Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мои первые проекты, Риторика" 2023-2024 учебный год
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мои первые проекты, Риторика" 2023-2024 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_pervye_proekty_obshchee.docx66.78 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ‌‌

‌УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МО "ИКРЯНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"‌

МКОУ "Озерновская ООШ"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО НОО

________________________

Чембергенова Х.Т

Протокол №1 от «30» 08   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Бергер О.Б

Протокол №1 от «30» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Нургалиева А.Т

Приказ №116 от «31» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Мои первые проекты»

для обучающихся 1-4 классов

село Озёрное
2023г‌

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Духовно-нравственная направленность),  курс «Мои первые проекты» для 1-4 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы и  базисного учебного плана. Курс «Мои первые проекты» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. 

. Курс  представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет.

 Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный,  деятельностный подходы.  

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Основные цели и задачи курса

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). 

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

В соответствии с Образовательной программой и учебным планом рабочая программа рассчитана на 67 часов: в 1 классе 16 ч. в год, ( 33 занятия по о.5 часа в неделю) , в 2-4 классах  по 17 ч. в год ( 34 занятий  по 0.5 часа в неделю.

Основное содержание курса

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Содержание

  1. Круг твоих интересов. Хобби.  Понятие «хобби». Просмотр видеофрагмента об увлечениях.
  2. Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение задачи. Работа над проектным понятием «задача проекта». Организация и проведение работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта.
  3. Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задач.  Понятия «формулировка»  «сбор», «информация», энциклопедия», «интернет», книги,газеты, журналы
  4. Работа над проектом «Что такое хорошо».  Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации
  5. Карта и эмблема   проекта. План работы над проектом.
  6. Этапы работы над проектом.  Общая  цель и личная цель (цели) в работе над проектом.  Составление общего и личного планов работы над проектом.
  7. Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта,  подготовка   к защите проекта (семиминутное выступление перед аудиторией.
  8. Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта.   Толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством учителя.
  9. Требование к составлению анкет для проекта. Анкетирование.   толкование новых понятий.  Нахождение  важных, существенных признаков в любом начинании, в любом процессе. Составление вопросов для анкет.
  10.  Памятки. Составление памяток по теме проекта. Запоминание толкование новых понятий. Составление  памятки по теме проекта.
  11. Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере. Толкование новых понятий. Создание постера со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами, планами под руководством учителя.  Устные и письменные сообщения.
  12.  Практическая работа. Создание мини-постера. Создавать постер со ссылками и иллюстрациями, графическими схемами планами под руководством учителя. Создавать  устные и письменные сообщения.  
  13.  Работа над проектом «Милая сердцу старина». Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации.
  14.  Карта и эмблема   проекта. План работы над проектом. Выполнение исследования  и работа  над проектом, анализ  информации.  
  15.  Этапы работы над проектом. Продукт проекта. Создание собственных  творческих замыслов,  воплощение их  в творческом продукте.
  16.  Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта под руководством учителя.
  17.  Изучение и освоение возможностей программы МРР. Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
  18.  Программы МРР.  Анимация. Настройка анимации. Требования к составлению компьютерной презентации.
  19.  Программа МРР-Microsoft Power Point Дизайн. Нахождение  ошибок в готовой презентации и исправление их.  Работа  с командами «Обрезка» и «Границы рисунка».
  20. Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями.  Изучение и осваивание  возможности программы Microsoft Power Point.
  21. Требования к компьютерной презентации. Программа МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
  22.  Закрепление полученных знаний, умений и навыков в работе с программой МРР. Изучение и осваивание возможности программы Microsoft Power Point.
  23. Работа над проектом «Юный патриот». Выбор темы проекта. Актуальность. Источники информации
  24. Карта и эмблема   проекта. План работы над проектом. Выполнение исследования  и работа  над проектом, анализ  информации.
  25.  Этапы работы над проектом. Создание собственных  творческих замыслов,  воплощение их  в творческом продукте.
  26.  Подготовка паспорта проекта. Защита проекта. Составление паспорта проекта под руководством учителя.
  27. Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту. Знакомство с понятием «презентация проекта» .Индивидуальная помощь  детям по созданию презентации на бумаге.
  28.   Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка.
  29. Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.
  30. Твои впечатления от работы над проектом. Составление устных рекомендательных писем будущим проектантам.
  31. Пожелания будущим проектантам. Творческая работа . Составление и оформление рекомендательных писем будущим проектантам
  32. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году
  33. Советы на лето от Мудрого дельфина 

                                             

Учебно-исследовательская и экспериментальная  деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  • постановка проблемы, формулирование темы;
  •  выдвижение гипотез;
  • овладение методами исследования;
  • сбор собственного материала для эксперимента ;
  • обобщение, выводы;
  • защита работы.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры;
  • опыты;
  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
  • интеллектуальные головоломки;
  • практические занятия;
  • работа в компьютерном классе;  
  • дискуссии, беседы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • формирование рефлексии*. 

