы разбежались» | |
«Что такое хорошо и что такое плохо»
| рассказы Б. Житкова; стихотворения С.Я. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Б.Заходера, И. Токмаковой; Басни И. А. Крылова, С. Михалкова, Эзопа; С. Никитский «Это мальчик Боба»; Е. Пермяк «Кошелек»; В. Авдиенко. «Рыцари»; Ю. Дружников «Хвастунишка»; Ю. Ермолаев «Навестил»; Прокофьева «Сказка про честные ушки»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; В. Росин «Друзья познаются в беде» А. Горская. «Сосчитай-ка», «Разноцветный ветер» Н. Цуприк. «Айка» | |
«Ребятам о зверятах» | Бианки В.В. «Мишка-башка», «Лесные домишки», «Лесная газета»; К. Паустовский «Заячьи лапы»; Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»; Скребицкий Г.А. «Лесной голосок», «Кот Иваныч»; Снегирев Г. «Про птиц и зверей»; Чарушин Е.И. «Тюпа, Томка и сорока»; Н. Сладков «Почему год круглый?»; Е Соловьев Коралловый риф. Бажов П.П. «Серебряное копытце»; Мамин-Сибиряк Д.Н. «Аленушкины сказки», Астафьев В.П. «Стрижонок Скрип»; Житков Б.С. «Рассказы»; Пантелеев Л. «Про Белочку и Тамарочку»; Паустовский К.Г. «Кот-ворюга», «Похождения жука – носорога»; Пришвин М.М. «Охота за бабочкой»; Сладков Н.И. «Бежал ежик по дорожке», «Бюро лесных услуг»; Толстой А.Н. «Желтухин»; Толстой Л.Н. «Детям»; Ушинский К.Д. «Жалобы зайки»; В.П. Астафьев «Белогрудка», Г.А. Скребицкий. Ю.Д. Дмитриев «Таинственный ночной гость»).Стихотворения отечественных поэтов (Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Николая Рубцова, Саши Черного Б. Заходера, Ю. Мориц Сказки С.Г. Козлова «Ежик в тумане», «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Красота», «Как поймать облако» А. Горская. «Девочка и щенок» Л. Татьяничева. «Северные гости» | |
«Моя Вообразилия», | Б. В. Заходера «МояВообразилия»; К. Чуковский. Чудо-дерево; стихотворениями классиков современной детской поэзии Н. Матвеевой, И. Токмаковой,. Б. Заходера, Ю. Мориц, О. Григорьева, а также необычными, «фантазийные» рассказы и сказки Тима Собакина, Л. Петрушевской и чешского писателя МилошаМацоурека. | |
«Преданья старины глубокой» | Н.Н. Головин «Моя первая русская история», В.А. Вахромеев «Первые князья русские», А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей», древнегреческие мифы «12 подвигов Геракла» в пересказе В. Смирновой Л. Преображенская. «Дедушко Слышко» | |
«В жизни всегда есть место подвигу». | А. Митяев «Рассказы о русском флоте», С.Я. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое» Рассказы и статьи о Великой Отечественной войне, о детях, участниках войны. Н. Ваторопина. «Конверт без адреса» Л. Конторович. «Колька и Наташа» | |
«Мир удивительных путешествий и приключений», | К. Булычев «Путешествие Алисы»; Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали»; Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»; С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с гусями»; Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»; Д.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно». | |
«Самые умные книги»
| Знакомство с современными детскими энциклопедиями (серии «Почемучка», «Я познаю мир» и др.), работа со статьями. Размещенными на их страницах; знакомство с разными видами словарей | |
«Журналы и газеты для детей» | Журнальное путешествие. Периодические издания для детей: (библиотека) По страницам детских журналов. | |
«Встреча с библиотекой» | - Экскурсии в школьную, городскую библиотеку, городской краеведческий музей |
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
4 класс
№ | Кол-во часов | Дата проведе-ния | Корректиров-ка | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | ||||
план | факт | план | факт | ||||||
«Лето с героями любимых книг», 3 ч | |||||||||
1 | 1 | Книги, прочитанные детьми летом. | Учиться вступать в коммуникацию | ||||||
2 | 1 | Книги, прочитанные детьми летом. | Осознавать свою принадлежность к обществу | ||||||
3 | 1 | Книги, прочитанные детьми летом. | Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников | ||||||
«Обо всем на свете» , 3 ч | |||||||||
4 | 1 | Знакомство с малыми жанрами фольклора (пословицы,) | Воспринимать художественную литературу как вид искусства | ||||||
5 | 1 | Знакомство с малыми жанрами фольклора (загадки и скороговорки) | Воспринимать художественную литературу как вид искусства | ||||||
6 | 1 | Знакомство с малыми жанрами фольклора (народные песенки) | Проигрывать роль | ||||||
«Сказка мудростью богата...», 10 часов | |||||||||
7 | 1 | Русская народная сказка: «Марья Моревна» | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение | ||||||
8 | 1 | Русская народная сказка: «Перышко Финиста Ясна-Сокола» | Знакомиться с правилами поведения в общественных местах | ||||||
9 | 1 | Русская народная сказка: «Снегурочка». | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | ||||||
10 | 1 | Х.К. Андерсена «Русалочка» | Просмотр сказки | ||||||
11 | 1 | А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | ||||||