Метапредметные универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

Регулятивные УУД: умение классификацировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

        

Поурочное планирование 2класс (17ч) по 0.5 ч в 1 неделю -34 занятия

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1

2

Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал?

0.5

0.5

06.09.2023

13.09.2023

3

4

Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Проблема. Решение проблемы.

0.5

0.5

20.09.2023

27.09.2023

5

6

Гипотеза. Предположение. Гипотеза. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта.

0.5

0.5

04.10.2023

11.10.2023

7

8

Выбор нужной информации. Интересные люди- твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет.

0.5

0.5

18.10.2023

25.10.2023

9

10

Повторение пройденных проектных понятий. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

0.5

0.5

08.11.2023

15.11.2023

11

12

Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные  цвета.

0.5

0.5

22.11.2023

29.11.2023

13

14

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним.

0.5

0.5

06.12.2023

13.12.2023

15

16

Играем в ученых.«Мобильные телефоны».Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов. Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. Тест «Чему я научился?»

0.5

0.5

20.12.2023

27.12.2023

17

18

Памятка для учащегося-проектанта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектанта. Твои советы им.

0.5

0.5

10.01.2024

17.01.2024

19

20

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём. Выбор помощников в работе над проектом.

0.5

0.5

24.01.2024

31.01.2024

21

22

Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». Актуальность темы проекта. Твоё знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Выработка гипотезы-предположения. Твоё знакомство с понятием «выработка», «гипотеза», «предположение».

0.5

0.5

07.02.2024

14.02.2024

23

24

Цель проекта. Задачи проекта. Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы». Знакомство с интересными людьми. Интервью.

0.5

0.5

21.02.2024

28.02.2024

25

26

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор». Создание продукта проекта? Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка». Играем в учёных. Это интересно. Тест.

0.5

0.5

06.03.2024

13.03.2024

27

28

Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение). Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «Презентация». Значимость компьютеров в создании проектов. Презентация. Первые шаги составления презентации на компьютере.

0.5

0.5

20.03.2024

03.04.2024

29

30

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.

0.5

0.5

10.04.2024

17.04.2024

31

32

Тест «Добрые советы проектанту от мудрого Дельфина».  Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». Играем в учёных. Это интересно.

0.5

0.5

24.04.2024

08.05.2024

33

34

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности. Памятка жюри конкурса. Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ-рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

0.5

0.5

15.05.2024

22.05.2024

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Книгопечатная продукция

Для обучающихся:

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для 3 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

  • 1.  Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  • 2.  Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

Для учителя: 

  • Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  3 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2022. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
  • С. Н. Тур, Е. И. Васюкова. Духовно-нравственное воспитание.

Рекомендуемая  литература для учителя:

  1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников : Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

3.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование».

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

2. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 

3  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Настенная доска  с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. Компьютер

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ‌‌

‌УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ МО "ИКРЯНИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"‌

МКОУ "Озерновская ООШ"

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО НОО

________________________

Чембергенова Х.Т

Протокол №1 от «30» 08   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Бергер О.Б

Протокол №1 от «30» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Нургалиева А.Т

Приказ №116 от «31» 08   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Риторика»

для обучающихся 1-4 классов

село Озёрное
‌ 2023г‌

Пояснительная записка

  Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской «Риторика» Образовательная система «Школа2100». Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс,

 Ценностными ориентирами содержания данного  курса  являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование  интеллектуальных  умений, связанных  с  выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности, использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;

формирование   пространственных   представлений   и   пространственного  воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях

Основная цель курса риторики – обучать эффективному (результативному) общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью:  на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;  значительное место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности  (типа инструкций, рекомендаций) . Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего»; понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.

 Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

Задачи программы:

  • воспитание стремления к расширению кругозора учащихся;
  • развитие познавательных способностей;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности

 На занятиях по  риторике имеют место и такие методы и приемы, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д., однако особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

риторический анализ устных и письменных текстов;

риторические задачи;

риторические игры.

Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления .

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач. Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Общая характеристика кружка.

Кружок «Детская риторика»   входит   во   внеурочную  деятельность   по   социальному направлению.  Программа предусматривает  включение  задач и  заданий  трудность  которых  определяется  не  столько  филологическим содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью жизненной ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,   формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

 В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,  замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы.  Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –  это   возможность   научить   ученика   рассуждать,   сомневаться,   задумываться,  стараться  и самому найти выход – ответ.  

Формы проведения кружка.