12 | 1 | Горький М. «Воробьишка»; Заболоцкий Н.А. «Как мыши с котом воевали»; | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | ||||||
13 | 1 | Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик», | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | ||||||
14 | 1 | Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени»; | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение | ||||||
15 | 1 | Э. Гофман «Щелкунчик и мышиный король» | Воспринимать художественную литературу как вид искусства | ||||||
16 | 1 | Пушкин А.С. «Сказки» | Воспринимать художественную литературу как вид искусства | ||||||
«Школьные годы чудесные» , 3 часа | |||||||||
17 | 1 | Рассказы из сборника «Карусель в голове»; К.В. Драгунской. | Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение | ||||||
18 | 1 | Н.Г. Гарина-Михайловский «Детство Темы» | Доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение | ||||||
19 | 1 | С.Михалков «Праздник непослушания» | Определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам | ||||||
«Что такое хорошо и что такое плохо», 3 часа | |||||||||
20 | 1 | Басни И. А. Крылова, С. Михалкова, Эзопа | Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников | ||||||
21 | 1 | Ю. Дружников «Хвастунишка» | Анализировать свою деятельность и деятельность одноклассников | ||||||
22 | 1 | Е. Пермяк «Для чего руки нужны» | Разрабатывать памятку | ||||||
«Ребятам о зверятах» , 3 часа | |||||||||
23 | 1 | К. Паустовский «Заячьи лапы» | Осознавать свою принадлежность к природе, окружающему миру | ||||||
24 | 1 | Снегирев Г. «Про птиц и зверей» | Осознавать свою принадлежность к природе, окружающему миру | ||||||
25 | 1 | Бажов П.П. «Серебряное копытце» | Осознавать свою принадлежность к природе, окружающему миру | ||||||
«Преданья старины глубокой», 3 часа | |||||||||
26 | 1 | Н.Н. Головин «Моя первая русская история» | Осознавать свою принадлежность к истории своей страны | ||||||
27 | 1 | В.А. Вахромеев «Первые князья русские» | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение | ||||||
28 | 1 | А.О. Ишимова «История России в рассказах для детей» | Осознавать свою принадлежность к природе, окружающему миру | ||||||
«Мир удивительных путешествий и приключений», 3 часа | |||||||||
29 | 1 | Я. Лари «Необыкновенные приключения Карика и Вали» | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение | ||||||
30 | 1 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с гусями» | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение | ||||||
31 | 1 | Л. Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес» | Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение | ||||||
«Самые умные книги», 2 часа | |||||||||
32 | 1 | Знакомство с современными детскими энциклопедиями (серии «Почемучка», «Я познаю мир» и др.), | Составление и оформление сообщения: пользуется словарями, справочниками, энциклопедиями; | ||||||
33 | 1 | Знакомство с современ-ными детскими энциклопедиями (серии «Почемучка», «Я познаю мир» и др.), | Выступление с сообщением | ||||||
«Журналы и газеты для детей» , 1 час | |||||||||
34 | 1 | Журнальное путешествие. Периодические издания для детей: (библиотека) По страницам детских журналов. | Знакомиться с видами библиотек |
6.Используемая литература
1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций. Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 2-4 кл.
2. Хрестоматия по литературе родного края : 1–4 кл. / сост.: А. Б. Горская, Н. А. Капитонова, Т. Н. Крохалева, Л. Н. Чипышева.
3. В родном крaю. Литературное чтение: учебно-методическое пособие / Н. Е. Скрипова, Л. А. Емельянова, С. Г. Талапова.
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение. (3 класс)
Материал содержит компьютерную презентацию на тему: "Развитие навыков продуктивного чтения и грамотного письма. Изложение." Данный материал подходит для учащихся 3 класса. Цель: развитие устной ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Путь к грамотности"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования
Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк с учетом федерального компонента государственного стандарта начального об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки тётушки Совы» (финансовая грамотность) социальное направление
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, четкое понимание того как работают деньги, как их зарабатывать и управлять ими. А чтобы успешно зарабатывать и управлять св...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности социального направления «Азы финансовой грамотности»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности социального направления«Азы финансовой грамотности»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Функциональная грамотность»
Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «От вдумчивого чтения до грамотного письма» для 3 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности «От вдумчивого чтения до грамотного письма» для 3 класса на 2023-2024 учебный год...