Кружок   «Детская риторика»   учитывает   возрастные  особенности  младших  школьников (возрастная категория обучающихся: 7-10 лет), и  поэтому   предусматривает  организацию  подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе.  Во  время занятий  важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность  подходить   друг   к   другу,   переговариваться,   обмениваться   мыслями).   При  организации   занятий   целесообразно   использовать   принцип   игр   «Ручеёк»,  «Пересадки»,  принцип  свободного   перемещения  по  классу,  работу   в  парах  постоянного и сменного состава,   работу в группах.

 Формы подведения итогов реализации программы:

  • оформление, листовок, газет;
  • проектная деятельность
  • творческие работы
  • участие в  конкурсах

Место кружка в учебном плане.

Содержание   кружка   отвечает   требованию   к   организации   внеурочной  деятельности.  Тематика заданий отражает  реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную  информацию,   интересные      факты,   способные   дать   простор  воображению.

 Программа рассчитана  на  67 часов в год:  1 класс-16 часов (33 занятия), 2-4 класс – по 17часов ( 34 занятий) по 0.5 часа 1 раз в  неделю в каждом классе, продолжительность занятия 20-25 минут.  

Содержание программы

2 класс 17 часов  (34 занятий)

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычёркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний ), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов

—приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально-одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания  социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми  для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов

—получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества  (человек, семья, Отечество, природа,  мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов

—получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки. В ходе занятий кружка формируются личностные,   метапредметные   и   предметные   результаты

Личностные результаты:  «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»;

«развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».

Метапредметные результаты : «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»;

«овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,  построения рассуждений»;

«готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»;

« готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»;

опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач».

Результаты в предметной области «Филология» –

 «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».

Риторика помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

2-й класс

Личностными результатами изучения программы риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– анализировать тактичность речевого поведения в семье;

– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих учебных действий:

– формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

– пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

– отличать подробный пересказ от краткого;

– знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

– пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

– пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения программы «Детская риторика» является формирование следующих умений:

– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

– определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью );

– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

– давать оценку невежливому речевому поведению.

Тематическое планирование 2 класс – 34 занятий (17 часов)

№ п/п

Тема занятия

Вид деятельности

учащихся

Кол-во часов

Дата

ОБЩЕНИЕ – 17 часов

1.

2.

Проверь себя.  Повторение изученного в 1-м классе.

Приводить примеры важности общения в жизни людей. Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.

0,5

0,5

23.09.2023

ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА

3.

4.

Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

Говорит–пишет.

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания. Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) . Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях

0,5

0,5

5.

Твои речевые роли.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения

0,5

КАК МЫ ГОВОРИМ

6.

7.

Темп. Громкость. То же слово, да не так бы молвить (тон речи).

Называть несловесные средства общения.

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях.

0,5

0,5

8.

9.

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач

0,5

0,5

УЧУСЬ СЛУШАТЬ

10.

11.

Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения. Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают.

0,5

0,5

12.

13.

Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное. Слушаем, как говорят.

Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения. Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.

0,5

0,5

14.

Слушаем на уроке, слушаем целый день!

Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст.

0,5

ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА

15.

16.

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили. Называть речевые формулы вежливой просьбы. Характеризовать особенности скрытой просьбы. Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения.

0,5

0,5

17.

18.

О чём нам говорит шрифт.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текста. Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса)

0,5

0,5

19.

20.

Тема, основная мысль, заголовок.

Опорные слова.

Определять тему и основную мысль текста.

Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте.

0,5

0,5

21.

22.

Повторение.

Подробный пересказ.

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам

Различать подробный и краткий пересказ.

Пересказывать текст подробно.

0,5

0,5

23.

24.

Краткий пересказ.

План.

Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.

Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста. Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам . Составлять план текста для пересказа.

0,5

0,5

25.

26.

Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

Ответы на отказ.

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы. Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ. Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ. Оценивать степень вежливости отказа. Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие. Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ

0,5

0,5

ТИПЫ ТЕКСТОВ

27.

Типы текстов

Различать повествование, описание, рассуждение. Объяснять, чем они отличаются.

0,5

РАССУЖДЕНИЕ

28.

Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать. Называть части рассуждения. Вводить в рассуждение убеждающие примеры.

0,5

29.

30.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон. Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников. Различать точные и неточные рассуждения.

0,5

0,5

ОПИСАНИЕ

31.

32.

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении,загадки-описания, сочини загадку.

Определять тему, основную мысль описания. Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли. Определять в тексте его описательный фрагмент. Сочинять загадку, в основе которой лежит описание.

0,5

0,5

НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ

33.

34.

Было или придумано,

части рассказа.

Хочу вам рассказать.

Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком .

Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика. Реализовывать рассказ о случае из своей жизни. Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры.

Разыгрывать риторические игры

0,5

0,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса

Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 2 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 3 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Первые шаги в мире информатики» для 4 класса разработана в соответствии с требованиямиФедерального госуда...

Рабочая программа по курсу «Мои первые проекты»

Рабочая программапо курсу«Мои первые проекты»...